Проект федерального закона N 97700178-2
"О введении государственной монополии на поставки этилового спирта,
спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Обеспечение государственной монополии
на поставки спиртосодержащей продукции
Глава III. Основные правила оборота
спиртосодержащей продукции
Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего Федерального
закона и ответственность за его нарушение
Глава I. Общие положения
Основные понятия используемые для определения государственной
монополии на поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов
и алкогольной продукции
Опт - определение, применяемое к установленной договором-соглашением партии товара или посреднических услуг при их доведении от производителя (поставщика) до розничной торговли или потребителя.
Цена оптовая - используется в обороте между изготовителями товаров и оптовыми торговцами (оптовиками).
Включает в себя: издержки производства, хранения, проценты за используемый кредит, налоги, расходы на рекламу, расходы по доставке и страхованию товара, таможенные пошлины и сборы, услуги посредников, прибыли и т.д.
Торговля оптовая - торговля крупными партиями товаров, используемых непосредственно для производственного потребления или для дальнейшей розничной торговли, с оплатой по безналичному расчету и специальным счетам.
Цена розничная - цена товара в сети розничной торговли, то есть цена, по которой товар или услуга реализуется населению. Определяется соотношением спроса и предложения.
Торговля розничная - представляет собой конечное звено при продаже товаров и оказанию услуг непосредственно потребителю.
Алкогольная продукция - определена ст.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Этиловые спирты - любые виды спиртов (в том числе технических) кроме денатурированных спиртов и их аналогов ректификация и возможность использования которых, как компонентов пищевой продукции, исключена.
Спиртосодержащие растворы - растворы с объемным содержанием этилового спирта 12% от объема в единице продукции.
Перечень этиловых спиртов и спиртосодержащих растворов с соответствующими пояснениями утверждается Правительством Российской Федерации.
Под оптовым оборотом этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции (далее спиртосодержащая продукция) понимаются ее экспорт, импорт, поставки, закупка, реализация оптовыми и мелкооптовыми партиями.
Оптовую партию спиртосодержащей продукции образуют более чем сто единиц одноименного штучного товара в фасовке для розничной реализации или общей стоимостью на сумму свыше ста минимальных размеров оплаты труда.
Мелкооптовую партию спиртосодержащей продукции образует одноименной штучный товар в фасовке для розничной реализации в количестве от двадцати до ста единиц или на общую сумму до ста минимальных размеров оплаты труда.
Поставка спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема, состоит из совокупности действий, унитарных организаций по обеспечению контроля за количеством и качеством спиртосодержащей продукции поступающей в торговый оборот, определения оптовой цены, объема (суммы) взимаемых акцизов, подлинности акцизных марок, правильность оформления сопроводительных документов и доведения данной продукции до потребителя через соответствующие федеральные и региональные и муниципальные специализированные предприятия.
Статья 1. Определение государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции
Под государственной монополией на поставки спиртосодержащей продукции понимается исключительное право государства в лице уполномоченных им унитарных организаций (образуемых органами государственной власти РФ и субъектов РФ) осуществлять деятельность по заключению договора комиссии с производителями или специализированными предприятиями на получение от них оптовых партий, спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции и последующей продаже ее оптовыми и мелкооптовыми партиями через учреждаемые ими специализированные предприятия только юридическим лицам для непосредственной переработки-потребления или розничной торговли.
Статья 2. Законодательство о государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции
Законодательство о государственной монополии на поставки и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона основанного на положениях Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", Федерального закона "О естественных монополиях" и принимаемых в соответствии с ними законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции относятся:
установление порядка определения цены на оптовые партии спиртосодержащей продукции;
установление порядка создания работы и ликвидации государственных предприятий федерального, регионального уровня по спиртосодержащей продукции и принятие решения о их создании;
регулирование экспорта, импорта и закупки оптовых и мелкооптовых партий спиртосодержащей продукции;
организация контроля за объемами и качеством спиртосодержащей продукции, поставляемой оптом и реализуемый в розницу;
определение порядка начисления и взимания (получение) акцизов с спиртосодержащей продукции, контроль за их целевым использованием;
установление порядка сертификации оптовых и мелкооптовых партий спиртосодержащей продукции;
установление государственных стандартов и технических условий в области производства закупки, поставки и реализации спиртосодержащей продукции и контроль за их соблюдением;
установление образца акцизных марок порядка их распределения и реализации;
определение требований, предъявляемых к спиртоизмерительным снарядам (приборам), правила их установки и эксплуатации;
установление порядка лицензирования деятельности по обороту оптовых партий спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 18% от объема единицы алкогольной продукции или с объемом производства в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона декалитров в год, а также лицензирование указанных видов деятельности;
предоставление на утверждение к бюджетному посланию перечня этиловых спиртов, спиртосодержащих растворов, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции, а также сопровождающих их товарных знаков; акцизных ставок производство, импорт и реализация оптовых партий которых разрешена только уполномоченным на это предприятиям согласно специального решения Правительства Российской Федерации;
установление порядка транзитного перемещения по территории Российской Федерации оптовых партий спиртосодержащей продукции, под соответствующие залоговые или гарантийные обязательства*, исключающих неуплату пошлины (акцизов);
установление правил организации и проведения аукционных торгов по реализации оптовых партий спиртосодержащей продукции (исключая фальсифицированную или некачественную, предназначенную для переработки), задержанной и невостребованной владельцами в установленные сроки, (реализация подобных партий продукции мелким оптом или в розницу не допускается);
определение порядка внесения (возврата) залога или оформления гарантийных обязательств под оптовые партии содержащей продукции, находящейся в пути от места производства до розничной торговли*;
организация и осуществление государственного учета и отчетности в области оборота оптовых партий спиртосодержащей продукции;
определение квот на поставки оптовых партий спиртосодержащей продукции, необходимой для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации;
организация в пределах своей компетенции взимания штрафов и исполнения норм об административной ответственности за нарушение законодательства о государственной монополии на оптовые поставки продукции;
установление в пределах своей компетенции норм и правил в области оборота оптовых партий спиртосодержащей продукции;
организация и ведение единого государственного реестра предприятий по производству и обороту спиртосодержащей продукции;
другие вопросы государственного регулирования оборота оптовых партий алкогольной продукции.
Статья 4. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции
К ведению субъектов Российской Федерации в области поставок спиртосодержащей продукции относятся:
установление в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительных ограничений на сверхнормативные (квотируемые) поставки партий спиртосодержащей продукции на подведомственную территорию в целях защиты здоровья и жизни граждан;
осуществление контроля за соблюдением законов и подзаконных актов регулирующих оборот оптовых партий спиртосодержащей продукции и реализация административной ответственности за выявленные нарушения;
установление в пределах своей компетенции порядка лицензирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по продаже в розничную торговлю оптовых партий алкогольной продукции местного изготовления** с объемом производства в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год для одного юридического лица или их объединений; а также всей алкогольной продукции изготовленной путем естественного брожения осуществление лицензирования указанных видов деятельности исключительно в пределах своей территории;
установление порядка создания, работы и ликвидации унитарных организаций местного уровня по поставкам спиртосодержащей продукции со сферой деятельности в пределах соответствующих административно-территориальных образований (район-город), принятие решения о их создании (ликвидации);
получение информации об объемах реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 12% от объема на территории соответствующих административно-территориальных образований и организация распределения в соответствии с этим поступающих от Федерации квот и акцизных марок;
участие в разработке и принятии федеральных и местных программ и основных направлений деятельности по вопросам регулирования оборота оптовых партий спиртосодержащей продукции в пределах своей компетенции;
подготовка и передача информации федеральным органам власти о расположенных на своей территории организациях по производству и обороту спиртосодержащей продукции;
подготовка и внесение предложений в федеральные органы власти о создании предприятий республиканского - областного уровня по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции.
Глава II. Обеспечение государственной монополии
на поставки спиртосодержащей продукции
Статья 5. Меры по обеспечению государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции
Обеспечение государственной монополии на поставки спиртосодержащей продукции включает в себя:
создание сети унитарных предприятий федерального, республиканского, областного, местного (муниципального) уровня по контролю за объемами, качеством, уплатой акцизов с оптовых и мелкооптовых партий спиртосодержащей продукции крепостью свыше 12% поставляемой по договорам комиссии непосредственно потребителю или в розничную торговлю и их сертификация;
лицензирование деятельности по экспорту, импорту, закупке, поставке и реализации спиртосодержащей продукции;
установление квот на объем, импорта, закупки, поставки и реализацию спиртосодержащей продукции;
запрет на реализацию спиртосодержащей продукции без соответствующих сертификатов государственных предприятий по оптовым поставкам;
запрет на поставки спиртосодержащей продукции, по импорту, на переработку, хранение, реализацию, перемещение между субъектами Федерации, необеспеченную залоговыми или гарантийными обязательствами;
запрет на поставки алкогольной продукции с товарными знаками включенными в специальный перечень без соответствующего решения Правительства Российской Федерации;
осуществление установки приемки и контроля за работой спиртоизмерительных приборов на всех стадиях производства и оборота спиртосодержащей продукции;
определение отпускных цен на оптовые партии спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта свыше 12%, как на поставляемые в пределах поданных заявок, так и сверх того;
установление государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области закупки, поставки, импорта, и реализации оптовых партий спиртосодержащей продукции;
сертификацию оптовых партий спиртосодержащей продукции и помещений для ее хранения;
начисление и получение акцизов с оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащих растворов и всех видов алкогольной продукции, включая пиво;
контроль за поступлением акцизов с оптовых партий спиртосодержащей продукции в федеральный и местные бюджеты и их целевым использованием.
Механизм реализации государственной монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции крепостью свыше 12% от объема обеспечивается Правительством Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Унитарное предприятие по поставкам спиртосодержащей продукции
Унитарное предприятие по поставкам спиртосодержащей продукции создается с целью контроля за количеством и качеством поступающей в торговый оборот продукции, а также для своевременного начисления и взимания акцизов.
Постановление о создании федеральных унитарных предприятий по оптовым поставкам принимает Правительство РФ на основании предложений вносимых субъектами Российской Федерации или соответствующими федеральными министерствами (ведомствами) отвечающими за организацию Российского алкогольного рынка и оборота на нем спиртосодержащей продукции:
- федеральные унитарные предприятия по поставкам спиртосодержащей продукции в пределах своей компетенции (территории) готовят предложения о создании республиканских, областных, краевых предприятий, решение по которым после согласования с субъектом Федерации, принимает, по поручению Правительства, соответствующее федеральное Министерство (ведомство);
- местные (муниципальные) унитарные предприятия по поставкам спиртосодержащей продукции создаются решением исполнительной власти субъектов федерации на основании предложений республиканских, областных, краевых предприятий по поставкам спиртосодержащей продукции по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления;
- унитарное предприятие по поставкам этилового спирта, спиртосодержащий с алкогольной продукции реализуют свои контрольные функции посредством заключения договоров комиссии на оптовые партии этилового спирта, и алкогольной продукции поступающей от производителя, поставщика непосредственно потребителю или в розничную торговлю; через начисления и взимания акцизов, продажу акцизных марок, а также через учреждаемые ими специализированные базы и магазины;
- положение (устав) об унитарных предприятиях по оптовым поставкам этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции утверждается соответственно их компетенции Правительством РФ и органами исполнительной власти субъекта Федерации.
Статья 7. Лицензирование деятельности по обороту оптовых партий спиртосодержащей продукции
Оборот оптовых партий спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации осуществляется исключительно юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и уполномоченными ею республиканскими и областными органами в пределах их компетенции и с учетом требований статей 6 и 7 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В первую очередь лицензируются предприятия, работающие на местных сырьевых ресурсах, имеющие собственное спиртовое производство с безотходными технологиями, выполняющие госзаказ или производящие продукцию на экспорт, работающие на местный рынок (не выше района, города), не имеющие задолженностей по уплате акцизов.
Решение о выдаче лицензии для организации занимающейся оборотом оптовой партии спиртосодержащей продукции на федеральном, региональном, республиканском и областном уровне (до района, города) принимается только при наличии у них залоговых или гарантийных обязательств на сумму равную размеру налоговых (акцизных) платежей с заявленного ими максимального полугодового оборота в пересчете на спирт не менее 0,02);
Вариант: месячного оборота:
- для организаций осуществляющих оборот этилового спирта, спиртосодержащий продукции в пределах меньших административных образований, лицензии выдаются на общий объем городового оборота не превышающем 0,02 млн.дкл. на одно юридическое лицо в пересчете на абсолютный алкоголь (спирт), при наличии ходатайства от местной администрации и органа самоуправления;
- лицензия выдается одна на все действия составляющие оборот спиртосодержащей продукции указанные в заявлении, в случае их совершения одним и тем же юридическим лицом на основе принадлежащих ему сырьевых и материально-технических ресурсов, или в (пределах) рамках административного образования не выше областного и приравненного к ним уровня;
- лицензирование деятельности предприятий занимающихся поставками оптовых партий спиртосодержащий продукции от производителя к потребителю разрешается только при предоставлении претендентом залоговых или гарантийных обязательств равных сумме налогов подлежащих уплате с фактически поставляемой им по договорам партий товаров (в течение 1 года).
Вариант - в размере поставок по договору комиссии: или - товаров находящихся в пути.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами и в письменной форме доводится до претендента на получение лицензии.
Лицензии выдаются на срок не менее трех лет. На меньший срок, (но не менее 1 года) лицензии выдаются в порядке исключения при наличии ходатайств от администрации территорий в пределах которой совершается лицензируемая деятельность.
Положения о порядке оформления и выдачи лицензий на оборот оптовых партий алкогольной продукции утверждаются Правительством Российской Федерации или соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Перечень условий для выдачи лицензий на оборот оптовых партий алкогольной продукции помимо указанных должен содержать только те условия, выполнение которых обеспечивает контроль за качеством и количеством закупаемой алкогольной продукции и полноту уплаты соответствующих налогов (акцизов).
Статья 8. Порядок досудебного разрешения споров по лицензированию деятельности по обороту оптовых партий спиртосодержащей продукции, созданию унитарных предприятий по оптовым поставкам и заключению договоров комиссии
Спор, возникающий между органом, выдающим лицензии на оборот оптовых партий спиртосодержащей продукции, и претендентом на получение лицензии по поводу ее выдачи, между унитарными предприятиями по оптовому обороту и производителем или поставщиком, рассматривается соответствующим вышестоящим государственным органом, осуществляющим лицензирование деятельности по обороту оптовых партий спиртосодержащей продукции или ведомством принявшим решение о создании организации (структуры) к которой предъявлены претензии, на основании обращения претендента на получение лицензии или заключение договора комиссии.
Решение, принятое вышестоящим государственным органом ведомствам, обязательно для нижестоящего органа, выдающего лицензию, заключающего договор комиссии.
Положение о порядке рассмотрения споров по выдаче лицензий на оборот оптовых партий спиртосодержащей продукции, заключения договора комиссии, разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в пределах их компетенции.
В случае недостижения согласия споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством через суд. На период судебного разбирательства унитарная организация, ведомство являющееся ответчиком по исковому заявлению приостанавливает любые исполнительно-распорядительные и контрольные функции в отношении истца.
Статья 9. Поставки и реализация оптовых партий спиртосодержащей продукции
Поставки от производителя-поставщика и реализация оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей продукции, с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции осуществляется исключительно через федеральные, региональные республиканские, краевые, областные и муниципальные унитарные организации.
Поставки и реализация оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной продукции для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации разрешается в пределах квот, субъекта Российской Федерации, согласно заявленного им объема потребления для местного рынка. Сверхквотируемые поставки могут осуществляться только с согласия субъекта Федерации и выделении дополнительных квот под акцизные марки выделяемые данному субъекту Федерации.
Реализация оптовых партий спиртосодержащей продукции разрешается исключительно через специализированные предприятия имеющие оборудование по контролю за количеством, качеством поступающей на реализацию продукции, специальные банковские счета и лицензию.
Поставка и реализация оптовых партий спиртосодержащей продукции осуществляется на основании договоров комиссии, заключаемых между предприятием-производителем (поставщиком) спиртосодержащей продукции, соответствующей унитарной организации по оптовому обороту спиртосодержащей продукции и специализированными территориальными организациями реализующими продукцию непосредственно потребителю или в розничную торговлю.
Организация по оптовому обороту спиртосодержащей продукции заключает договора с производителями-поставщиками этой продукции только в рамках своего статуса и в пределах выделенных квот.
Поставка спиртосодержащей продукции из одного региона (края, области) в другой разрешается на основании договора поставки, заключаемого между соответствующими федеральными организациями по оптовому обороту спиртосодержащей продукции.
Запрещена поставка спиртосодержащей продукции от производителя (поставщика) напрямую в розничную торговую сеть, минуя соответствующую территориальную унитарную организацию по оптовому обороту.
Специализированные предприятия по обороту спиртосодержащей продукции имеют право заключать договора на реализацию оптовой партии этилового спирта, спиртосодержащей продукции от производителя (поставщика), только через учредившую их унитарную организацию по оптовому обороту или по согласованию с ним через соответствующую вышестоящую организацию.
Статья 10. Регулирование отпускных цен на оптовые и мелкооптовые партии спиртосодержащей продукции
Правительство Российской Федерации, используя налоговый, в том числе акцизный механизм и механизм установления квот на импорт, поставку спиртосодержащей продукции, регулирует отпускные цены на реализуемые через унитарные организации оптовые партии спиртосодержащей продукции.
Оптовая цена на поставляемую через унитарную организацию на спиртосодержащую продукцию определяется на договорных условиях на всю поставляемую по договору партию, спиртосодержащей продукции.
Вариант - на каждую поставляемую согласно договору партию спиртосодержащей продукции.
При этом оптовые цены на спиртосодержащую продукцию, поставляемую по импорту или из других регионов при прочих равных условиях, не могут быть ниже оптовых цен на аналогичную продукцию местного производства.
Отпускная цена на потовые и мелкооптовые партии спиртосодержащей продукции, отправляемой непосредственно потребителю или в розничную торговлю, определяется унитарными предприятиями оптовой торговли, исходя из оптовой цены заявленной организацией-изготовителем, стоимости услуг поставщика-посредника, ставки акциза, стоимости оказываемых унитарным предприятием услуг, а для продукции поставляемой по импорту, учитывается ее таможенная стоимость и таможенные платежи. Отпускная цена на оптовые поставки сверх заявленных квот увеличивается пропорционально объему завышения квот и поступает полностью в местный (муниципальный) бюджет.
Минимальная цена для розничной продажи алкогольной продукции устанавливается правительством Российской Федерации только на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 12% от объема единицы продукции исключительно в целях защиты здоровья населения, обеспечения целевых поступлений на ликвидацию негативных последствий алкоголизма и развития местной перерабатывающей промышленности. В минимальную цену помимо составляющих отпускной цены входят налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, стоимость спец.марки, отчисления на ликвидацию негативных последствий алкоголизма. Размер отчислений составляет не менее 5% от розничной цены соответствующей алкогольной продукции и перечисляется на расчетный счет медицинских учреждений согласно утвержденного Правительством РФ перечня, составляемого по предложению субъектов Федерации.
Предприятия оптовой торговли спиртосодержащей продукции, оказывающие транзитные (посреднические) услуги по поставкам спиртосодержащей продукции, получают только стоимость оказываемых услуг (согласно заключаемым договорам), которая входит в отпускную цену алкогольной продукции и в цепи поставки от производителя до потребителя не должна превышать в общей сложности 25% от средней розничной цены товарной единицы спиртосодержащей продукции в поставляемой партии.
Статья 11. Установление квот на импорт, поставку и реализацию оптовых и мелкооптовых партий, спиртосодержащей продукции
Импорт спиртосодержащей продукции осуществляется не свыше объемов, недостающих для покрытия потребностей внутреннего рынка Российской Федерации.
Квоты на импорт, поставку и реализацию оптовых партий спиртосодержащей алкогольной продукции определяются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, исходя из баланса производства и потребления спиртосодержащей продукции с учетом заявленных потребностей субъектов Российской Федерации, интересов отечественного производства, в порядке предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 12. Первоочередное квотирование оптовых и мелкооптовых поставок спиртосодержащей продукции
Право первоочередного получения квот и заключения договоров комиссии на оптовые и мелкооптовые поставки спиртосодержащей продукции предоставляется отечественным производителям любых форм собственности в следующих случаях:
- при выполнении ими государственного заказа по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции или наличии собственного спиртового производства по производству пищевого спирта;
- при использовании процесса изготовления спиртосодержащей продукции в едином технологическом комплексе по производству и переработке сельскохозяйственной, алкогольной, фармацевтической, парфюмерной продукции, местного производства с безотходными технологиями, способствующими решению экологических проблем;
- при изготовлении спиртосодержащей продукции на экспорт, подверженный действующими договорами поставки или контрактами и актами растомаживания страны получателя;
- при отсутствии задолженностей перед соответствующими бюджетами по уплате акцизов.
Квоты выделяются на объемы производства спиртосодержащей продукции, равные по средней себестоимости, цене продукции, поставленной по госзаказу, цене сельскохозяйственной, фармацевтической, парфюмерной продукции, поставляемой потребителю или на реализацию соответствующим государственным предприятиям (с оплатой по перечислению), согласно заключаемых договоров или в объемах подтвержденных валютными поступлениями за экспорт.
Решение о первоочередном выделении квот принимается на основании заключенных договоров комиссии товарных накладных и платежных документов, за отгруженную на реализацию продукцию соответствующими федеральными и местными государственными предприятиями по оптовым поставкам в пределах их компетенции и с уведомлением вышестоящей структуры.
Спиртосодержащая продукция, поставляемая на оптовую и мелкооптовую реализацию в порядке первоочередного квотирования облагается акцизами в размере 80% от установленных ставок, при экспортных поставках акциз не взимается.
Положение о первоочередном квотировании разрабатывается Правительством Российской Федерации и субъектов Федерации в пределах их компетенции.
Глава III. Основные правила оборота
спиртосодержащей продукции
Статья 13. Условия для оборота спиртосодержащей продукции
Оборот оптовых партий спиртосодержащей продукции осуществляется специализированными организациями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам установленными для указанной деятельности; иметь надлежащим образом сертифицированное оборудование по контролю за качеством и объемами поставляемой спиртосодержащей продукции, специалистов по контролю за правильностью оформления сопроводительных документов и начислением акцизов.
К оптовому обороту допускается алкогольная продукция, изготовленная с применением этилового спирта, произведенного только из пищевого сырья.
Специализированные организации по оптовому обороту спиртосодержащей продукции с объемным содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции лицензируются только при наличии инициативного представления об их образовании со стороны соответствующей унитарной организации по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции.
Создание специализированных организаций (исключая фирменные магазины) с долевым участием иностранных инвесторов в целях оборота оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции не допускается.
Реализуемая в оптовой сети на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортируемая, сопровождается информацией в соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Статья 14. Организация, система управления и структура унитарных организаций по оптовому обороту спиртосодержащей продукции
Структура унитарных организаций по оптовому обороту спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции определяется Правительством Российской Федерации, соответствующими органами субъектов Федерации и местного самоуправления в пределах их компетенции, через утверждение положения или устава о унитарной организации по оптовому обороту спиртосодержащей продукции.
В положении-уставе организации по оптовому обороту спиртосодержащей продукции обязательно оговаривается ее статус, территория деятельности, объем и номенклатура пропускаемого через нее товара, порядок исчисления и удержания акцизов, возможность внесения представлений о создании специализированных предприятий по оптовому обороту спиртосодержащей продукции.
Положение-устав организации утверждается органом, принявшим решение об образовании предприятия.
По своему статусу унитарные организации по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции подразделяются на организации:
федерального уровня - Осуществляют деятельность по экспортно-импортному обороту оптовых партий спиртосодержащей продукции, участвуют в выполнении госзаказа на поставки спиртосодержащей продукции для государственных нужд. Доведение указанной продукции в соответствии с установленными квотами до учреждаемыми республиканских, областных, краевых предприятий по оптовым поставкам;
республиканского, областного, краевого уровня - Обеспечивают поставку оптовых партий спиртосодержащей продукции между регионами и субъектами Федерации в объемах и территории определяемой правительством Российской Федерации по предоставлению соответствующих субъектов Федерации;
муниципального (местного) уровня - Обеспечивают оптовый оборот спиртосодержащей продукции на территории соответствующего субъекта Федерации в объемах и границах, определяемых уставом. Вносят представления на лицензирование специализированных организаций по оптовому обороту спиртосодержащей продукции.
Статья 15. Аукцион на право поставки оптовых партий спиртосодержащей продукции между субъектами Федерации
Аукцион на право поставки оптовых партий спиртосодержащей продукции по экспортно-импортным операциям, а также на закупку и поставку оптовых партий спиртосодержащей продукции между субъектами Федерации в пределах неосвоенных выделенных квот проводится с целью определения предприятий, предлагающих наиболее выгодные для федерального и местного бюджетов условия по поставкам оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, как для удовлетворения местных незакрытых собственным производством, потребностей, так и на экспорт.
Согласно заявок на потребление и реализацию спиртосодержащей продукции устанавливаются следующие квоты:
федеральные - в размере разницы между заявленными субъектами объемами потребления, розничной реализации и экспорта спиртосодержащей продукции и наличием собственных сырьевых и производственных ресурсов для их удовлетворения;
республиканские, областные, краевые - в объеме заявленного собственного потребления, розничной реализации, удовлетворяемого за счет собственных сырьевых и производственных ресурсов, исключая экспорт;
местного (муниципального) уровня - в пределах заявленных объемов местного потребления, розничной реализации, закрываемых собственной безотходной переработкой сельскохозяйственного сырья, исключая экспорт.
Положение о порядке выделения квот для аукционных торгов на оптовые поставки спиртосодержащей продукции определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Взимание акцизов с оптовых и мелкооптовых партий подакцизной спиртосодержащей продукции
Акцизы с оптовых партий отечественной и импортируемой подакцизной продукции с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции взимаются в порядке и на условиях, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством, унитарными организациями по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции при отпуске их потребителю или в розничную реализацию.
Сумма акцизов исчисляется исходя из объемного содержания этилового спирта в оптовой партии спиртосодержащей продукции. При заключении договора комиссии, в нем же оговаривается порядок (последовательность) уплаты акцизов и получения товара.
Уплата акцизов (внесение акцизных сумм в бюджет) происходит посредством выкупа потребителем (получателем) или организациями торговли - акцизных марок на сумму акциза начисленного на оптовую партию подакцизной продукции.
Форма, стоимость, территория действия, время использования (погашения), положение о применении акцизных марок утверждается Правительством Российской Федерации.
По территории действия акцизные марки различаются на:
федеральные - на всей территории Российской Федерации в объеме федеральных квот потребления подакцизной продукции;
региональные - в пределах территории соответствующего субъекта (не ниже республиканского, краевого, областного уровня) в объеме заявленных им квот на потребление подакцизной продукции.
Форма акцизной марки, стоимость, территория и срок ее действия (погашения) отражается в договоре комиссии и сертификате соответствия на поставляемую оптовую партию подакцизной продукции.
Импорт и передача в потребление, торговый оборот оптовых партий подакцизной продукции, необеспеченных акцизными марками установленного образца в соответствии с условиями договора комиссии, не разрешается.
Срок действия акцизной марки устанавливается в договоре комиссии.
Погашение марки происходит в момент ее нанесения на подакцизную продукцию предприятием изготовителем или торговым предприятием. Процедура погашения должна исключать возможность вторичного использования акцизной марки.
Неиспользованные акцизные марки могут быть возвращены только в продавшее их государственное предприятие по оптовому обороту и только в пределах определенного договором комиссии срока. Просроченные и погашенные акцизные марки возврату и компенсации не подлежат.
Получаемые посредством реализации специальных марок акцизы распределяются между субъектами Федерации и Федерацией, пропорционально фактическому использованию заявленных квот на потребление подакцизной продукции в соотношении:
15% федеральный бюджет
25% бюджет субъектов федерации
60% местные бюджеты.
Контроль за получением, распределением и целевым использованием акцизов осуществляется в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом.
Ответственность за подлинность, целостность и правильность наклейки специальной марки, несет организация в распоряжении или собственности которой находится поставляемая оптовая партия подакцизной продукции.
Статья 17. Регулирование импорта оптовых партий спиртосодержащей продукции
Регулирование импорта оптовых партий спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема единицы продукции, осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и ст.14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Структура импортируемых оптовых партий алкогольной продукции определяется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными унитарными организациями исходя из спроса и предложения на внутреннем рынке заявленного субъектами Федерации и цен на алкогольную продукцию отдельных видов. Качество импортируемой алкогольной продукции должно быть не ниже качества, предусмотренного государственными стандартами и техническими условиями на аналогичную отечественную спиртосодержащую продукцию и подтверждено сертификатом соответствия, выдаваемыми соответствующим федеральным унитарными предприятием контролирующим оптовые поставки спиртосодержащей продукции.
Суммарный размер платежей, взимаемых в бюджет с импортируемой алкогольной продукции должен быть не ниже размера платежей, взимаемых с аналогичной продукции отечественного производства (включая акциз на использованный для ее производства спирт).
Статья 18. Декларирование объемов оборота спиртосодержащей продукции
Организации, осуществляющие оборот оптовых партий спиртосодержащей продукции, обязаны ежеквартально декларировать объем экспортируемой, импортируемой, закупаемой, поставляемой, нереализуемой, реализованной и невостребованной спиртосодержащей продукции, в том числе продукции, возвращенной в порядке рекламации (претензиционном), в соответствующую унитарную организацию по оптовому обороту с которой у них заключены договора комиссии, по состоянию на первую декаду следующего за отчетным периодом месяца.
Вариант: В соответствующее государственное учреждение выдавшие им лицензию на данный вид деятельности.
Порядок предоставления декларации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статья 19. Условия и порядок оптовой реализации спиртосодержащей продукции
Оптовая реализация отечественной и импортируемой спиртосодержащей продукции осуществляется только юридическими лицами с оплатой по перечислению при наличии соответствующих лицензий, выдаваемых в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, с соблюдением требований ст.16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота алкоголя".
Индивидуальным предпринимателям и физическим лицам отпускаются только мелкооптовые партии спиртосодержащей продукции в определяемом сторонами порядке расчетов на общую сумму не менее десяти минимальных размеров оплаты труда.
Оптовая реализация спиртосодержащей и алкогольной продукции осуществляется специализированными предприятиями исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.
При этом не допускается оптовая реализация спиртосодержащей продукции:
предприятиями, не имеющими возможности проверить качество поставляемой алкогольной продукции на соответствие гостам;
без сертификата соответствия и документов сопровождения с указанием атрибутов изготовителя, пункта пересечения границы и растомаживания, органолептического состава алкогольной продукции в соответствии с гостом, размером отгружаемой партии, реквизитами получателя без указания оптовой цены, не обеспеченной специальными марками.
Ответственность за качество, количество и уплату акцизов с поставляемой (реализуемой) оптовой партии подакцизной продукции несет та сторона в распоряжение или собственность которой эта продукция передана согласно договора комиссии.
Иные условия или ограничения на оптовую реализацию спиртосодержащей продукции на определенной территории могут устанавливаться органом представительной власти субъекта Российской Федерации исключительно в целях защиты здоровья населения.
Статья 20. Сертификация оптовых и мелкооптовых партий спиртосодержащей продукции
Сертификация оптовых и мелкооптовых партий спиртосодержащей продукции осуществляется специализированными предприятиями оптовой торговли. Выданный сертификат действителен в пределах территории, определенной положением о данном предприятии оптовой торговли, и только на объем сертифицированной партии продукции.
Сертификат выдается на каждую партию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, направляемую потребителю или в розничную реализацию. При необходимости заверенный дубликат выдается для каждой торговой точки с соответствующей отметкой в оригинале.
Сертификат и прилагаемые к нему документы должны содержать сведения о поставщике (изготовителе) спиртосодержащей продукции, месте ее изготовления, наименовании и качественных характеристиках товара, объеме партии товара и его отпускной (оптовой) цене, ссылку на договор комиссии, согласно которому осуществляется поставка или отпуск товара на реализацию. На импортируемую спиртосодержащей продукцию помимо перечисленного сообщаются сведения об организации - импортере и таможенном пункте, на котором было осуществлено пересечение таможенной границы Российской Федерации и таможенное оформление конкретной партии продукции (растомаживание). Указывается также дата пересечения границы, дата растомаживания, дата передачи потребителю, получателю или в розничную реализацию.
Статья 21. Реклама оптового оборота спиртосодержащей продукции
Реклама оптового оборота спиртосодержащей продукции и организаций занимающихся этим осуществляется с соблюдением требований законодательства о рекламе и ст.17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции".
Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего Федерального
закона и ответственность за его нарушение
Статья 22. Государственный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона
Государственный контроль за оборотом оптовых партий спиртосодержащей продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемые ими государственные предприятия по оптовому обороту и органы местного самоуправления.
Систему органов государственного контроля за оборотом оптовых партий спиртосодержащей продукции и их функции устанавливает Правительство Российской Федерации.
Государственный контроль за оборотом оптовых партий спиртосодержащей продукции включает в себя контроль за выдачей лицензий и сертификатов соответствия на оборот оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, сертификацию помещений для ее хранения и реализации, контроль за соблюдением установленных государственных стандартов, а также контроль за объемами экспорта, импорта, закупок, поставок, реализации и получения акцизов с оптовых партий спиртосодержащей продукции.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления через создаваемые ими унитарные предприятия по оптовому обороту, ведающие вопросами оборота оптовых партий спиртосодержащей продукции, вправе до 50% налагаемых штрафов, взимаемых за нарушения ном и правил оборота оптовых партий подакцизной спиртосодержащей продукции и до одного процента от взимаемых акцизов с оптового оборота, на финансирование и поддержку организаций, осуществляющих контроль за качеством и объемами реализуемой в Российской Федерации подакцизной и спиртосодержащей продукции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Запреты в области оборота оптовых партий спиртосодержащей продукции
В области оборота оптовых партий спиртосодержащей продукции запрещается:
оборот алкогольной продукции, изготовленной с использованием этилового спирта, произведенного из не пищевого сырья; этилового спирта или спиртосодержащей продукции не соответствующей ГОСТам или установленным стандартам;
закупка и реализация спиртосодержащей продукции без или сверх квоты, или минуя договор комиссии и соответствующее унитарное и специализированное предприятие по оптовым поставкам;
поставка, импорт, хранение или реализация оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции без соответствующих лицензий, сертификатов или марок акцизного сбора;
транзитный провоз, хранение, импорт, экспорт, переработка (в том числе из давальческого сырья) оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (в пути от изготовителя до конечного получателя, реализатора) без соответствующего залогового или гарантийного обеспечения;
реализация задержанных, конфискованных и своевременно не востребованных оптовых партий этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции минуя открытые аукционы;
реализация забракованной спиртосодержащей и алкогольной продукции, произведенной с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей;
закупка алкогольной продукции при отсутствии либо без утверждения в установленном порядке нормативно-технической документации;
реклама оптового оборота алкогольной продукции не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона;
искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об обороте алкогольной продукции;
оптовый оборот алкогольной продукции с товарными знаками (и их аналогами) включенными Правительством в специальный перечень без соответствующего решения Правительства.
Статья 24. Последствия нарушений настоящего Федерального закона
При нарушениях настоящего Федерального закона производители, импортеры, поставщики, реализаторы, унитарные и специализированные организации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) федерального органа по обеспечению монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции обязаны:
- прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;
- восстановить первоначальное правовое и фактическое положение участников оборота или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);
- отметить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;
- оформить лицензию или заключить договор с производителем, поставщиком, потребителем, имеющим право на первоочередное квотирование или лицензирование;
- внести изменения в договор с потребителем или отозвать лицензию;
- уплатить штраф в срок и бюджет, указанные в решении;
- возместить причиненные убытки;
- перечислить в соответствующий бюджет прибыль, полученную в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением.
Статья 25. Основание и размеры налагаемых штрафов на участников оптового оборота спиртосодержащей продукции
Коммерческие участники оптового оборота спиртосодержащей продукции несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения и в размерах:
поставок, получения реализации спиртосодержащей продукции минуя соответствующие унитарные предприятия по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции; без заключения договора комиссии, без или сверхустановленных квот - в размере 3-кратной стоимости незаконно поставляемой партии продукции;
оборот алкогольной продукции, изготовленной с использованием этилового спирта, произведенного из не пищевого сырья до пятикратного размера стоимости партии товара, участвующей в обороте;
изменения оптовой цены без согласования с производителем (поставщиком): в двукратном размере от общей суммы завышения цены в партии товара;
поставка, импорт, хранение или реализация оптовых партий спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, сертификатов или марок акцизного сбора в размере 2-кратной стоимости партии товара, участвующей в обороте;
транзитный провоз, хранение, импорт, экспорт, переработка (в том числе из давальческого сырья) оптовых партий спиртосодержащей продукции (в пути от изготовителя до конечного получателя, реализатора) без соответствующего залогового или гарантийного обеспечения: до трехкратного размера полагающегося залогового обеспечения;
реализация задержанных, конфискованных и своевременно не востребованных оптовых партий спиртосодержащей продукции минуя открытые аукционы: до трехкратного размера общей суммы снижения цены (пошлины) на партию товара;
реализация забракованной спиртосодержащей продукции, произведенной с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей: в двукратном размере от средней стоимости затрат по переработке продукции;
оптовый оборот спиртосодержащей продукции с товарными знаками включенными Правительством в специальный перечень без соответствующего решения Правительства: в размере стоимости партии товара с незаконно используемыми товарными знаками;
реклама оптового оборота спиртосодержащей продукции не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона: в двукратном размере от среднерыночной цены за фактически использованное рекламное время;
закупка спиртосодержащей продукции при отсутствии либо без утверждения в установленном порядке нормативно-технической документации: 20% от стоимости заключаемого договора (сделки);
искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об обороте спиртосодержащей продукции: 20% от стоимости непродекларированного оборота;
неисполнение решения (предписания), выданного органам по обеспечению монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции: в размере 20% от суммы предполагаемого ущерба вследствие неисполнения предписания.
Статья 26. Ответственность за нарушение государственной монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции
Организации и юридические лица повторно, после наложения штрафа, нарушившие положения федерального закона о государственной монополии на оптовый оборот этилового спирта и алкогольной продукции, лишаются лицензии на соответствующий вид деятельности и права на ее восстановление (получение) на срок не менее трех лет (исключая судебный порядок).
Граждане допустившие однократное, незначительное нарушение законодательства о государственной монополии подвергаются штрафу в соответствии с действующим административным законодательством.
Руководители унитарных организаций и специализированных предприятий по оптовым поставкам спиртосодержащей продукции; должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
- неисполнение в срок решения (предписания) соответствующего органа по обеспечению государственной монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции: предупреждение или штраф в размере до 20% от суммы предполагаемого ущерба вследствие неисполнения решения (предписания);
- непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции, либо предоставление заведомо недостоверных сведений: штраф в размере до 5% от стоимости (цены) произведенной (импортируемой) или участвующей в обороте продукции, на которую не представлены или представлены заведомо недостоверные сведения об объемах производства или оборота.
Должностные лица органов по обеспечению государственной монополии на оптовые поставки спиртосодержащей продукции за нарушение настоящего Федерального закона, в том числе за разглашение сведений составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
Совершение перечисленных нарушений повторно (в любом сочетании) в течение 1 года влечет отстранение должностного лица, руководителя от должности.
Должностные лица и граждане неоднократно (более 3-х раз) в течение 3-х лет нарушившие законодательство о государственной монополии или причинившие своими действиями значительный ущерб интересам государства и граждан привлекаются к уголовной ответственности.
Статья 27. О порядке вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 28. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом правовых актов
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации провести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
__________
* Размер залога, гарантийного обязательства должен быть не ниже размера налога подлежащего к уплате с оптовой партии этилового спирта, спиртосодержащих растворов, алкогольной продукции.
** К алкогольной продукции местного изготовления относится любая алкогольная продукция изготовленная на основе местных сырьевых и производственных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.