Проект федерального конституционного закона
"О военном положении"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Военное положение
1. Под военным положением понимается особый правовой режим деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти), иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются - организации), вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
2. Деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в условиях военного положения осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми на его основе законодательными и иными нормативными правовыми актами.
3. Настоящий Федеральный конституционный закон предусматривает ограничение в условиях военного положения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее именуются - граждане и другие лица), деятельности организаций и прав их должностных лиц в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и возложение на граждан и других лиц, а также на организации и их должностных лиц дополнительных обязанностей.
Статья 2. Цель введения военного положения и его принципы
1. Целью введения военного положения является отражение агрессии против Российской Федерации или предотвращение непосредственной угрозы агрессии.
2. Основными принципами военного положения являются:
1) введение его только в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии;
2) законность;
3) ограничение прав и свобод граждан и других лиц, деятельности организаций и прав их должностных лиц только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
4) обеспечение централизованного руководства исполнением режима военного положения.
Статья 3. Режим военного положения
1. Режим военного положения включает в себя осуществление следующих мер:
1) перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного положения, а также создание и подготовку специальных формирований;
2) перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения;
3) обеспечение условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также нужд населения в условиях военного положения;
4) использование запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов, запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
5) организация в условиях военного положения медицинского обслуживания населения, обеспечение его средствами транспорта и связи, а также снабжение (при необходимости нормированное) продовольственными и непродовольственными товарами и предоставление услуг;
6) введение в действие и использование запасных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
7) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
8) установление особого режима работы средств транспорта и связи;
9) организация гражданской и территориальной обороны;
10) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания.
2. В условиях режима военного положения могут быть предусмотрены следующие временные запреты и ограничения:
1) введение ограничений на осуществление экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) установление и обеспечение особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено военное положение;
3) ограничение или приостановление деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
4) установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей (учреждений и организаций);
5) привлечение в установленном порядке граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
6) изъятие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующим возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства на определенных территориях;
8) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, забастовок и иных форм приостановления деятельности организаций;
9) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
10) установление запретов на появление граждан и других лиц на улицах после определенного времени с предоставлением федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы исполнительной власти), федеральным государственным органам и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов у граждан и других лиц, проводить их личный досмотр, досмотр вещей и жилища, осуществлять задержание граждан, других лиц и транспортных средств. При этом срок задержания граждан и других лиц для установления личности и для передачи их в случае необходимости правоохранительным органам не должен превышать 30 суток;
11) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В исключительных случаях у граждан и других лиц производится конфискация оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - конфискация, наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
12) регулирование деятельности предприятий и организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, пищевой промышленности, предоставления населению электроэнергии и коммунальных услуг;
13) разрешение руководителям организаций переводить при производственной необходимости работников без их согласия на работу, не предусмотренную трудовым договором;
14) установление контроля за работой предприятий связи, транспорта, типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации. Запрещение работы приемно-передающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры на почтовые отправления, сообщения, передаваемые с помощью телекоммуникационных систем, а также осуществление контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся данными вопросами;
16) запрещение (ограничение) перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации или по отдельным ее местностям), а также посещения ими организаций, осуществляющих производство и поставку оборонной продукции;
17) интернирование (изоляция) иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, угрожающую интересам обороны страны и безопасности государства;
18) запрет на выезд граждан и других лиц за границу;
19) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
20) отстранение от должности на период военного положения руководителей и должностных лиц федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на территории, где введено военное положение, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
21) приостановление деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых введено военное положение;
22) установление ограничений деятельности в Российской Федерации международных организаций;
23) установление запрета на въезд на территорию Российской Федерации.
3. Режим военного положения обеспечивается органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления.
4. При введении военного положения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводится общая или частичная мобилизация.
Статья 4. Правовые основы военного положения
1. Правовыми основами военного положения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, федеральные законы "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере.
2. В период военного положения органами государственной власти издаются законодательные и иные нормативные правовые акты для обеспечения режима военного положения.
Статья 5. Введение военного положения
1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения указываются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения в соответствии с требованиями части 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации, территория, на которой вводится военное положение, а также время вступления в силу указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.
3. Полный текст указа Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по телевидению и радио, а также опубликованию в ближайших после его подписания номерах "Российской газеты" и Собрания законодательства Российской Федерации.
Обнародование полного текста указа Президента Российской Федерации о введении военного положения по телевидению и радио приравнивается к его официальному опубликованию.
4. Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и представляет в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение указ Президента Российской Федерации о введении военного положения.
5. Не позднее 48 часов после получения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждает или отклоняет его. Если по каким-либо причинам решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не может быть принято в названное время, то указ Президента Российской Федерации о введении военного положения действует до его утверждения или отклонения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отклонении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должно быть мотивированным. В случае отклонения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Президент Российской Федерации может использовать согласительную процедуру для разрешения разногласий с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение 48 часов с момента издания данного указа.
7. В случае отклонения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или окончания срока согласительной процедуры, если она использовалась, при недостижении согласованного решения Президент Российской Федерации незамедлительно отменяет данный указ.
Статья 6. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования в период военного положения
1. В период военного положения Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.
2. При введении военного положения соединения и воинские части пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, дислоцирующиеся в местностях, где вводится военное положение, переходят в оперативное подчинение органов военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Другие войска, воинские формирования и органы выполняют свои задачи в области обороны самостоятельно и во взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации.
3. При введении военного положения указом Президента Российской Федерации может быть создан орган военного управления, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
4. Положение об органе военного управления, указанном в пункте 3 настоящей статьи, его полномочия и состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
5. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации при введении военного положения является органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, специальными формированиями и органами, поступившими в его оперативное подчинение.
6. Соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов могут быть привлечены на основании указа Президента Российской Федерации для обеспечения режима военного положения. Порядок их привлечения определяется настоящим Федеральным конституционным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Раздел 2. Полномочия органов государственной власти, федеральных
государственных органов, органов военного управления
и органов местного самоуправления по обеспечению режима
военного положения и особенности их функционирования в
период военного положения
Статья 7. Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению режима военного положения
1. Президент Российской Федерации:
1) в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и отменяет его, когда основания для его введения отпали;
2) определяет цели и задачи введенного на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения;
3) возглавляет систему органов исполнительной власти;
4) переводит Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы на организацию и состав, предусмотренные для военного времени; органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации - на работу в условиях военного положения, а также создает специальные формирования;
5) обеспечивает режим военного положения через органы исполнительной власти и (или) создает указом Президента Российской Федерации федеральный государственный орган (федеральные государственные органы) для обеспечения режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
6) принимает решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению режима военного положения;
7) издает нормативные правовые акты по вопросам военного положения, в том числе указы Президента Российской Федерации, имеющие силу федерального закона;
8) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в условиях военного положения;
9) устанавливает порядок представления докладов федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления) об обеспечении исполнения режима военного положения;
10) устанавливает режим работы федеральных государственных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в условиях военного положения;
11) ограничивает или приостанавливает деятельность политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, а также устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, забастовок и иных форм приостановления деятельности организаций в период военного положения;
12) устанавливает ограничения на осуществление экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
13) определяет порядок призыва граждан на военную службу и порядок ее прохождения в военное время;
14) отменяет (приостанавливает действие) правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащие законодательным и иным нормативным правовым актам о военном положении;
15) отстраняет от должности на период военного положения руководителей и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на территории, где введено военное положение, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначает других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
16) отстраняет Председателя Центрального банка Российской Федерации и его заместителей, Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также прокуроров субъектов Российской Федерации и назначает временно исполняющих обязанности по указанным должностям;
17) приостанавливает деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых введено военное положение;
18) перераспределяет функции между федеральными органами исполнительной власти;
19) пересматривает расходы федерального бюджета;
20) приостанавливает действие международных договоров;
21) устанавливает ограничения деятельности в Российской Федерации международных организаций;
22) устанавливает запрет на въезд на территорию Российской Федерации.
2. Полномочия, установленные подпунктами 3 и 16 пункта 1 настоящей статьи, Президент Российской Федерации осуществляет при введении военного положения на всей территории Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению режима военного положения
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении военного положения;
2) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы по вопросам военного положения.
2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации:
1) устанавливает федеральным законом о федеральном бюджете расходы на обеспечение режима военного положения;
2) принимает федеральные законы по вопросам военного положения.
Статья 9. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению режима военного положения
1. Правительство Российской Федерации:
1) организует проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения;
2) организует разработку мер, направленных на удовлетворение потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также на обеспечение нужд населения в период военного положения;
3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями мобилизационных заданий (заказов) в условиях военного положения и на обеспечение указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;
4) определяет порядок и источники финансирования потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения в период военного положения;
5) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты о военном положении;
6) осуществляет в пределах своей компетенции при введении военного положения контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени;
7) определяет порядок использования мобилизационных запасов, материальных средств мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов в период военного положения;
8) определяет порядок сохранения и использования в период военного положения страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
9) осуществляет руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых введено военное положение.
2. В период военного положения Правительство Российской Федерации может осуществлять иные полномочия, возложенные на него федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Статья 10. Федеральные государственные органы, создаваемые для обеспечения режима военного положения, и их полномочия
1. Для обеспечения режима военного положения в Российской Федерации указом Президента Российской Федерации может быть создан федеральный государственный орган.
2. Для обеспечения режима военного положения, введенного на территории субъекта Российской Федерации или в отдельных его местностях, указом Президента Российской Федерации может быть создан федеральный государственный орган в субъекте Российской Федерации. В случае введения военного положения на территории нескольких субъектов Российской Федерации указом Президента Российской Федерации может быть создан федеральный государственный орган, обеспечивающий исполнение режима военного положения в нескольких субъектах Российской Федерации либо в каждом из субъектов Российской Федерации.
3. Состав и компетенция федеральных государственных органов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, а также положения о них утверждаются указом Президента Российской Федерации.
Эти федеральные государственные органы подчиняются непосредственно Президенту Российской Федерации.
4. Для обеспечения режима военного положения указанные федеральные государственные органы в соответствии с указом Президента Российской Федерации:
1) обеспечивают особый режим въезда и выезда, а также ограничения свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
2) устанавливают военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей (учреждений и организаций);
3) привлекают в установленном порядке граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
4) осуществляют эвакуацию населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания;
5) изымают в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортные средства и иное необходимое для нужд обороны имущество у организаций и граждан с последующим возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) устанавливают запреты и ограничения на выбор места пребывания и жительства на определенных территориях;
7) ограничивают движение транспортных средств и осуществляют их досмотр;
8) устанавливают запреты на появление граждан и других лиц на улицах после определенного времени, при необходимости осуществляют проверку документов у граждан и других лиц, проводят их личный досмотр, досмотр вещей и жилища, осуществляют задержание граждан, других лиц и транспортных средств. При этом срок задержания граждан и других лиц для установления личности и передачи в случае необходимости правоохранительным органам не должен превышать 30 суток;
9) запрещают продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, устанавливают особый режим оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В исключительных случаях производится конфискация у граждан и других лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - конфискация наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
10) регулируют деятельность предприятий и организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, пищевой промышленности, а также предоставление населению электроэнергии и коммунальных услуг;
11) разрешают руководителям организаций при производственной необходимости переводить работников без их согласия на работу, не предусмотренную трудовым договором;
12) устанавливают контроль за работой предприятий связи, транспорта, типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации; запрещают работу приемно-передающих радиостанций индивидуального пользования;
13) вводят военную цензуру на почтовые отправления, сообщения, передаваемые при помощи телекоммуникационных систем, а также осуществляют контроль за телефонными переговорами, создают органы цензуры, непосредственно занимающиеся данными вопросами, и определяют их полномочия;
14) запрещают (ограничивают) перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации (или по отдельным ее местностям), а также посещение ими организаций, осуществляющих производство и поставку оборонной продукции;
15) интернируют (изолируют) иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, угрожающую интересам обороны страны и безопасности государства;
16) запрещают выезд за границу граждан и других лиц;
17) вводят в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительные меры, направленные на усиление режима секретности;
18) отстраняют от работы на период военного положения руководителей организаций при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначают других лиц временно исполняющими обязанности руководителей организаций;
19) определяют порядок и места хранения конфискованных оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ и военной техники;
20) оповещают через средства массовой информации население соответствующей территории, где действует режим военного положения, о порядке выполнения мер, применяемых в условиях военного положения;
21) отменяют (приостанавливают действие) правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие законодательным и иным нормативным правовым актам о военном положении;
22) обращаются к Президенту Российской Федерации с предложениями о необходимости введения на территории, где действует режим военного положения, дополнительных мер по его обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, а также об отмене (приостановлении действия) правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих законодательным и иным нормативным правовым актам о военном положении.
5. Федеральные государственные органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
6. По вопросам своей деятельности федеральные государственные органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, издают постановления, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами на территории, где введено военное положение.
Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти по обеспечению режима военного положения
1. Органы исполнительной власти на территории, где введено военное положение, в пределах своих полномочий:
1) на основании указа Президента Российской Федерации могут быть привлечены к обеспечению режима военного положения и осуществлению мер, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона;
2) осуществляют проведение мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени;
3) организуют проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения.
2. Органы исполнительной власти, обеспечивающие режим военного положения, для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы, назначать соответствующих должностных лиц и утверждать положения об указанных органах и должностных лицах.
3. Для обеспечения режима военного положения органы исполнительной власти указом Президента Российской Федерации могут быть наделены полномочиями по осуществлению мер, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального конституционного закона.
4. По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами на территории, где введено военное положение.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) обеспечивают исполнение настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении;
2) оказывают содействие федеральным государственным органам, органам исполнительной власти и органам военного управления в решении задач по обеспечению режима военного положения.
Статья 13. Особенности деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в период военного положения
1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации на территории, где введено военное положение, переходят на работу в условиях военного положения в соответствии с мобилизационными планами.
2. В период действия военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдумы не проводятся.
3. Указом Президента Российской Федерации органы исполнительной власти могут быть прямо подчинены Президенту Российской Федерации либо федеральному государственному органу (федеральным государственным органам), обеспечивающему режим военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
4. Указом Президента Российской Федерации полномочия органов исполнительной власти могут быть переданы федеральному государственному органу (федеральным государственным органам), обеспечивающему режим военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, либо органам военного управления в местностях, где ведутся или развертываются военные действия.
5. Указом Президента Российской Федерации на территории, где введено военное положение, может быть приостановлена деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 14. Суды и прокуратура в период военного положения
1. Правосудие на территории, где введено военное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судопроизводство во всех судах осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.
2. Деятельность прокуратуры Российской Федерации на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.
Статья 15. Полномочия органов военного управления в местностях, где ведутся или развертываются военные действия
1. В период военного положения в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, указом Президента Российской Федерации обеспечение режима военного положения может быть возложено на органы военного управления.
2. Границы территории, на которой обеспечение режима военного положения может быть возложено на органы военного управления, определяются указом Президента Российской Федерации.
3. Органы военного управления осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Для обеспечения режима военного положения органы военного управления могут быть указом Президента Российской Федерации наделены полномочиями осуществлять меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального конституционного закона.
Раздел 3. Привлечение для обеспечения режима военного положения
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, организация гражданской
и территориальной обороны
Статья 16. Привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
Для обеспечения режима военного положения на основании указа Президента Российской Федерации могут быть привлечены соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - соединения, воинские части и органы).
Статья 17. Основные задачи соединений, воинских частей и органов, привлекаемых для обеспечения режима военного положения
1. Соединения, воинские части и органы, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, выполняют следующие основные задачи:
1) поддержание особого режима въезда и выезда;
2) участие в спасении и эвакуации населения, аварийно-спасательных и других неотложных работах, проведении санитарно-противоэпидемических и других мероприятий;
3) охрана военных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды;
4) участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению режима военного положения;
5) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов.
2. При выполнении задач, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на военнослужащих соединений, воинских частей и органов распространяются положения статей 24-30 и 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Статья 18. Управление соединениями, воинскими частями и органами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения
1. Управление соединениями, воинскими частями и органами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Соединения, воинские части и органы, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, указом Президента Российской Федерации могут быть подчинены федеральному государственному органу (федеральным государственным органам), обеспечивающему режим военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Статья 19. Организация гражданской и территориальной обороны
1. Обеспечение режима военного положения предусматривает организацию гражданской и территориальной обороны в Российской Федерации или в отдельных ее местностях в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Территориальная оборона организуется в целях поддержания режима военного положения, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов.
Раздел 4. Правовое положение граждан и других лиц,
организаций в период военного положения
Статья 20. Правовое положение граждан и других лиц в период военного положения
1. В период военного положения в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, Президентом Российской Федерации, федеральными государственными органами, органами исполнительной власти и органами военного управления, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены права и свободы граждан и других лиц.
2. На граждан и других лиц, находящихся на территории, где введено военное положение, возлагаются следующие обязанности:
1) выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении;
2) выполнять требования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти и органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и оказывать им содействие;
3) являться по вызову в федеральные государственные органы, органы исполнительной власти и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых указанные граждане и лица проживают;
4) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления), обеспечивающих режим военного положения, а также военных комиссариатов;
5) участвовать в работах оборонного характера, а также поступать в специальные формирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Граждане предоставляют з соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Правовое положение организаций в период военного положения
1. В период военного положения настоящим Федеральным конституционным законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях создания условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также обеспечения нужд населения, устанавливаются ограничения экономической деятельности, свободного перемещения товаров (услуг) и финансовых средств.
2. На организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, и их должностных лиц возлагаются следующие обязанности:
1) выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении;
2) выполнять требования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления), обеспечивающих режим военного положения, и оказывать им содействие;
3) осуществлять мероприятия по переводу указанных организаций на работу в условиях военного положения;
4) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и планами мобилизации находящееся у них имущество с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
5) заключать договоры (контракты) на основании мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), а также в иных установленных законодательством случаях, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Ответственность за неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении
За неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении, а также за правонарушения, совершенные на территориях, где введено военное положение, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 5. Заключительные положения
Статья 23. Отмена военного положения
1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях отменяется указом Президента Российской Федерации, когда основания для его введения отпали.
2. С отменой военного положения в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы военного управления прекращают осуществление функций по обеспечению режима военного положения, а органы, созданные для обеспечения режима военного положения, - свою деятельность.
3. Акты, принятые для обеспечения режима военного положения, отменяются с прекращением военного положения.
Статья 24. Выполнение международно-правовых обязательств
В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах, в случае введения военного положения Президент Российской Федерации в 3-дневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН (а через него - других государств-участников) об ограничениях прав и свобод граждан и других лиц.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.