Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О порядке финансирования выплаты государственных пенсий"
Углубление финансового кризиса Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время в значительной степени связано не только с неплатежеспособностью плательщиков страховых взносов и ростом задолженности по выплате начисленной заработной платы, но и с непропорциональной и постоянно увеличивающейся нагрузкой по нестраховым выплатам из бюджета Пенсионного фонда. При этом, несмотря на законодательное требование о своевременном возмещении указанных расходов Пенсионному фонду федеральным бюджетом, последние начиная с 1992 года в полном объеме не перечисляются, зачастую даже без оформления как государственного долга в установленном порядке с внесением обязательств по погашению в федеральный бюджет.
Так, задолженность за 1992-94 г.г. составляет 1,63 трлн. рублей (без учета компенсации инфляционных потерь Пенсионного фонда), за 1995 г. - 2,63 трлн. рублей (без учета инфляционных потерь Пенсионного фонда), за 1996 г. - 12,8 трлн. рублей. В проектах федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда на 1997 года запланировано оформление внутреннего государственного долга перед Пенсионным фондом по возмещению произведенных расходов на выплату пенсий, подлежащих финансированию за счет федерального бюджета, за 5 лет (1992-96 г.г.) в сумме около 8 трлн. рублей.
Помимо перечисленных сумм недостаток указанных средств в Пенсионном фонде влечет за собой необходимость привлечения дополнительных ресурсов на выплату пенсий на кредитном финансовом рынке. В 1996 году Пенсионным фондом только на выплату процентов по привлеченным кредитам (ставка 50-60% годовых) израсходовано более 2 трлн. рублей.
Перечисленные расходы непосильным бременем ложатся на бюджет Пенсионного фонда, приводя к нарушению сроков выплаты пенсий, которые достигли к настоящему моменту 2-3 месяцев в дотационных территориях, а сумма задолженности Пенсионного фонда перед пенсионерами превышает 11,0 трлн. рублей.
Учитывая изложенное необходимо четко разграничить источники финансирования выплаты пенсий, не относящихся к трудовым их видам, которые обеспечиваются поступлением страховых платежей. Следует отметить, что поступление страховых взносов, даже при сложившемся уровне сбора, способно обеспечить своевременное финансирование выплаты пенсий, относящихся к трудовым их видам.
Одновременно следует четко соблюдать принцип авансирования федеральным бюджетом всех соответствующих пенсионных выплат, а также расходов по доставке и пересылке пенсий, отразив их при формировании федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда на очередной финансовый год.
Принятие данного закона позволит упорядочить взаимоотношения федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда, что в свою очередь позволит стабилизировать положение с выплатой пенсий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.