Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О частной охранной и детективной деятельности"
Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что с момента принятия Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" существенно изменилась законодательная база, являющаяся основой для применения Закона. Действует новая Конституция Российской Федерации, приняты Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об оружии", "Об оперативно-розыскной деятельности", новый Уголовный кодекс Российской Федерации и другие.
Законопроект подготовлен межведомственной рабочей группой с участием представителей заинтересованных министерств и федеральных органов исполнительной власти. Ассоциации российских банков, частных охранно-сыскных организаций, специалистов научно-исследовательских институтов, руководителей ряда предпринимательских и коммерческих структур. При подготовке проекта в основном были учтены предложения Министерства юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как показывает анализ пятилетней практики применения Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" его положения не в полной мере обеспечивают правовое регулирование деятельности частных охранных и детективных предприятий, а также служб безопасности юридических лиц.
Отсутствие в отдельных статьях действующего закона четких формулировок затрудняет их понимание и допускает двойное толкование, что приводит к многочисленным обращениям граждан в различные инстанции, и нередко в судебные органы.
Цель законопроекта - обеспечить единую государственную политику в области частной охранной и детективной деятельности, установить тем самым государственный контроль за указанными видами деятельности для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации.
Важнейшие положения законопроекта:
- впервые дается четкое определение понятой частного детектива, частного охранника, частной охранной и детективной организации, службы безопасности юридического лица;
- даются определения основных понятий, связанных с лицензированием частной охранной и детективной деятельности;
- устанавливаются основные правила оформления и выдачи лицензий на частную охранную и детективную деятельность, дается перечень видов частных детективных и охранных услуг, на осуществление которых требуется получение лицензии;
- определен четкий порядок и условия применения огнестрельного оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной и детективной деятельности в соответствии с "Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка" (приняты 5 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в 1990 г. в г. Гаване), нормами, содержащимися в Уголовном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "Об оружии";
- усилены гарантии социальной и правовой защиты частных охранников и детективов с учетом возрастающей роли охранно-сыскных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью;
- предусмотрен новый порядок изготовления бланков лицензий, а также удостоверений личности частных охранников и детективов, ограничивающий возможность подделки указанных документов.
Принятие данного законопроекта не потребует внесения существенных изменений в действующее законодательство.
Учитывая, что финансирование органов, осуществляющих контроль за частной охранной и детективной деятельностью, производится в пределах средств, выделяемых на содержание государственных органов из бюджетов соответствующих уровней, и что суммы лицензионных сборов на частную охранную и детективную деятельность зачисляются в соответствующие бюджеты, реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат.
Законопроект имеет принципиальное значение для дальнейшего хода реформ, повышения роли частных охранно-сыскных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью. Принятие данного федерального закона позволит сформировать нормативно-правовую базу для деятельности частных охранных и детективных организаций, создать необходимые гарантии соблюдения законности при осуществлении частной охранно-сыскной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.