Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка"
В настоящее время после вступления в силу Федерального закона от 15 мая 1995 года "Об общественных объединениях" в России практически отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее возможность участия граждан в оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Необходимость активной опоры на общественность, на законопослушных граждан диктуется обострением криминогенной обстановки в стране, недостаточностью имеющихся возможностей и ресурсов у правоохранительных органов, признается подавляющим большинством руководителей и практических работников правоохранительной сферы. Не секрет, что во многих сельских районах страны участковый инспектор милиции является единственным представителем органов правопорядка на огромной территории, и просто ничего не сможет сделать без помощи законопослушного населения. Невозможно обойтись без помощи жителей приграничных районов органам и войскам Федеральной пограничной службы.
Подтверждением актуальности представляемого законопроекта может служить тот факт, что более чем в половине субъектов Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, стремясь восполнить возникший пробел в федеральном законодательстве, для возрождения деятельности общественных формирований правоохранительной направленности уже приняли подобные нормативные акты. И в ряде регионов народные дружины, другие общественные формирования правоохранительной направленности уже активно работают, оказывают неоценимую помощь правоохранительным органам, являясь к тому же и своеобразной формой гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны населения. Однако, поскольку вопросы обеспечения правопорядка отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, эти нормативные акты не могут обеспечить достаточного правового регулирования в данной сфере, а в некоторых случаях - прямо противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В других регионах именно отсутствие федерального законодательства рассматривается органами государственной власти как основное препятствие к принятию соответствующих правовых актов.
Целью законопроекта являются: создание системы правовых норм, регулирующих участие граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка; повышение эффективности деятельности правоохранительной системы путем привлечения общественности к оказанию содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью и правонарушениями; укрепление одного из направлений государственной деятельности по профилактике правонарушений: возрождение ранее хорошо себя зарекомендовавших и создание новых участия граждан в обеспечении правопорядка.
Проект федерального закона определяет: правовые основы и принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; формы и содержание этой деятельности. права и обязанности участников и членов объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в обеспечении правопорядка; их социальные и правовые гарантии.
Некоторые принципиальные положения концепции законопроекта.
1. Признавая за гражданами право на защиту от преступных посягательств, на объединение для участия в оказании содействия правоохранительным органам, законопроект предусматривает необходимые меры государственного контроля за такого рода деятельностью, обусловленные ее спецификой, необходимостью обеспечения гарантий прав и свобод граждан, создания препятствий для деятельности под видом подобных объединений криминальных структур и незаконных вооруженных формирований.
2. Особое внимание в законопроекте уделено установлению правового статуса народных дружин, а также, впервые в законотворческой практике, - внештатных сотрудников правоохранительных органов. Это связано с тем, что наделяя указанных субъектов правоохранительной деятельности из числа граждан и их объединений необходимыми для осуществления своих функций властными полномочиями и устанавливая их повышенную социальную защиту, государство в лице органов исполнительной власти и правоохранительных органов обеспечивает руководство и постоянный контроль за соблюдением законности в деятельности этих институтов, несет ответственность за эффективность их участия в обеспечении правопорядка.
Устанавливая общие принципы организации и деятельности народных дружин, их обязанности и права, законопроект не обязывает, но предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления самостоятельно решать вопрос о целесообразности создания народных дружин с учетом местных условий, определять их структуру и численность, источники и порядок финансирования.
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект прошел всестороннюю апробацию, свою заинтересованность в его принятии проявили правоохранительные органы, руководители органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.
По сравнению с вариантом текста законопроекта, не принятым в первом чтении за основу в марте 1997 года, предлагаемый законопроект существенно переработан, уточнено его название, учтены замечания, высказанные депутатами при обсуждении. При подготовке законопроекта к первому чтению проведены дополнительные консультации с отделами Правового управления Аппарата Государственной Думы, учтены представленные ими замечания и предложения по совершенствованию текста законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.