Проект федерального закона
"Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных
ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Требования к эмиссии государственных
и муниципальных ценных бумаг
Глава III. Порядок возникновения обязательств Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации и
муниципального образования по государственным
и муниципальным ценным бумагам
Глава IV. Особенности исполнения обязательств по государственным
и муниципальным ценным бумагам
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера регулирования
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения;
порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации по указанным вопросам.
Правовые основы участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регулируются настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации, в том числе бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитент государственных и муниципальных ценных бумаг
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации (далее - ценные бумаги Российской Федерации).
В соответствии с настоящим Федеральным законом государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации (далее - ценные бумаги субъекта Российской Федерации).
В соответствии с настоящим Федеральным законом муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.
2. Порядок образования денежных средств, привлекаемых от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования устанавливаются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Государственные и муниципальные ценные бумаги не могут быть использованы в целях погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Исполнение обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по указанным в настоящей статье ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств государственной казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации и муниципальной казны в соответствии с законом или решением о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год.
3. Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации.
Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета.
Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся юридическим лицом и уполномоченный на составление и/или исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Эмитентом муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования выступает орган местного самоуправления, являющийся юридическим лицом и уполномоченный на составление и/или исполнение местного бюджета.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие управление государственным долгом субъекта Российской Федерации, муниципальным долгом, могут выступать эмитентами соответственно ценных бумаг субъекта Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг, если они удовлетворяют требованиям, установленным настоящей статьей. В иных случаях указанные органы возлагают выполнение функций эмитента ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, который удовлетворяет требованиям, установленным настоящей статьей.
Глава II. Требования к эмиссии государственных
и муниципальных ценных бумаг
Статья 3. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг
Государственные и муниципальные ценных бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Статья 4. Форма государственных и муниципальных ценных бумаг
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в одной из форм, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". По ценным бумагам Российской Федерации реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.
В случае выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к последнему прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.
Статья 5. Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.
В рамках выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.
Решением о выпуске государственных и муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отдельный выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с основными условиями эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг данного вида, принимаются эмитентом указанных ценных бумаг.
Статья 6. Валюта обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
1. Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в условиях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным и муниципальным ценным бумагам.
Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
2. Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъекта Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте.
Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в иностранной валюте.
Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в условиях эмиссии государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам.
Право на эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, возникает в случаях, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Глава III. Порядок возникновения обязательств
Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации и муниципального
образования по государственным
и муниципальным ценным бумагам
Статья 7. Ограничения по возникновению обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения в федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации или решении органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих предельных значений:
предельного размера соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;
объема средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год. При этом предельный объем средств субъекта Российской Федерации или муниципального образования, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, не должен превышать 30 процентов объема собственных доходов бюджета соответствующего уровня;
расходов на обслуживание соответствующего государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году, включая задолженность прошлых лет. При этом предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта Российской Федерации или долга муниципального образования в текущем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема собственных доходов бюджета соответствующего уровня.
Статья 8. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (далее - Генеральные условия) в форме нормативных правовых актов.
Генеральные условия должны включать указание на:
вид ценных бумаг;
форму выпуска ценных бумаг;
срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);
валюту обязательств;
особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
Статья 9. Условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
Эмитент в соответствии с Генеральными условиями принимает в форме нормативного правового акта условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (далее - условия эмиссии), включающие:
указание на вид ценных бумаг;
минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных и муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;
номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг;
порядок размещения государственных и муниципальных ценных бумаг;
порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
размер дохода или порядок его расчета;
иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Условия эмиссии должны также содержать информацию:
о бюджете заемщика (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) на год выпуска государственных и ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг;
об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.
Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и/или исполнение федерального бюджета.
Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на составление и/или исполнение федерального бюджета.
Статья 10. Основания для отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг
Основанием для отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг могут служить:
нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
несоответствие представленных на государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации, а также нормативным правовым актам Российской Федерации;
нарушение эмитентом норм и предельных значений, установленных представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг регистрирующий орган обязан в письменной форме сообщить эмитенту основания, послужившие причиной отказа. Эмитент вправе обжаловать отказ в суде.
Статья 11. Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг
1. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг (далее - решение о выпуске).
Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:
1) наименование эмитента;
2) дату начала размещения;
3) дату или период размещения;
4) форму выпуска;
5) указание на вид ценных бумаг;
6) номинальную стоимость одной ценной бумаги;
7) количество ценных бумаг данного выпуска;
8) дату погашения;
9) наименование регистратора (за исключением ценных бумаг Российской Федерации) или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг по данному выпуску;
10) ограничения, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона;
11) печать эмитента и подпись руководителя эмитента;
12) иные условия, имеющие значение для размещения и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
2. Эмитент государственных и муниципальных ценных бумаг обязан учитывать обязательства по каждому выпуску ценных бумаг в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, или в порядке, им установленном.
В состав информации, учитывающей обязательства по каждому выпуску ценных бумаг, включаются данные об объеме обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по эмитируемым ценным бумагам и о сроке их реализации.
Информация об обязательствах субъекта Российской Федерации и муниципального образования подлежит передаче органу, осуществляющему государственную регистрацию условий эмиссии. Порядок предоставления данной информации и ее состав определяется органом, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Статья 12. Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах
Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах, определяемое в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", осуществляется:
опубликованием нормативного правового акта - генеральный условий, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
опубликованием нормативного правового акта - условий эмиссии, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
опубликованием и/или раскрытием иным способом эмитентом информации, содержащейся в решении о выпуске, не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения;
опубликованием и/или раскрытием иным способом эмитентом информации, связанной с решением о выпуске, в том числе информацию о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и решением о выпуске.
Опубликование указанных в настоящей статье нормативных правовых актов, а также изменений и дополнений к ним осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо раскрытия информации, указанной в настоящей статье, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Эмитенты ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг обязаны предоставлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципального образования, отчеты об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Глава IV. Особенности исполнения обязательств
по государственным и муниципальным
ценным бумагам
Статья 13. Особенности исполнения обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Страхование ответственного эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам
1. В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по указанным ценным бумагам в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.
2. В случаях, предусмотренных Генеральными условиями или условиями эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, допускается установление перечня имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по указанным ценным бумагам.
В Генеральных условиях или в условиях эмиссии должен быть определен порядок взаимодействия эмитента и органа, уполномоченного осуществлять управление собственностью соответствующего уровня, по вопросам, связанным с реализацией указанного имущества.
Информация о перечне указанного имущества должна содержаться в решении о выпуске.
Статья 15. Гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Обязательства третьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об обеспечении исполнения от имени Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается Правительством Российской Федерации.
Решение об обеспечении исполнения от имени субъекта Российской Федерации обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Решение об обеспечении исполнения от имени муниципального образования обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом местного самоуправления, осуществляющим управление муниципальным долгом.
Порядок определения и предоставления сумм государственных гарантий регулируется бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (государственная или муниципальная гарантия), не являются государственными или муниципальными ценными бумагами.
Государственной или муниципальной гарантией в целях настоящего Федерального закона признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами). Государственная или муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме.
Письменная форма государственной или муниципальной гарантии по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований считается соблюденной при наличии в ней указания на:
гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в решении третьих лиц об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг (при выпуске ценных бумаг в документарной и бездокументарной форме);
гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в сертификате (при выпуске ценных бумаг в документарной форме).
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность.
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
гарант (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;
сумма гарантии.
Срок государственной или муниципальной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц.
Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству.
Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требованиям в случае, если последний в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам.
Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.
Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Статья 7 настоящего Федерального закона действует до дня вступления в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение порядка формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, порядка регистрации нормативных актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, стандартов раскрытия информации о государственных и муниципальных ценных бумаг, содержащейся в решении о выпуске и отчете об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также утвердить форму и порядок представления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями отчетов об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.