Пояснительная записка
к соглашениям по урегулированию проблемы Черноморского флота от 28 мая 1997 года
Подписание 28 мая 1997 года главами правительств России и Украины В.С.Черномырдиным и П.И.Лазаренко трех соглашений по Черноморскому флоту - о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, о параметрах раздела Черноморского флота и о взаиморасчетах, связанных с его разделом и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, - может без преувеличения считаться крупным успехом в области внешней и военной политики России.
В итоге длительного и сложного переговорного процесса впервые удалось сохранить на территории сопредельного государства полноценное оперативно-стратегическое воинское формирование численностью в 25 тысяч человек, оснащенное современным вооружением, имеющее развитую береговую инфраструктуру на площади более 18 тысяч гектар. При этом Россия сохранила в своем распоряжении единственный на территории бывшего СССР глубоководный полигон, предназначенный для испытаний опытных и серийных образцов ракетного и подводного вооружения, позволяющий совершенствовать состоящие на вооружении Военно-Морского Флота образцы ракетного и минноторпедного оружия, и поддерживать вооружение Черноморского флота в боеготовом состоянии.
Вступление в силу соглашений по Черноморскому флоту призвано положить начало новому этапу в российско-украинских отношениях, направленному на нормализацию двустороннего сотрудничества, создание условий для нормального функционирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины и организации взаимодействия военно-морских сил России и Украины в Черноморском регионе.
Последнее представляется особенно важным, поскольку в нынешней геополитической обстановке Черноморский флот Российской Федерации призван сыграть существенную роль в обороне наших морских рубежей на южном направлении, поддержании стабильности в Черноморском регионе, в выполнении, в случае необходимости, миротворческих функций, в обеспечении безопасности морских коммуникаций, в том числе и в условиях формирования евроазиатского транспортного коридора.
Основаниями для внесения на ратификацию Соглашений по урегулированию проблем Черноморского флота от 28 мая 1997 г. являются положения пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины определяет общую численность личного состава, количество кораблей, судов и военной техники Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, рассматривает деятельность воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации в местах их дислокации, а также принципы взаимоотношений Черноморского флота с органами власти Украины.
В частности, военные корабли и суда воинских формирований Черноморского флота могут осуществлять плавание в территориальных водах Украины в целях захода (выхода) в порты Украины, в которых дислоцированы воинские формирования, с предварительным уведомлением этих органов.
Определен порядок решения вопросов, связанных с безопасностью полетов летательных аппаратов воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации над территорией Украины.
Определены принципы финансирования воинских формирований Черноморского флота и участия России в социально-экономическом развитии Севастополя и других пунктов дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации, а также урегулирования вопросов, связанных с перевозкой войск и грузов Черноморского флота по территории Украины, вопросов посещения мест дислокации воинских формирований Черноморского флота представителями третьих стран.
Соглашением урегулированы проблемы, связанные с возмещением ущерба, нанесенного воинскими формированиями Черноморского флота России Украинской стороне, и ущерба, нанесенного этим формированиям физическими и юридическими лицами Украины, вопросы обеспечения детей военнослужащих Черноморского флота местами в детских дошкольных учреждениях и обучения указанных военнослужащих и членов их семей в образовательных учреждениях Украины, гарантирующие военнослужащим Черноморского флота и членам их семей равные с гражданами Украины права.
Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота решает вопросы базирования, состава и порядка использования Черноморского флота.
Основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в г.Севастополе; в основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб, другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота.
Соглашение регулирует вопросы, связанные с нахождением вооружений и техники в частях морской пехоты Черноморского флота, а также число боевых самолетов морской авиации наземного базирования Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины.
Приложения к упомянутому Соглашению определяют конкретные параметры раздела Черноморского флота.
Приложение N 1 представляет собой перечень и параметры объектов ВМС Украины.
Приложение N 2 - перечень и параметры объектов Черноморского флота Российской Федерации в г.Севастополе. В нем указывается, что в составе Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины находится 25 тыс. военнослужащих, в том числе 1987 человек в морской пехоте и морской авиации наземного базирования.
Основная часть береговых объектов в Севастополе используется Черноморским флотом Российской Федерации. Корабли и суда Черноморского флота Российской Федерации размещаются в главных бухтах Севастополя - Севастопольской, Южной и Карантинной. Силы авиации и морской пехоты Черноморского флота Российской Федерации остаются на местах прежней дислокации.
Приложение N 3 - перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации вне г.Севастополя.
Приложение N 4 - перечень военных кораблей и судов Черноморского флота, принадлежащих Российской Федерации и Украине.
Из 525 кораблей, судов и других плавсредств бывшего Черноморского флота Российской Стороне отходит 388, в том числе 50 крупных боевых кораблей и судов (из 68). В стоимостном выражении это около 83% всего корабельного состава флота.
Приложение N 5 - параметры раздела между Российской Федерацией и Украиной вооружений, военной техники и средств обеспечения сил береговой обороны Черноморского флота.
Приложение N 6 - параметры раздела между Российской Федерацией и Украиной вооружений, военной техники и средств обеспечения морской авиации наземного базирования Черноморского флота.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, определяет порядок взаиморасчетов с Украинской стороной.
Компенсация Российской Стороной Украине стоимости кораблей, судов и плавсредств сверх 50 процентов, полагающихся по Сочинскому соглашению 1995 г., включая 50 процентов стоимости кораблей, судов и плавсредств, исключенных из состава Черноморского флота с 3 августа 1992 г., составляет 526,5 млн. долларов США и будет осуществлена в 1998 г. в счет погашения задолженности Украины по госкредитам, предоставленным ей Россией.
Платежи за использование Черноморским флотом Российской Федерации арендуемых земельных участков и размещенных на них объектов береговой инфраструктуры, а также акваторий бухт в г.Севастополе и Феодосийском порту составят 97,75 млн. долларов США в год. Эта сумма будет ежегодно списываться с государственного долга Украины. В увязке с этим решен и вопрос о компенсации за вывезенные с Украины тактические ядерные боеприпасы на сумму 200 млн. долларов США.
Следует отметить, что вносимые для ратификации российско-украинские соглашения предполагают дальнейшее развитие и совершенствование достигнутых договоренностей. Так, в рамках соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины осуществляется подготовка ряда дополнительных соглашений:
о порядке регулирования взаимоотношений лиц, входящих в состав воинских формирований, и членов их семей с юридическими и физическими лицами Украины вне мест дислокации воинских формирований;
о сотрудничестве в области обеспечения безопасности полетов;
об использовании радиочастотного спектра и порядке выделении частот для радиоэлектронных средств;
об участии Российской Федерации в социально-экономическом развитии г.Севастополя и других населенных пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования Черноморского флота;
о порядке расчетов за предоставленные места в детских дошкольных учреждениях и обучение военнослужащих и членов их семей в образовательных учреждениях Украины, и другие.
Помимо этого в настоящее время ведется работа по проработке ряда соглашений социального и общественно-политического характера:
о пенсионном обеспечении военнослужащих Черноморского флота, членов их семей и пенсионеров из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Украине;
о развитии информационной сети Черноморского флота Российской Федерации в г.Севастополе;
об обучении детей военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины по государственным стандартам и программам Российской Федерации;
о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского Флота Российской Федерации на жилищный фонд и ряд других.
Исходя из временного применения подписанных соглашений с момента их подписания, Российской Федерацией 12 июня 1997 г. на кораблях и в частях Черноморского флота подняты Андреевские флаги, вследствие чего статус кораблей флота приведен в соответствие с Международным морским правом. Кроме того заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развернута работа по подготовке и обсуждению с Украинской Стороной пакета межправительственных и межведомственных соглашений, направленных на реализацию зафиксированных 28 мая 1997 г. договоренностей в конкретных областях жизнедеятельности Черноморского флота.
Ратификация упомянутых Соглашений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.