Проект федерального закона N 97038400-2
"Об основах статуса выборного лица местного
самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Основы статуса выборного лица
местного самоуправления
Глава III. Заключительные и переходные положения
Настоящий Федеральный закон определяет основы статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливает гарантии Российской Федерации, а также ограничения в связи с осуществлением принадлежащих им полномочий.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
Выборное лицо местного самоуправления - гражданин Российской Федерации, замещающий выборную муниципальную должность в результате избрания депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иного выборного органа местного самоуправления, а также выборным должностным лицом местного самоуправления.
Статус выборного лица местного самоуправления - права и обязанности выборного лица местного самоуправления, а также гарантии его деятельности и ограничения в связи с осуществлением принадлежащих ему полномочий.
Статья 2. Полномочия Российской Федерации в области статуса выборного лица местного самоуправления
1. К полномочиям Российской Федерации в области статуса выборного лица местного самоуправления относятся:
а) установление основ статуса выборного лица местного самоуправления и гарантий Российской Федерации осуществления деятельности выборных лиц местного самоуправления в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации;
б) установление ограничений в связи с осуществлением принадлежащих выборному лицу местного самоуправления полномочий.
2. Полномочия Российской Федерации в части статуса выборного лица местного самоуправления устанавливаются федеральным законом.
Статья 3. Полномочия субъектов Российской Федерации в области статуса выборного лица местного самоуправления
1. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области статуса выборного лица местного самоуправления относятся:
в) обеспечение соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований в области статуса выборного лица местного самоуправления законодательству Российской Федерации;
б) обеспечение гарантий своевременного проведения муниципальных выборов;
в) определение порядка осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления в связи с образованием, объединением, преобразованием или упразднением муниципальных образований, изменением их границ и наименований;
г) создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий осуществления статуса выборного лица местного самоуправления;
д) определение и изменение порядка осуществления и прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления по истечении срока полномочий, а также в связи с досрочным прекращением полномочий;
е) определение и изменение социальных гарантий для выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе и порядка реализации этих гарантий;
ж) определение минимально необходимых расходов местных бюджетов на осуществление деятельности выборных лиц местного самоуправления и на обеспечение установленных для них социальных гарантий;
з) иные полномочия, не противоречащие законодательству.
2. Регулирование вопросов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Полномочия муниципальных образований в области статуса выборного лица местного самоуправления
1. К полномочиям муниципальных образований в области статуса выборного лица местного самоуправления относятся:
а) определение численности выборного органа местного самоуправления, выборных муниципальных должностей;
б) определение порядка избрания выборного лица местного самоуправления в соответствии со структурой и порядком формирования органов местного самоуправления;
в) определение полномочий и порядка их осуществления, а также сроков полномочий выборного лица местного самоуправления, оснований и видов его ответственности;
г) определение порядка начала работы выборного органа местного самоуправления и порядка вступления в должность выборного должностного лица местного самоуправления;
д) определение порядка подотчетности главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления;
е) определение оснований для досрочного прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления и порядка досрочного прекращения его полномочий;
ж) установление в пределах полномочий муниципального образования правовых и социальных гарантий для выборного лица местного самоуправления;
з) создание организационных и материальных условий, обеспечивающих выборному лицу местного самоуправления осуществление его полномочий.
2. Регулирование вопросов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется уставом муниципального образования, правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Глава II. Основы статуса выборного лица
местного самоуправления
Статья 5. Замещение выборных муниципальных должностей
1. Депутат представительного органа местного самоуправления, член иного выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления замещают соответствующую выборную муниципальную должность в результате муниципальных выборов, осуществляемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования (если эта должность предусмотрена уставом муниципального образования) может замещать эту выборную муниципальную должность также в результате избрания его представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
2. Депутат представительного органа местного самоуправления, член иного выборного органа местного самоуправления приступают к исполнению своих полномочий со дня избрания.
Выборное должностное лицо местного самоуправления приступает к исполнению своих полномочий со дня вступления его в должность, но не позднее одного месяца со дня избрания.
Статья 6. Срок полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Срок полномочий выборного лица местного самоуправления не может быть более пяти и менее двух лет.
2. Изменение установленного срока полномочий выборного лица местного самоуправления в течение текущего срока полномочий не допускается. Досрочное прекращение полномочий выборного лица местного самоуправления возможно только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Срок полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом местного самоуправления из своего состава, не должен превышать по продолжительности срок полномочий избравшего его представительного органа местного самоуправления.
4. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть ограничена возможность для одного и того же лица быть избранным выборным лицом местного самоуправления более двух сроков подряд.
5. Если срок полномочий действующего выборного органа местного самоуправления или избранного выборного должностного лица местного самоуправления не установлен, то он составляет два года.
6. В случае, если уполномоченные на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом местного самоуправления или выборным лицом местного самоуправления своих полномочий, а также в случае отсутствия уполномоченных на то органа, должностного лица или соответствующей избирательной комиссии, выборы проводятся в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа местного самоуправления или выборного лица местного самоуправления, либо в первое или второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления или выборного лица местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 7. Прекращение полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Полномочия выборного лица местного самоуправления прекращаются в связи с истечением срока полномочий или досрочно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
2. В связи с истечением срока полномочий представительного органа местного самоуправления, иного выборного органа местного самоуправления полномочия депутата представительного органа местного самоуправления, члена иного выборного органа местного самоуправления прекращаются с момента начала первого правомочного заседания соответствующего выборного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, в связи с истечением срока его полномочий, прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного на эту должность выборного должностного лица.
3. Полномочия выборного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:
а) представления им письменного заявления о сложении своих полномочий;
б) самороспуска органа местного самоуправления или упразднения муниципального образования;
в) его смерти;
г) вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим или недееспособным;
д) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
е) утраты им гражданства Российской Федерации;
ж) его отзыва избирателями;
з) отрешения от должности выборного должностного лица местного самоуправления представительным органом местного самоуправления, избравшим его на эту должность из своего состава;
и) осуществления им деятельности, несовместимой со статусом выборного лица местного самоуправления;
к) вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых выборное лицо местного самоуправления было избрано, недействительными;
л) вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления или выборного органа местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок досрочного прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления также в случаях:
а) выезда его на постоянное место жительства за пределы муниципального образования, препятствующего осуществлению полномочий выборного лица местного самоуправления;
б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы;
в) фактического неправомерного прекращения деятельности выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления (бездействия более шести месяцев), установленных заключением суда.
5. Инициатива отзыва выборного лица местного самоуправления может исходить от группы избирателей, собравших в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, не менее 5 процентов подписей от общего числа избирателей соответствующего округа, инициатива отзыва выборного должностного лица местного самоуправления может исходить также и от представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Порядок отзыва выборного лица местного самоуправления не может быть упрощен по отношению к порядку его избрания и определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Отзыв выборного лица местного самоуправления не может быть осуществлен ранее чем через шесть месяцев со дня его избрания и позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его полномочий.
6. Полномочия выборного лица местного самоуправления прекращаются досрочно со дня вступления в силу решения полномочного органа в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
7. Гражданин, чьи полномочия выборного лица местного самоуправления прекращены досрочно, не может быть ограничен в своих избирательных правах, за исключением случаев прекращения его полномочий выборного лица местного самоуправления, предусмотренных в подпунктах "г", "д", "е" пункта 3 настоящей статьи.
8. Досрочное прекращение полномочий выборного лица местного самоуправления по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также с нарушением порядка досрочного прекращения его полномочий, установленного уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, не допускается.
Статья 8. Порядок осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Выборное лицо местного самоуправления может осуществлять свои полномочия:
на постоянное основе;
на непостоянной основе.
2. Выборное лицо местного самоуправления осуществляет полномочия на постоянной основе в соответствии с законодательством о труде, применяемым в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, иным федеральным законам, определяющим особенности деятельности выборных лиц местного самоуправления.
3. Выборное лицо местного самоуправления осуществляет свои полномочия через:
а) участие в работе соответствующего органа местного самоуправления, обеспечение выполнения его решений;
б) обращения и запросы к должностным лицам органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также к руководителям общественных объединений по вопросам местного значений;
в) участие в разработке проектов правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
г) непосредственное общение с избирателями, работу с их обращениями и наказами, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан, а также через средства массовой информации;
д) иные, предусмотренные уставом муниципального образования, формы осуществления своих полномочий.
4. Собрания избирателей, сходы граждан и избирательные объединения вправе обращаться к депутату представительного органа местного самоуправления и выборному должностному лицу местного самоуправления с обращением по вопросам местного значения. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения указанного обращения может признать его в качестве наказа избирателей депутату либо выборному должностному лицу местного самоуправления и принять к исполнению.
5. Депутат или группа депутатов представительного органа местного самоуправления вправе внести на рассмотрение представительного органа местного самоуправления обращение по вопросам местного значения к должностным лицам органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, руководителям общественных объединений, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. После оглашения депутатом или представителем группы депутатов данного обращения на заседании представительного органа местного самоуправления оно признается депутатским запросом.
6. По вопросам осуществления своих полномочий выборное лицо местного самоуправления пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм, руководителями общественных объединений, а также лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в период их нахождения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Выборному лицу местного самоуправления обеспечивается возможность беспрепятственного пользования нормативными правовыми актами, действующими в соответствующем субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, а также документами, поступающими в официальном порядке в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления.
8. Выборное лицо местного самоуправления имеет преимущественное право выступать по вопросам своих полномочий на территории соответствующего муниципального образования в местных средствах массовой информации, финансируемых из местного бюджета.
Редактирование представленных выборным лицом местного самоуправления материалов без его согласия не допускается.
9. Должностные лица органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм, руководители общественных объединений, к которым поступили депутатский запрос либо обращение выборного лица местного самоуправления, обязаны дать ответ, а также предоставить необходимые информацию и документы представительному органу местного самоуправления либо выборному лицу местного самоуправления в срок не более пятнадцати дней либо в иной согласованный срок.
Информация, на распространение которой законодательством Российской Федерации установлены ограничения, предоставляется выборному лицу местного самоуправления по его письменному запросу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения выборного лица местного самоуправления порядок использования соответствующей информации.
Информация, отнесенная в соответствии с законодательством Российской Федерации к государственной тайне, предоставляется выборному лицу местного самоуправления при наличии у него соответствующего допуска.
10. Выборное лицо местного самоуправления должно иметь удостоверение, подтверждающее его личность и полномочия, а также может иметь специальный нагрудный знак, которыми пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверении и о нагрудном знаке выборного лица местного самоуправления, их образцы и описания устанавливаются представительным органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
11. Полномочия выборного лица местного самоуправления и порядок их осуществления, а также обязанности выбранного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия выборного лица местного самоуправления не подлежат передаче другому лицу.
Статья 9. Гарантии реализации полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления гарантируют выборному лицу местного самоуправления условия, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное исполнение выборным лицом местного самоуправления своих полномочий, а также защиту его прав, чести и достоинства.
2. Выборному лицу местного самоуправления в связи с исполнением полномочий гарантируются:
а) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
б) обязательное государственное социальное страхование на случай утраты трудоспособности;
в) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законом, от насилия, угроз, других неправомерных действий.
3. Выборное лицо местного самоуправления не может быть задержано на соответствующей осуществлению его полномочий территории муниципального образования (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуто обыску по месту жительства или месту работы, арестовано, привлечено к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
4. Депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления в течение срока их полномочий не могут быть призваны на военную службу или военные сборы.
5. Отпуск и социальные гарантии для выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. При этом уровень социальных гарантий для депутатов представительного органа местного самоуправления не может быть ниже уровня социальных гарантий для муниципальных служащих высшего квалификационного разряда соответствующего муниципального образования.
Уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные социальные гарантии для выборного лица местного самоуправления.
6. Период осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
Период осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение трех месяцев после прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления.
7. Выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
8. Служба военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации, избранных депутатами представительных органов местного самоуправления, главами муниципальных образований и иными выборными должностными лицами местного самоуправления, приостанавливается со дня избрания на срок их полномочий в качестве выборного лица местного самоуправления. Указанные лица также вправе уволиться со службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работники органов прокуратуры Российской Федерации, осуществлявшие полномочиями выборного лица местного самоуправления на постоянной основе, по окончании срока их полномочий в качестве выборного лица местного самоуправления вправе продолжить службу в той же должности по прежнему или с их согласия иному месту службы.
9. В случаях упразднения муниципального образования, роспуска (досрочного прекращения полномочий) органа местного самоуправления, ликвидации выборной должности выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, гарантируются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде высвобождаемым работникам.
В этом случае на выборное лицо местного самоуправления распространяются гарантии, изложенные в пунктах 6, 7 и 8 настоящей статьи.
10. В области пенсионного обеспечения на выборное лицо местного самоуправления в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Определение размера государственной пенсии выборного лица местного самоуправления осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением выборных муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии выборного лица местного самоуправления не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
В случае смерти выборного лица местного самоуправления, связанной с осуществлением его полномочий, в том числе наступившей после истечения срока полномочий выборного лица местного самоуправления, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 10. Денежное содержание выборного лица местного самоуправления и финансирование расходов на осуществление его полномочий
1. Размер денежного содержания выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, устанавливается представительным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
2. Расходы, связанные с осуществлением полномочий, а также с участием выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, в мероприятиях, присутствие на которых в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и иными правовыми актами органов местного самоуправления является для выборного лица местного самоуправления обязательным, компенсируются за счет средств, выделяемых на содержание органов местного самоуправления. Размеры указанных компенсаций определяются представительным органом местного самоуправления.
3. Финансирование органов местного самоуправления и содержание выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются за счет средств местного бюджета в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, установившим пределы численности выборных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях.
4. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на органы местного самоуправления и содержание выборных должностных лиц местного самоуправления предусматриваются в части расходов на муниципальную службу и учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Статья 11. Ограничения в связи с осуществлением полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не вправе осуществлять полномочия выборного лица местного самоуправления.
2. Выборное лицо местного самоуправления не вправе:
а) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иных представительных органов государственной власти, а также депутатом других представительных органов местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления;
б) замещать государственную должность государственной службы, а также другую муниципальную должность, за исключением случая избрания депутата представительного органа местного самоуправления главой муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава;
в) быть поверенным или представителем третьих лиц в выборном органе местного самоуправления, в состав которого выборное лицо местного самоуправления избрано;
г) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических лиц и юридических лиц не предусмотренные законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
д) получать гонорары за выступление и публикацию материалов, подготовка которых входит в обязанности выборного лица местного самоуправления;
е) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий выборного лица местного самоуправления, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения выборного лица местного самоуправления, другое имущество муниципального образования и служебную информацию.
3. Гражданин, являющий выборным лицом местного самоуправления, осуществляющий полномочия на постоянной основе также:
а) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, а также заниматься другой оплачиваемой или дающей доход деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
б) обязан передать в доверительное управление на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
в) не вправе выезжать в командировки за счет физических лиц и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, международными договорами или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с государственными органами и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.
4. В случае неисполнения выборным лицом местного самоуправления обязательства о прекращении деятельности, несовместимой со статусом выборного лица местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня официального опубликования общих итогов выборов избирательная комиссия муниципального образования обязана отменить решение о регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иного выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, а его полномочия прекращаются.
В иных случаях неисполнения выборным лицом местного самоуправления условий о недопустимости деятельности, несовместимой со статусом выборного лица местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, досрочное прекращение полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется правовым актом представительного органа местного самоуправления на основании вступившего в законную силу решения суда о признании его деятельности несовместимой со статусом выборного лица местного самоуправления.
5. Выборное лицо местного самоуправления обязано при замещении выборной муниципальной должности, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в территориальные налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Налоговые органы представляют эти сведения представительному органу местного самоуправления. Такие сведения могут быть опубликованы.
6. Выборное лицо местного самоуправления обязано соблюдать регламент выборного органа местного самоуправления и нормы этики выборного лица местного самоуправления, которые устанавливаются соответствующим органом местного самоуправления.
7. В случае неучастия выборного лица местного самоуправления в работе представительного органа местного самоуправления без уважительных причин либо умышленное уклонение от исполнения полномочий выборного лица местного самоуправления в иной форме, соответствующий представительный орган местного самоуправления вправе довести до сведения избирателей объективную информацию о его деятельности, в том числе и через средства массовой информации.
8. Ответственность выборного лица местного самоуправления перед государством, перед физическими лицами и юридическими лицами наступает в случаях, в мере и в порядке, установленными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Глава III. Заключительные и переходные положения
Статья 12. Порядок применения нормативных правовых актов о статусе выборного лица местного самоуправления
1. Законодательное регулирование статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.
2. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации в области статуса выборного лица местного самоуправления не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящему Федеральному закону.
Статья 13. Особенности действия нормативных правовых актов в связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона
1. Установленные в подпункте "а" пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона ограничения в связи с осуществлением выборным лицом местного самоуправления принадлежащих ему полномочий, не распространяется на выборных лиц местного самоуправления, избранных до вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
4. До приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом отношения в области статуса выборного лица местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства о статусе выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации
1. Неуважение к выборному лицу местного самоуправления, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к выборному лицу местного самоуправления, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.
2. Неисполнение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм, руководителями общественных объединений настоящего Федерального закона, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в области статуса выборного лица местного самоуправления либо создание выборному лицу местного самоуправления препятствий в осуществлении его полномочий (в том числе предоставление ему заведомо ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления информации, ответов на запросы и обращения), а также иные нарушения настоящего Федерального закона влекут за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Неправомерное воздействие на выборное лицо местного самоуправления, членов его семьи, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения его деятельности в качестве выборного лица местного самоуправления или изменения ее характера, влечет за собой уголовную ответственность.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.