Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах"
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта.
Основанием для разработки проекта Федерального закона "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" являются:
Федеральный закон от 22.08.96 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (ст. 12 "Налоговое регулирование деятельности организаций кинематографии", ст. 15 "Иное финансовое и хозяйственное регулирование деятельности организаций кинематографии");
Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 10);
Закон Российской Федерации от 10.10.91 г. N 1735-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации" (п.3 статьи 23);
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" (п.1).
2. Цели и задачи принятия законопроекта.
Кинематографическая практика свидетельствует о двух обстоятельствах, решающим образом повлиявших на необходимость внесения дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах.
Первое: сокращение бюджетного финансирования производства и проката фильмов. В федеральном бюджете на 1997 год ассигнования на кинематографию предусмотрены в размере 0,06 процента от расходной части бюджета вместо 0,2%, определенных Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Второе: резкое сокращение в производстве фильмов притока внебюджетных инвестиций. Если за счет этих источников в 1992 году было профинансировано 159 фильмов, то в 1996 году только 5 кинолент.
В связи с этим освобождение от налога на добавленную стоимость и от налога на прибыль кинопроизводящих организаций создаст режим наибольшего благоприятствования, который поможет студиям самостоятельно мобилизовать дополнительные средства для производства отечественных фильмов в условиях бюджетного дефицита.
Режим налогообложения, предусмотренный статьей 15 Закона, явится стимулятором внебюджетных инвестиций и к 1998-1999 году финансовая ситуация в кинематографии начнет стабилизироваться, предприятия отрасли смогут давать достаточную прибыль. Если же собственные средства предприятий и внебюджетные вложения увеличатся, то к 1 января 2002 года, когда действие статей 12 (части 3, 4 и 5) и 15 (части 1, 3 и 6) утратит силу, можно будет рассчитывать на снижение доли государственного финансового участия в деятельности отрасли кино.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта.
Предметом правового регулирования является приведение налогового законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями, обусловленными статьями 12, 15 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Законопроектом предусмотрено внесение дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" данные дополнения предусматривают соответствующие льготы по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования
и место законопроекта в системе действующего законодательства.
В части налогообложения организаций кинематографии, действуют следующие законодательные акты (с внесенными изменениями и дополнениями):
Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость";
Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" в части действующих налоговых льгот.
В системе действующего налогового законодательства не урегулированы следующие проблемы кинематографии.
По налогу на добавленную стоимость.
Законопроектом предусмотрено освобождение от уплаты налога оборотов по реализации:
кинопродукции организаций кинематографии и прав на использование этой кинопродукции;
работ и услуг по производству фильма, производству кинолетописи, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма.
В настоящее время освобождены от уплаты данного налога услуги по выдаче на прокат кинофильмов, кино- и видеопрограмм, а также продажа билетов на киновидеосеансы.
По налогу на прибыль.
Законопроектом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли:
полученной организациями кинематографии от реализации кинопродукции или прав на ее использование, в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
полученной организациями кинематографии от выполнения работ и оказания услуг по производству фильма, производству кинолетописи, тиражированию фильма, прокату фильма, показу фильма и направленной на финансирование капитальных вложений этих организаций кинематографии. При этом не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не ограничивается;
полученной организациями кинематографии от реализации киноматериалов и кинооборудования и направленной на финансирование капитальных вложений этих организаций кинематографии. При этом облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не ограничивается;
организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направленной на производство фильма, тиражирование фильма, прокат фильма и показ фильма. При этом облагаемая налогом доля прибыли, направленной на эти цели, не ограничивается.
Действующим законом о налоге на прибыль льготы для организаций кинематографии не предусмотрены.
5. Финансово-экономическое обоснование.
Одними из источников формирования доходной части бюджета являются налоговые поступления, в том числе и от кинематографической деятельности, расходы на осуществление которой предусмотрены в бюджете отдельной строкой. При сбалансированности доходной и расходной частей бюджета недофинансирование расходов кинематографии приводит к сокращению объемов кинематографической деятельности и уменьшению налоговых поступлений. В январе - марте 1997 года кинематография недополучила из федерального бюджета 59,4 млрд. рублей.
Реализация предлагаемого законопроекта в 1997 году позволит высвобождаемые при этом от налогообложения денежные средства использовать на нужды кинематографии в порядке компенсации расходов, недофинансированных из федерального бюджета в I квартале 1997 года.
В этом случае принятие предлагаемых Госкино России поправок в отдельные законы Российской Федерации о налогах не потребует внесения изменений в доходную и расходную части федерального бюджета на 1997 год.
Сводный расчет прилагается.
6. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия
законопроекта.
Освобождение от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль создаст режим благоприятствования для кинематографической деятельности, поможет киностудиям самостоятельно мобилизовать дополнительные средства для производства отечественных фильмов в условиях бюджетного дефицита, будет способствовать удешевлению услуг по их показу в кинотеатрах, а вместе с тем достижению главной цели - доступности фильмов для всех слоев населения.
Приложение: по тексту на 1 листе.
Финансовое обоснование положений проекта Федерального закона
"О внесении дополнений в отдельные законы
Российской Федерации о налогах"
(млрд.рублей)
-------------------------------------------------------------------------
| |Взаимоотношения | Дополнительное
| Статьи закона |с бюджетом на | направление
| |1997 год с учетом | средств на кино
| |секвестра | в 1997 г.
-------------------------------------------------------------------------
1. - государственное финансирование 145,4 29,6
кинематографии
2. Статья 1:
- освобождение от налога на 13,7 13,7
добавленную стоимость - всего
в том числе:.
кинопроизводство 13,2 13,2
тиражирование фильмов 0,5 0,5
прокат и показ фильмов
(действующим законодательством
освобождены от налога)
3. Статья 2:
- освобождение от налога на 15,9 15,9
прибыль - всего
в том числе:
кинопроизводство 2,1 2,1
тиражирование и
прокат (показ) фильмов 0,8 0,8
инвестирование 13,0 13,0
Всего: 29,6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.