Заключение Правового управления Аппарата ГД
от 18 февраля 1998 г. N 2.2-15/2202
по проекту федерального закона
"О риэлторской деятельности в Российской Федерации"
(I чтение)
Изучив по вашему поручению от 6 февраля 1998 года проект федерального закона "О риэлторской деятельности в Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным законам,
федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам
1. Часть 1 статьи 3 законопроекта не соответствует закрепленному Конституцией Российской Федерации разграничению полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 2 проекта риэлторская деятельность рассматривается как предпринимательская деятельность на рынке недвижимости, которая в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется гражданским законодательством. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации и субъекты Российской Федерации в этой сфере не вправе осуществлять собственное правовое регулирование.
2. Статья 17 законопроекта, определяющая полномочия лицензионных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не соответствует статье 73 Конституции Российской Федерации, согласно которой вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, в связи с чем статья подлежит исключению из текста законопроекта.
Соответствие законопроекта Регламенту Государственной Думы
Статья 50 законопроекта не соответствует подпунктам "б" и "в" пункта 1 статьи 106 Регламента Государственной Думы.
Внутренняя логика законопроекта, противоречия между
разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта
1. В доработке нуждается статья 2 законопроекта.
Данное в статье определение "профессионального риэлтора" не встречается далее в тексте законопроекта, не влечет за собой каких-либо правовых последствий, в связи с чем представлялось бы целесообразным во избежание путаницы исключить его из проекта.
Поскольку в законопроекте есть специальная статья (статья 5), определяющая статус риэлторских фирм и риэлторов, то дублировать ее положения в статье 2 законопроекта представляется нецелесообразным.
Круг субъектов, которых статья 2 предлагает считать профессиональными участниками рынка недвижимости, неоправданно расширен, в частности, в него включены органы государственной власти, осуществляющие контрольные и иные административные полномочия в отношении риэлторов и риэлторских фирм.
2. Нуждается в доработке статья 6 законопроекта, название которой не соответствует ее содержанию, поскольку в статье перечисляются не виды деятельности, которые может осуществлять в отношении недвижимости риэлтор, а указывается на положение риэлтора в договоре, заключаемом им с потребителем риэлторских услуг.
3. Посредническая риэлторская деятельность (статья 9 проекта) по существу не отличается от деятельности риэлтора в качестве поверенного или агента, действующего от имени и за счет принципала (статья 7).
4. Пункт 2 статьи 8 и статья 11 не согласованы со статьей 1 законопроекта. В случаях, предусмотренных в указанных статьях, недвижимое имущество находится в собственности самого риэлтора, а согласно абзацу 6 статьи 1 законопроект не распространяется на лиц, которые в качестве собственников или владельцев совершают какие-либо действия в отношении недвижимости.
Аналогичное замечание относится и к статье 12 законопроекта, поскольку в соответствии с главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительный управляющий является титульным владельцем имущества, переданного ему в управление, и уполномочивается собственником на совершение в отношении такого имущества любых юридических и фактических действий в пределах, определенных договором.
Постатейные замечания
1. Пункт 1 статьи 8 законопроекта необходимо согласовать со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой сторона в договоре комиссии, исполняющая поручения комитента, именуется комиссионером, а не брокером.
2. Часть вторая статьи 13 законопроекта, запрещающая введение специального лицензирования отдельных видов риэлторской деятельности, положения предпоследнего абзаца статьи 15 законопроекта, определяющие территориальное действие лицензии, не соответствуют статье 6 проекта федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятого Государственной Думой в первом чтении.
Статья 18. проекта, регламентирующая ведение реестра риэлторских фирм, не согласуется со статьей 13 законопроекта "О лицензировании отдельных видов деятельности".
3. В юридико-технической доработке нуждается статья 36 законопроекта, поскольку приведенная редакция не позволяет с уверенностью определить, регулирует ли статья случаи передоверия исполнения договора или относится к случаям перемены лиц в обязательстве, которые влекут неодинаковые для сторон последствия.
На проект Постановления Государственной Думы замечаний нет.
Начальник управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.