Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К., при секретаре Васильевой Л.Э.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 года по делу по иску Левиной Евдокии Степановны в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об оспаривании отказа и взыскании стоимости проезда на восстановительное лечение, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать отказ Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в выдаче именных направлений на проезд Левиной Е.С. к месту восстановительного лечения и обратно незаконным.
Взыскать с Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в пользу Левиной Е.С. стоимости проезда по маршруту Якутск-Москва-Якутск в размере 28 250 рублей.
Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К, объяснения истца Левиной Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левина Е.С. обратилась в суд указанным иском к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), мотивируя тем, что её дочь ФИО1, _______ года рождения, ребенка-инвалида по ********.
25.06.2018 получили вызов на восстановительное лечение для замены и настройки речевого процессора от ФГБУ ФМБА " ********" г. Москва. 27.08.2018 истец получила через Министерство ******** РС (Я) ГАУ РС(Я) " ********" направление на замену речевого процессора, курс восстановительного лечения, настройку речевого процессора. Получив в Министерстве ******** РС (Я) талон N2 (для оформления именных направлений на проезд), 15.08.2018 истец обратилась к ответчику и сдала талон N2 для оформления специальных талонов (именных направлений) на проезд для ребенка и себя как сопровождающего лица к месту восстановительного лечения и обратно. Талон N2 был принят ответчиком, однако ей сообщили, что талонов на проезд они не выдают, так как финансирование на 2018 год закончилось, а компенсация расходов за самостоятельно приобретенные билеты не предусмотрена законом. Считает, что права и законные интересы ее ребенка нарушены. В связи с чем, просит признать отказ ответчика в выдаче именных направлений на проезд истице и ее дочери к месту восстановительного лечения и обратно незаконным, взыскать с ответчика в пользу истца стоимость проезда в размере 28 250 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика Мироновская М.Е. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1, _______ г.р, является ребенком-инвалидом по ********.
Истец Левина Е.С. как мать ребенка, получив в Министерстве ******** РС(Я) талон N2 (для оформления именных направлений на проезд), 15.08.2018 обратилась к ответчику и сдала талон N2 для оформления специальных талонов (именных направлений) на проезд для истицы как сопровождающего лица, и ее ребенка к месту восстановительного лечения и обратно.
Ответчик на обращение истца дал письменный ответ, из которого следует, что региональное отделение не имеет возможности предоставить бесплатный проезд по маршруту Якутск-Москва- Якутск к месту лечения и обратно в связи с отсутствием именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между Региональным отделением и авиакомпаниями-перевозчиками.
Левина Е.С. самостоятельно приобрела авиабилеты к месту проведения лечения и обратно на себя и ребенка по маршруту Якутск-Москва-Якутск общей стоимостью 28 250 рублей.
08 октября 2018 года ГУ- РО ФСС РФ по РС (Я) отказал истцу в возмещении расходов в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации гражданину самостоятельно понесенных им расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, являясь ребенком-инвалидом, имеет право на получение гарантированного набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. При этом суд первой инстанции также указал, что Федеральным законом "О государственной социальной помощи", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N328 получение данной социальной услуги не поставлено в зависимость от источника финансирования медицинского лечения и осуществляется Фондом социального страхования РФ.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно пункту 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку.
При этом положениями указанных нормативных актов не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным отказа ГУ-РО ФСС РФ по РС (Я) оплатить стоимость проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно и взыскания в пользу Левиной Е.С. расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Учитывая, что законом не предусмотрено возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Левиной Е.С.
Выводы суда первой инстанции о том, что недостаточность федерального финансирования расходов на те или иные социальные цели не может привести к лишению гражданина гарантированного права на социальную помощь государства, являются ошибочными. Финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
С учетом изложенного обжалуемое решением суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 года по данному делу отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Левиной Е.С. в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об оспаривании отказа и взыскании стоимости проезда на восстановительное лечение.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.