Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
I. Характеристика федерального законопроекта
II. Состояние законодательства в данной
сфере правового регулирования
III. Перечень законов и иных нормативно-правовых
актов, отмены, изменения, дополнения или принятия
которых потребует принятие данного законопроекта
IV. Финансово-экономическое обоснование
Настоящий федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вносится депутатами Государственной Думы О.В.Савицким и В.М.Поповым после доработки с учетом замечаний, высказанных на предыдущих заседаниях Комитета.
Проект федерального закона разработан в рамках совершенствования правовой базы крестьянских хозяйств, предусмотренной федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
I. Характеристика федерального законопроекта
Основными целями проекта федерального закона являются:
- повышение эффективности функционирования фермерского сектора аграрной экономики;
- укрепление правовых основ создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствие с ныне действующей нормативно-правовой базой, с учетом современного уровня разрешения хозяйственных проблем и накопленного практического опыта деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (в дальнейшем крестьянское хозяйство).
Предлагаемый проект федерального закона состоит из преамбулы, 7 разделов, 28 статей.
Первый раздел "Общие положения". В нем в новой редакции дано понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом правовых норм Гражданского кодекса, как самостоятельного товарного хозяйства, базирующегося на личном и семейном труде, имеющего землю и имущество на основании, предусмотренном законом или договором. Глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации данного хозяйства.
Уточнены критерии отнесения крестьянского (фермерского) хозяйства к категории сельских товаропроизводителей (ст.1, п.4).
В статье 3 "Государство и крестьянское хозяйство", раскрыты цели, источники и направления государственной поддержки крестьянских хозяйств, уточнены функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применительно к крестьянским хозяйствам, ответственность должностных лиц за причиненные крестьянскому хозяйству убытки.
Второй раздел "Создание крестьянского хозяйства". В нем сформулированы права граждан и крестьянских семей на создание крестьянских хозяйств, определены преимущества претендентов на организацию этих хозяйств, оговорены требования к главе хозяйства, его права и обязанности, рассмотрены условия предоставления земельного участка, права и обязанности граждан, ведущих крестьянские хозяйства, по использованию земли и порядок регистрации крестьянского хозяйства.
Третий раздел "Имущество крестьянского хозяйства". В соответствии с положениями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации в проекте закона определен состав имущества крестьянского хозяйства, указаны условия владения, пользования и распоряжения имуществом (кроме земельного участка).
Рассмотрены имущественные отношения, возникающие при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава. Предусмотрено, что средства производства, являющиеся совместной собственностью членов крестьянского хозяйства, разделу не подлежат. Имущественная доля выплачивается выходящему из крестьянского хозяйства в денежном выражении в соответствии со ст.258 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В этом же разделе рассмотрены условия наследования имущества крестьянского хозяйства его членами и наследниками не членами хозяйства.
Четвертый раздел "Деятельность крестьянского хозяйства". Этот раздел посвящен определению видов деятельности крестьянского хозяйства. Предусмотрено, что крестьянское хозяйство вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим целям его создания и не запрещенным законодательством. Однако основными видами деятельности крестьянского хозяйства являются производство, реализация, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.
В этом же разделе рассмотрены вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, реализацией продукции, формированием денежных средств, заемом и кредитом, налогообложением, учетом и отчетностью, ответственностью крестьянского хозяйства по своим обязательствам.
Раздел пятый "Труд, социальное страхование и социальное обеспечение в крестьянских хозяйствах." В нем рассматриваются оговоренные в названии этого радела вопросы применительно, как к членам крестьянского хозяйства, так и в отношении наемных работников.
Раздел шестой "Объединения крестьянских хозяйств". В этом разделе рассмотрены отдельные виды производственных и территориальных объединений крестьянских хозяйств, необходимые для эффективного функционирования этих хозяйств.
Раздел седьмой "Прекращение деятельности крестьянских хозяйств". В этом разделе оговорены основания и порядок прекращения деятельности крестьянских хозяйств. Предусматривается, что крестьянские хозяйства, созданные на основании ранее действующей правовой базы, приводят свой статус в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ.
Принятие данного федерального закона позволит укрепить организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, расширить сферу занятости на селе, развить кооперативные и интеграционные связи крестьянских хозяйств.
II. Состояние законодательства в данной
сфере правового регулирования
В настоящее время конституционной основой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст.8, 9, 34, 36 Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г. Кроме этого их деятельность регламентируется, прежде всего, Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (22.11.1990 г.), Земельным кодексом РСФСР (25.04.1991 г.), Федеральным законом "О плате за землю" (11.10.1991 г.), Гражданским кодексом РФ (21.10.1994 г.), Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" (19.05.1995 г.), другими законами, регламентирующими различные аспекты деятельности сельских товаропроизводителей в целом и субъектов малого предпринимательства, многочисленными Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Однако действующее нормативно-правовое обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств крайне противоречиво, что объясняется прежде всего тем, что действующий Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990 г. был принят в самом начале аграрной реформы. Несмотря на неоднократно вносимые изъятия, изменения и дополнения, многие его статьи устарели и не соответствуют нынешнему уровню разрешения хозяйственных проблем и накопленному опыту деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
В связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации N 2287 от 24.12.1993 г., Гражданского кодекса ряд статей действующего закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" признаны недействительными.
Необходимость разработки нового федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" также неоднократно подтверждалась фермерами на съездах АККОР, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, Правительством РФ.
III. Перечень законов и иных нормативно-правовых
актов, отмены, изменения, дополнения или
принятия которых потребует принятие
данного законопроекта
Принятие данного законопроекта потребует отмены Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990 года N 461-1 - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.5; Закона Российской Федерации от 24.06.1992 года N 3119-1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхового Совета Российской Федерации от 28.04.1993 года N 4888-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 года, N 21, ст.748; Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года N 2287.
IV. Финансово-экономическое обоснование
Финансово-экономическое обеспечение Закона остается на уровне, предусмотренным Федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 18 декабря 1996 года N 1499 и не предусматривает дополнительных расходов, направляемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.