Обоснования необходимости принятия
Федерального закона Российской Федерации "О создании,
эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия"
1. Цели законопроекта
Создание правовой базы в сфере общественных отношений при осуществлении деятельности в области ядерного оружия.
Поддержание необходимого уровня обороноспособности Российской Федерации на основе обеспечения эффективности и безопасности ядерного оружия.
2. Основные положения
Проект федерального закона "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия" разработан на основе поручения Правительства Российской Федерации от 08.02.97 г. N АБ-П7-03945 и решения Правительственной комиссии по комплексному решению проблем ядерного оружия от 3 августа 1994 г., протокол N 1.
Разработка закона обусловлена отсутствием правовой базы в сфере отношений, связанных с заказом, разработкой, изготовлением, испытаниями, эксплуатацией, ликвидацией ядерного оружия и обеспечением его безопасности.
Отсутствие правовых норм в указанной сфере деятельности при изменившейся структуре государственной власти объективно может привести к ухудшению управления ядерно-оружейным комплексом, нарушению взаимодействия входящих в него министерств и ведомств, сложившейся кооперации организаций и размывает полномочия и ответственность юридических и физических лиц, в конечном итоге учиняет сроки заказа, разработки и принятия на вооружение новых и модернизации существующих образцов ядерного оружия, создает проблемы в обеспечении его безопасности, качества отработки оружия и боевых возможностей войск.
Существующий правовой вакуум в сфере деятельности, связанной с ядерным оружием, позволяет отдельным ведомствам в ряде случаев пренебрегать мерами безопасности, игнорировать интересы населения, проживающего вблизи ядерных оружейных объектов, что способствует осложнению социально-психологической обстановки в ряде регионов, развитию радиофобии.
Неполнота правовых норм, гарантирующих материальное стимулирование труда и военной службы, компенсацию дополнительного риска занятым в этой сфере гражданам, приводит к оттоку квалификационных кадров из ядерно-оружейного комплекса.
В совокупности эти факторы отрицательно влияют на боеспособность Вооруженных Сил и оборонный потенциал России.
3. Место в системе действующего законодательства
В сфере общественных отношений, связанных с ядерным оружием, действуют следующие законодательные и нормативные правовые акты:
Законы Российской Федерации и Федеральные законы: "Об обороне", "Об оружии", "О поставках продукции для государственных нужд", "О государственной тайне", "О государственном оборонном заказе", "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О радиационной безопасности населения". Распоряжение Президента России "О государственном надзоре за ядерной и радиационной безопасностью ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения". Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по государственной поддержке научно-производственной и хозяйственной деятельности Российских Федеральных ядерных центров". Постановление Правительства РФ от 19.09.96 N 1 103-66 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности ядерного оружия".
Кроме того, в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" правовые нормы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в мирных целях, не распространены на отношения, связанные с ядерным оружием, т.е. на деятельность ядерно-оружейного комплекса.
Таким образом, действующим законодательством остаются неурегулированными:
отношения в ядерно-оружейном комплексе и взаимодействия входящих в него министерств, ведомств, организаций и воинских частей с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления, отношения связанные с финансированием деятельности, в области ядерного оружия;
правовые нормы, гарантирующие социальную защиту и представление компенсаций гражданам, осуществляющим деятельность, связанную с ядерным оружием, и проживающим, работающим, служащим в районах размещения ядерных оружейных объектов.
С принятием и введением в действие представляемого законопроекта указанные проблемы будут урегулированы на единой правовой основе.
4. Прогноз социально-экономических последствий
Практическая значимость законопроекта состоит в том, что его принятие и вступление в силу переведет отношения в сфере деятельности, связанной с ядерным оружием, на стабильную правовую основу, существенно улучшит координацию, управляемость и взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения, что в конечном итоге позволит поддерживать потенциал ядерно-оружейного комплекса адекватным задачам обеспечения национальной безопасности России.
Законопроект направлен на обеспечение государственных интересов России, на охрану здоровья и жизни людей, защиту окружающей среды, собственности и интересов граждан при осуществлении деятельности, связанной с ядерным оружием.
Реализация Федерального закона "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия" потребует выделения ассигнований из федерального бюджета в пределах 78 млрд. рублей в расчете на год.
Реализация Федерального закона "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия" улучшит социальную защищенность персонала, работающего в ядерно-оружейном комплексе, и населения, проживающего в закрытых административно-территориальных образованиях и воинских частях с ядерными оружейными объектами, и будет способствовать снижению экономических издержек в ядерно-оружейном комплексе, повышению устойчивости и безопасности государства в целом.
Введение в действие федерального закона потребует выделения ежегодных ассигнований из Федерального бюджета в пределах 80 млрд. рублей.
Средства из Федерального бюджета должны быть направлены, в первую очередь, на компенсацию гражданам за риск, связанный с работой и проживанием в опасных зонах.
Расходы, связанные с внедрением новых конструктивно-технических решений при разработке (модернизации) комплексов и носителей ядерного оружия, разработкой нормативных документов, регулирующих отношения, возникающие в процессе организации и осуществления деятельности по обеспечению безопасности ядерного оружия, проведением организационно-технических мероприятий по совершенствованию государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия, совершенствованием системы производства и эксплуатации ядерного оружия предусмотрены федеральной целевой программой повышения безопасности ядерного оружия.
Распределение затрат на проведение мероприятий, связанных с введением федерального закона приведено в приложении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.