Пояснительная записка
к проектам федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации",
"О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР",
"О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1 и 193.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях",
"О внесении изменений и дополнений в статьи 152 и 154 Уголовного кодекса Российской Федерации",
"О внесении изменения в статью 29 Закона Российский Федерации "О гражданстве Российской Федерации"
(по вопросам усыновления)
Настоящие проекты федеральных законов подготовлены во исполнение постановления Государственной Думы "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением" от 19 сентября 1997 года N 1728-II ГД.
Необходимость их принятия обусловлена теми негативными тенденциями, которые имеют место в области усыновления детей, и отсутствием надлежащего государственного контроля за процессом усыновления в России, на что было обращено внимание в принятом Государственной Думой постановлении.
Предлагаемые правовые новеллы не изменяют основных принципов действующего законодательства об усыновлении, основанных на нормах международного права, а лишь корректируют и дополняют те его положения, которые на основании складывающейся практики усыновления являются недостаточными с точки зрения защиты прав и интересов российских детей при их усыновлении как российскими, так и иностранными гражданами.
Целями вносимых в законодательные акты Российской Федерации дополнений и изменений являются: обеспечение приоритета устройства российских детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан на территории Российской Федерации, установление дополнительных правовых гарантий соблюдения прав и интересов детей на всех этапах процесса усыновления, включая осуществление последующего контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей; достижение межгосударственных соглашений по сотрудничеству в области усыновления российских детей иностранными гражданами, гарантирующих безопасность детей, защиту их прав; предотвращение торговли детьми при усыновлении.
Для достижения указанных целей в проектах подготовленных федеральных законов предлагается установить:
порядок формирования государственного информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определение его правового режима (как информационного банка данных, относящегося к общероссийскому национальному достоянию), а также порядка пользования имеющейся в нем информацией (статья 122 СК РФ);
осуществление всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью только на безвозмездной основе (статья 123 СК РФ);
момент постановки ребенка на федеральный учет, который имеет правовое значение для принятия реальных мер по поиску ребенку семьи на территории всей Российской Федерации и последующего решения вопроса о возможности передачи ребенка на усыновление иностранным гражданам (статья 124 СК РФ);
необходимость личного предварительного общения будущих усыновителей с усыновляемым ребенком, с тем чтобы усыновление действительно производилось в интересах ребенка (статья 125 СК РФ);
запрещение посреднической деятельности по усыновлению детей (статья 126.1 СК РФ);
возможность отмены судом усыновления при нарушении при его производстве условий усыновления, представлении подложных документов, фиктивности усыновления (статья 141 СК РФ);
установление судебного контроля за реализацией права ребенка быть преимущественно усыновленным в стране его происхождения (статьи 263.1-263.4 ГПК РСФСР);
необходимость применения судами при усыновлении российских детей иностранными гражданами не только норм иностранного права, которые устанавливают те требования, которые предъявляются к будущим усыновителям, но и соответствующих норм российского права (статья 165 СК РФ);
сохранение за ребенком, усыновленным иностранными Гражданами, российского гражданства (статья 29 Закона о гражданстве Российской Федерации), введение консульского учета российских детей, усыновленных иностранными гражданами, с возложением обязанности по защите прав и интересов усыновленных российских детей, проживающих за границей, на консульские службы Российской Федерации (статья 165 СК РФ);
допустимость усыновления российских детей иностранными гражданами только при наличии двустороннего соглашения по вопросам межгосударственного сотрудничества в области усыновления, заключенного Российской Федерацией с государством, граждане которого желают усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации (предлагается ввести в действие по мере заключения указанных договоров и вступления их в силу для Российской Федерации, но не позднее 1 января 1999 года - статья 124 СК РФ, статья 2 проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации");
ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, за укрытие ребенка от передачи на воспитание в семью (статьи 122 СК РФ и 193.1 КоАП РСФСР), повышение мер административной и уголовной ответственности за незаконное усыновление, торговлю детьми (статьи 193.2 КоАП РСФСР, 152 и 154 УК РФ).
Реализация законопроектов не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 ноября 1997 года (протокол N 109) законопроекты направлялись на рассмотрение субъектам законодательной инициативы.
Указанные проекты доработаны и выносятся на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении с учетом замечаний и предложений комитетов Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, по безопасности, по проблемам Севера, по информационной политике и связи, а также Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.