Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Сараджана А.А. по доверенности Сидоровой Ю.А. на решение судьи Промышленного районного суда
г. Ставрополя от 17.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя ООО "Медчеста-М" Сараджана А.А,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу Левина Д.В. (далее - должностное лицо МРУ Росалкогольрегилирования по СКФО) от 28.03.2019 N 08-19/238-1 руководитель ООО "Медчеста-М" (далее - общество) Сараджан А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей (далее - постановление от 28.03.2019).
Решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17.07.2019 постановление от 28.03.2019 оставлено без изменения, жалоба Сараджана А.А. - без удовлетворения (далее - решение судьи от 17.07.2019).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель Сараджана А.А. по доверенности Сидорова Ю.А. считает постановление от 28.03.2019 и решение судьи от 17.07.2019 незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства. Считает, что предусмотренная Федеральным законом
N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) обязанность предоставления декларации об объёме оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов в III квартале 2018 у общества не возникла, ввиду отсутствия в юридически значимый период механизма реализации такой обязанности, а именно отсутствие в период с 01.01.2018 до 20.04.2019 утвержденного Правительством Российской Федерации порядка учёта и порядка предоставления и формы соответствующей декларации. Обществу необоснованно вменяется "непредоставление декларации об объёмах оборота и закупки в III квартале 2018 спиртосодержащей непищевой продукции", поскольку общество закупало "спиртосодержащие лекарственные препараты", которые являются самостоятельным видом спиртосодержащей продукции и не относятся к "непищевой спиртосодержащей продукции". Поскольку Приложения NN 5, 7 к "Правилам предоставления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Правила N 815), утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации N 815 от 09.08.2012 "О представлении деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Постановление Правительства РФ N 815), предусматривают формы деклараций исключительно для спиртосодержащей непищевой продукции, то обязанности предоставлять декларации по данным формам не имелось.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.02.2019 N 03-14-11/10438 предусмотрено право, а не обязанность осуществлять декларирование оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов в рамках имеющихся форм деклараций, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 815, до момента утверждения отдельных форм деклараций, порядка их заполнения и формата представления. Учитывая очевидную правовую неопределённость в вопросе порядка учёта объёма оборота, предоставления и формы деклараций об объёме оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов, а также противоречивость положений Закона N 171-ФЗ, считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Просит отменить постановление должностного лица от 28.03.2019 и решение судьи районного суда от 17.07.2019, производство по делу прекратить.
Представителем МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО
Антоновой Е.И. поданы письменные возражения на жалобу, в которых заявитель просит оставить решение судьи от 17.07.2019 без изменения, жалобу Сараджана А.А. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя Сараджана А.А. по доверенности Сидорову Ю.А, поддержавшую и просившую жалобу удовлетворить, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 14 Закона N 171-ФЗ установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей осуществлять учет и декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Так, в силу абз. 3 п. 3 данной статьи лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
Согласно п. 4 данной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей устанавливают форму и порядок представления деклараций.
В соответствии с п. 15 Правил N 815 декларации об объеме оборота спиртсодержащей продукции представляются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п. 16 Правил N 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В соответствии с положениями подп. 3 ст. 2 Закона N 171-ФЗ спиртосодержащие лекарственные препараты и спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции относятся к спиртосодержащей продукции.
В соответствии с ч. 4.3 ст. 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) юридические лица, осуществляющие закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производство, изготовление и (или) оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 Закона N 171-ФЗ.
Законом N 61-ФЗ даны следующие понятия:
обращение лекарственных средств - это разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств;
фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В связи с тем, что понятие "оборот" применительно к лекарственным средствам (препаратам) действующим законодательством не дано, в связи с обращениями по вопросу реализации требований абз. 3 п. 3 ст. 14 Закона
N 171-ФЗ в части учета и декларирования объема оборота спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских препаратов средствами в Письме Минфина России от 20.12.2017 N 03-14-17/85049) разъяснено что, поскольку в соответствии с подп. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ в целях данного закона оборотом являются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ, то к лицам, осуществляющим оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов, относятся организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность, в частности оптовую торговлю лекарственными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1719 Правила
N 815, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 815, изложены в новой редакции, в связи с чем изменились наименования и нумерация форм, действующие с 01.01.2019.
До утверждения формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1719 представление деклараций осуществлялось в соответствии с:
форматом, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 (ред. от 22.09.2015) "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";
порядком заполнения деклараций (в том числе классификатором видов продукции - приложение N 1 к данному порядку), утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 (ред. от 23.06.2015) "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2012 N 25314).
Таким образом, для лиц, осуществляющих производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязанность осуществления учета и декларирования объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представлять декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей установлена абз. 3 п. 3 ст. 14 Закона N 171-ФЗ. Декларирование оборота лекарственных средств и медицинских препаратов до момента утверждения отдельных форм деклараций, порядка их заполнения и формата представления осуществлялось в рамках имеющихся форм деклараций, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 815, в части отражения оборота непищевой спиртосодержащей продукции, то есть по формам согласно приложениям NN 5, 7 к Правилам N 815 (п.п. 8, 10 Правил N 815). При этом при декларировании спиртсодержащих лекарственных препаратов использовался код вида продукции 484 "Другая спиртосодержащая непищевая продукция" из классификатора видов продукции - приложение N 1 к порядку заполнения деклараций утвержденному Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231.
Абзацем 12 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие его требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно этому, учитывая положения п. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, установление административной ответственности за нарушение обязанности по учету и декларированию объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не относится к компетенции субъектов Российской Федерации, а является полномочием федерального законодателя.
На федеральном уровне административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с п. 5.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154), данная служба осуществляет контроль и надзор, в том числе за представлением указанных деклараций.
Согласно протоколу N 08-19/238 об административном правонарушении от 15.03.2019, составленному ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за предоставлением деклараций и анализа информационных систем МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО Пилькевич С.С, по данным ЕГРЮЛ основным видом деятельности, осуществляемой ООО "Медчеста-М", является "оптовая торговля фармацевтической продукцией"; общество закупает другую спиртосодержащую непищевую продукцию. Сараджан А.А, являясь руководителем ООО "Медчеста-М", не принял должных мер для осуществления надлежащего контроля за соблюдением обществом действующего законодательства, в результате чего в нарушение положений ст.ст. 14, 26 Закона N 171-ФЗ, Правил N 815, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 815, ООО "Медчеста-М" нарушен порядок и сроки представления декларации по формам Приложения N 5, 7 к Правилам N 815, за III квартал 2018.
Как следует из материалов дела, в декларации об объёме поставки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6), за III квартал 2018 года, представленной ЗАО "РФК", ИНН 7743652181, КПП 571343001, отражена поставка ООО "Медчеста-М", ИНН 2634047098, КПП 263601001, по коду "484" Асептолин, раствор для наружного применения 70% 0,1000 л.) в объёме 2100 дал, и ОАО "Флора Кавказа", ИНН 0912001280, КПП 091201001,отражена поставка в адрес ООО "Медчеста-М", ИНН 2634047098, КПП 263601001, по коду "484" (другая спиртосодержащая непищевая продукция) в объёме 2653,298 дал, однако декларации об объёмах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, об объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утверждённые Постановлением Правительства РФ N 815, за III квартал 2018 ООО "Медчеста-М" не представлены. Общие расхождения составили 4753,298 дал.
Эти обстоятельства подтверждаются приобщёнными к делу доказательствами, полученными в установленном законом порядке в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ и оценёнными в совокупности согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действиях Сараджана А.А. отсутствует состав вменённого административного правонарушения, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые судом первой инстанции были исследованы в полном объёме и обоснованно отвергнуты по мотивированным основаниям, приведённым в соответствующем судебном решении.
Постановление о назначении Сараджану А.А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Сараджан А.А. назначено в пределах санкции ст. 15.13 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, а также принципов презумпции невиновности и законности, закреплённых в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств основано на неверном применении и толковании норм материального права и не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ, в отношении руководителя ООО "Медчеста-М" Сараджан А.А. - оставить без изменения, жалобу представителя
Сараджан А.А. - Сидоровой Ю.А. - без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.