Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Важным направлением перехода к рынку является привлечение крупномасштабных иностранных инвестиций в российскую экономику, что требует наряду с развитием внутреннего законодательства обеспечения международно-правовых гарантий на основе соответствующих соглашений.
21 октября 1997 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
По содержанию указанное Соглашение во многом совпадает с аналогичными соглашениями, подписанными в 1992-1996 годах с Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом и др. Основными его положениями являются:
1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с законодательством этого государства.
2. Предоставление каждой из Сторон инвесторам государства другой Стороны режима, создающего равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств.
При этом каждое из государств Сторон вправе сохранять или устанавливать в своем законодательстве отдельные преимущества в пользу национальных инвесторов. Такое положение означает по существу, что национальный режим должен предоставляться иностранным инвесторам только в той мере, в которой это предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Македонии.
Кроме того, ни одна из Сторон не обязана распространять на инвесторов государства другой Стороны преимущества, которые она предоставляет инвесторам любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или иной договоренности по налоговым вопросам. Правительство Российской Федерации не будет также предоставлять македонским инвесторам преимущества, вытекающие из соглашений, заключенных с государствами, ранее входившими в состав Союза ССР.
3. Обязательство Сторон не предпринимать мер по принудительному изъятию иностранных капиталовложений в форме национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах.
Подобные меры должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством государства Сторон, на недискриминационной основе и сопровождаться выплатой компенсации в свободно конвертируемой валюте по рыночной стоимости капиталовложения.
При этом необходимо отметить, что в действующем Законе РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" механизм экспроприации не прописан.
4. Гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам в результате их деятельности, таких как доходы, суммы, выплачиваемые в погашение займов, относящихся к капиталовложению, платежи в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложения, а также сумм компенсации в случае принудительного изъятия капиталовложения.
5. Возможность рассмотрения в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором государства другой Стороны, а также споров между самими Сторонами относительно толкования и применения Соглашения. Учитывая, что Соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные российским законодательством, оно подлежит ратификации в соответствии с п.1а Статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Российско-македонское межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений обеспечит на международно-правовом уровне защиту интересов российских и македонских инвесторов, а также будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества между Россией и Македонией.
Соглашение не требует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета на его реализацию. Вместе с тем, в случае экспроприации (национализации) капиталовложений македонских инвесторов Правительство Российской Федерации должно будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда судом или арбитражем, в том числе международным арбитражем, будет установлено, что Российская Сторона не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед Правительством Республики Македонии или македонскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Такие же обязательства со всеми возможными последствиями берет на себя и Правительство Республики Македонии.
Соглашение заключено на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 395.
С учетом изложенного представляется целесообразным ратификация Соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель руководителя Департамента
международного сотрудничества Министерства
экономики Российской Федерации |
Д.А. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.