Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО21,
судей ФИО26 ФИО20,
при секретаре ФИО16
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8 и ФИО10 о признании неправомерными действия (бездействия) УВМ МВД по "адрес" по апелляционной жалобе ФИО12 А.Р. на решение Малгобекского городского суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО20, судебная коллегия
установила:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ УВМ МВД по "адрес" в продлении им статуса вынужденных переселенцев.
В обоснование требований административные истцы указали, что они по линии миграционной службы зарегистрированы в статусе вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и ежегодно проходили перерегистрацию.
При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев им ответили отказом, в частности ФИО12 Р.Б. и членам его семьи отказали в продлении статуса вынужденных переселенцев в связи с тем, что в 2002 г. ими получена субсидия в соответствии с приказом МВД N от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО13 С.Х. и членам его семьи отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в виду получения беспроцентной, возвратной ссуды в 2001 г. в размере "данные изъяты". в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
ФИО7 отказано в очередном продлении из-за полученной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере "данные изъяты", а в отношении ФИО10 исковое заявление в выделено в отдельное производство определением суда от ДД.ММ.ГГГГ
Считая действия УВМ МВД по "адрес" неправомерными административные истцы обжаловали действия должностных лиц УВМ МВД по РИ и просили суд признать отказ в продлении статуса незаконным.
Решением Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований административных истцов отказано.
В апелляционной жалобе один из административных истцов - ФИО12 А.Р. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение о продлении ему статуса вынужденного переселенца на один год. Автор жалобы указывает, что суд рассмотрел дело без его участия и уведомления о дате и времени заседания суда.
Административные истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МВД по РИ ФИО17, просившего решение суда оставить в силе, судебная коллегия приходит к следующему.
Экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 2).
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации (пункт 4).
В силу п. 5 названной статьи срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Подпункт 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п.4 ст. 5 этого же Закона.
Таким образом, приведенные нормы закона, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, закрепляют временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств, и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления повышенной государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса которых в последний раз продлевался семье ФИО12 - ФИО12 Р.Б, ФИО12 Л.В, ФИО12 А.Р, ФИО12 И.Р. до ДД.ММ.ГГГГ
Семье ФИО13 - ФИО13 С.Х, ФИО13 З.Х, ФИО13 Т.С. в том числе и ФИО18 до ДД.ММ.ГГГГ
Письмом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, истцам ФИО12 Р.Б, ФИО12 Л.В, ФИО12 А.Р. и ФИО12 И.Р. сообщено, что статус вынужденного переселенца они утратили в связи с тем, что им в составе семьи ФИО12 Л.В. предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение готового жилья в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГг. N.
Письмом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, истцам ФИО13 С.Х. и членам его семьи, включая ФИО18 сообщено, что статус вынужденного переселенца они утратили в связи с получением беспроцентной возвратной ссуды в размере "данные изъяты" в соответствие с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В продлении статуса вынужденных переселенцев ФИО19 и членам его семьи отказано в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской республике в размере "данные изъяты"
Кроме того, ФИО7 в 2002г. в составе семьи ФИО19 миграционной службой РИ выплачена компенсация в размере "данные изъяты", за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с постановлением Правительства РФ о 30.04.1997г. N.
В силу приведенных норм действующего законодательства, получение вынужденными переселенцами денежной компенсации, недвижимого имущества и других выплат по возмещению причиненного ущерба, является основанием для отказа им в продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку возмещением ущерба устраняются обстоятельства, препятствующие их жилищному обустройству.
Таким образом, суд первой инстанции, принимая во внимание, что административные истцы получили компенсации за потерю жилья и имущества, обоснованно пришел к выводу, что они не подлежат учету в статусе вынужденных переселенцев.
Что касается доводов апелляционной жалобы административного истца ФИО12 А.Р. о его ненадлежащем уведомлении, о дате и времени слушания дела, то эти доводы опровергаются уведомлениями суда о назначении судебных заседаний.
Так, согласно материалам дела, о судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в день вынесения решения суда, ФИО12 А.Р. вместе с другими членами семьи, был своевременно, ДД.ММ.ГГГГ, извещен по адресу - Малгобек "адрес", указанному в административном исковом заявлении.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8 о признании неправомерными действия (бездействия) УВМ МВД по "адрес" оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО12 А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО20
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.