Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи фио,
и судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе фиоМ. на решение Мещанского районного суда адресот дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио фио фио к Департаменту образования адрес о признании нарушенным право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, обязании предоставить информацию об имеющихся вариативных формах дошкольного обучения и возможности обучения в рамках этих форм - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фиоМ. обратилась в суд с иском к Департаменту образования адрес о признании нарушенным право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, обязании предоставить информацию об имеющихся вариативных формах дошкольного обучения и возможности обучения в рамках этих форм, мотивируя требования тем, что дата фио фио подала заявление через Официальный портал Мэра адрес о зачислении ее детей фио фио, датар. и фио фиоАманнулаевны, датар, зарегистрированных по месту пребывания в адрес, в дошкольные учреждения, закрепленные за адресом регистрации. Желаемой датой поступления было указано дата. В соответствии с данными Портала www.mos.ru, содержащими сведения о положении зарегистрированных в очереди на зачисление в дошкольное учреждение детей, номер фио в очереди на дата в ГБОУ Школа. Члены семьи фио фио являются беженцами, о чем имеется удостоверение, выданное УФМС России. Места в дошкольном учреждении детям предоставлены не были, направления в иные дошкольные учреждения Истцу Ответчиком не направлялись, никаких предложений о содействии в устройстве детей фио фио фио в дошкольные учреждения от Департамента образования Москвы или иных образовательных учреждений не поступало.
Деятельность по учету и обеспечению детей дошкольным образованием уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ регламентирована, в том числе Письмом Министерства образования и науки РФ от дата N 08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений". В соответствии с п. 21 указанного выше Письма, в случае, если органы местной самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с дата текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; иных формах и учреждениях. Несмотря на многолетнее нахождение в очереди, а также непосредственный запрос в адрес ответчика о предоставлении вариативных форм дошкольной обучения, никаких приглашений или уведомлений о возможности получения дошкольной образования в какой-либо из вариативных форм истцом получено не было. Истец указывает, что нарушается право ее детей на получение государственной услуги, а именно: получение дошкольного образования в какой-либо из вариативных форм, своевременное и в соответствии со стандартом предоставление государственной или муниципальной услуги; право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, а также просит об обязании предоставить информацию об имеющихся вариативных формах дошкольного обучения и возможности обучения в рамках этих форм.
Истец и ее представитель в суд явились, требования поддержали.
Представитель ответчика в суд явился, иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио фио фио по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии истец фио фио фио не явилась. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, поскольку фио фио фио извещена о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца фиоМ. по доверенности фио, представителя ответчика по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции по делу установлено, что истец является матерью несовершеннолетних детей: фио фио, датар. и фио фиоАманнулаевны, датар.
Истец и её несовершеннолетние дети имеют статус беженцев в РФ, постоянного места жительства не имеют, зарегистрированы по месту пребывания в адрес, по адресу: адрес.
дата истец подала заявление через официальный портал Мера адрес о зачислении ее детей, фио фио, датар. и фио фиоАманнулаевны, датар, зарегистрированных по месту пребывания в адрес, в одно из дошкольных отделений ГБОУ Школа, либо иные образовательные учреждения: а при невозможности зачисления детей в указанные организации, предложить получение дошкольного образования детьми фио фиоМ в одной из вариативных форм: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.
Желаемой датой поступления указано дата.
В соответствии с данными Портала, содержащими сведения о положении зарегистрированных в очереди на зачисление в дошкольное учреждение детей, номер фио в очереди на дата в ГБОУ Школа.
Сведения о регистрации заявлений истца в системе КИС "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" подтверждаются ответом Департамента образования адресот дата.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от дата N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от дата N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона адрес от дата N 25 "О развитии образования в адрес" жителям адрес гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Право на получение образования реализуется, в том числе, путем создания и поддержки системы образования и создания социально-экономических условий для получения образования в дошкольных государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования вмуниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона адрес от дата N 25 "О развитии образования в адрес" органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в адрес участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий адрес.
В силу ст. 10 Закона адрес от дата N 14 "Об общем образовании в адрес" количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами адрес, при этом гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное или муниципальное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от дата N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с Временными правилами регистрации заявлений о постановке детей на учет (в редакции от дата и дата) внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес, утвержденные руководителем Департамента дата
В соответствии с разделом 3 Временных правил, в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учёта либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполненном в интерактивной форме, самим заявителем.
В соответствии с п.6 Временных правил, заявитель имеет право изменить выбранную ранее ДОУ.
В соответствии с разделом 7 Временных правил, направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трёх других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на дата следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
Также в соответствии с разделом 7 Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет следующих приоритетов:
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет жителей адрес,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет жителей адрес,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от дата 6 месяцев до 2 лет 8 месяцев жителей адрес,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до дата 6 месяцев жителей адрес,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от дата 6 месяцев до 7 лет, родители которых проходят службу в государственных органах и зарегистрированы по месту пребывания на территории адрес (Вооруженные силы, полиция, прокуратура, Следственный комитет и др.);
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории адрес, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от дата 6 месяцев до 3 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории адрес, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка,
- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до дата 6 месяцев, зарегистрированных по месту пребывания на территории адрес, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, верно исходил из того, что право истца на получение государственной услуги, связанной с зачислением её детей, зарегистрированных по месту пребывания в адрес, в дошкольные учреждения, а также предоставления детям одной из вариативных форм обучения, не нарушено.
Так, суд верно указал на то, что в комплексной системе " Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" зарегистрировано электронное заявление истца на поступление несовершеннолетних детей в дошкольные группы ГБОУ школа, очередность выстроена в автоматическом режиме с учетом возраста детей, даты постановки на очередь и льгот. Вместе с тем, ответчик истцу в праве на получение государственной услуги не отказывал, указав на отсутствие свободных мест в избранном истцом дошкольном образовательном учреждении и смежных с ним районах.
Поскольку истцом в поданном заявлении в комплексной системе " Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" не поставлена отметка о желании направить своего несовершеннолетнего ребенка в группу кратковременного пребывания, и учитывая, что руководителем Департамента образования адрес дата были утверждены временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес, согласно которым предусмотрена только одна из форм вариативного обучения - возможность по заявлению родителей (законных представителей) направить ребенка для зачисления в группу кратковременного пребывания, то суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что на заявление истца от дата был дан соответствующий ответ Департаментом образования адрес дата, то вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения права истца на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальный услуг, верен. Иных заявлений истцом в адрес ответчика подано не было.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы обоснованы, сделаны на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки.
Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, им дана верная правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам по делу, то оснований к отмене судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не применен распорядительный акт, подлежащий применению в виде письма Министерства образования и науки РФ от дата N08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений", является не состоятельным, поскольку данное письмо не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликовано, а носит рекомендательный характер.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнений к ней, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адресот дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио фио фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.