Проект федерального закона
"О государственной поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации"
внесен депутатами ГД Г.С.Титовым, А.А.Поморовым
См. пояснительную записку
Настоящий федеральный закон устанавливает организационно-правовые основы, порядок формирования и осуществления государственной поддержки потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах осуществления космической деятельности и регулирует отношения в этой области.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего федерального закона употребляются следующие основные понятия:
потенциал космической индустрии Российской Федерации - совокупность научно-технических, технологических и производственных возможностей по созданию и производству космической техники и услуг, научно-исследовательских, проектно-конструкторских, научно-испытательных, эксплуатационных организаций и промышленных предприятий, ведущих работы в области разработки, производства, испытания, управления в полете, эксплуатации и использования по целевому назначению ракетно-космической техники научного, социально - экономического и военного назначения, составляющих единый технологический комплекс;
космическая инфраструктура:
- космодромы;
- стартовые комплексы и пусковые установки;
- командно-измерительные комплексы;
- центры и пункты управления полетами космических объектов;
- пункты приема, хранения, обработки и передачи информации;
- базы хранения ракетно-космической техники;
- районы падения отделяющихся частей космических объектов;
- полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
- объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;
- центры для подготовки космонавтов;
- другие наземные сооружения, используемые при осуществлении космической деятельности;
- объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности;
государственный заказ - в соответствии с действующим законодательством - правовой акт, предусматривающий разработку, производство и поставки ракетно-космической техники, строительство и оборудование объектов космической инфраструктуры различного назначения в порядке, установленном для государственного оборонного заказа, в целях осуществления космической деятельности Российской Федерации, в том числе в сфере сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на основе международных договоров;
государственный заказчик ракетно-космической техники (далее государственный заказчик) - в соответствии с действующим законодательством - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий от имени государства заказ на разработку, производство, поставку ракетно-космической техники, строительство и оборудование объектов космической инфраструктуры различного назначения в целях осуществления космической деятельности Российской Федерации;
государственная поддержка потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации - система внешнеполитических, внешнеэкономических, бюджетных, финансовых, кредитных, налоговых, таможенных, организационно-правовых, законодательных, социальных и иных мер, предпринимаемых государством и направленных на обеспечение полномасштабной космической деятельности;
Статья 2. О принципах осуществления государственной поддержки потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации
Государственная поддержка потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов:
принцип протекционизма - руководящие начала в деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленные на защиту, поддержку и стимуляцию космической деятельности Российской Федерации, обеспечивающие развитие потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры;
принцип селективности - концентрация усилий федеральных органов исполнительной власти на важнейших направлениях сохранения и развития потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры;
принцип разумной достаточности - совокупность минимально необходимых мер, обеспечивающих сохранение и устойчивое развитие потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры;
принцип неукоснительного соблюдения международных обязательств;
принцип обеспечения национальной безопасности.
Статья 3. Законодательство о государственной поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации
Система мер государственной поддержки устанавливается Конституцией Российской Федерации, настоящим законом и другими законодательными актами Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области государственной поддержки потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации, представляет собой систему законодательства, состоящую из общих законов, в частности Закона Российской Федерации "О космической деятельности", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", федерального закона "О государственном оборонном заказе", других и настоящего закона, который является специальным, конкретизирующим положения общих законов.
Статья 4. О действии настоящего федерального закона
Действие настоящего федерального закона распространяется на федеральные законодательные и исполнительные органы власти, органы власти субъектов Федерации, предприятия и организации космической индустрии и космической инфраструктуры, выполняющие государственный заказ в целях осуществления космической деятельности Российской Федерации.
Статья 5. О внешнеполитической поддержке
Внешнеполитическая поддержка государства направлена на беспрепятственный импорт высоких технологий и льготный экспорт готовых изделий высокотехнологичных отраслей промышленности.
Государственный заказчик вправе сам определить конкретный вид поддержки, который, на его взгляд, необходим для продвижения изделия, работы, услуг в этом регионе. Такая поддержка предоставляется ему после согласования с федеральным исполнительным органом по иностранным делам и другими компетентными органами государственной власти.
В соответствии с действующим законодательством и настоящим законом внешнеполитическая поддержка деятельности космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные органы в соответствии с принципами протекционизма и обеспечения безопасности государства, которые используют для этого предоставленные им законом полномочия, в том числе дипломатические средства, правительственные заявления, посредничество, информационно-пропагандистские мероприятия и иные меры.
Федеральный орган исполнительной власти по иностранным делам по просьбе государственного заказчика, организаций и предприятий ракетно-космической индустрии оказывает им дипломатическую поддержку за рубежом в течение необходимого времени
Статья 6. О внешнеэкономической поддержке
Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные органы:
- способствует международному сотрудничеству отечественных субъектов космической деятельности, расширяя их кооперацию по проблемам, имеющим мировое и общегосударственное значение;
- содействует расширению космической деятельности Российской Федерации на внешних рынках;
- содействует доступу отечественных субъектов космической деятельности к достижениям мировой науки;
- содействует расширению услуг в области космической деятельности;
- обеспечивает эффективность правоприменительной практики в области пограничного и таможенного контроля.
Внешнеэкономические соглашения, затрагивающие вопросы осуществления космической деятельности, заключаются по согласованию с государственным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе действующего законодательства.
Статья 7. О бюджетной поддержке
1. Объем финансирования космической деятельности в научных и социально-экономических целях определяется в федеральном бюджете в пределах ассигнований, достаточных для реализации Федеральной космической программы и учитывается в нем отдельной строкой (разделом).
2. В соответствии с действующим законодательством объем финансирования космической деятельности в целях обороны и безопасности Российской Федерации определяется в федеральном бюджете на планируемый год и учитывается в нем в рамках раздела на национальную оборону.
3. Бюджетные ассигнования на космическую деятельность Российской Федерации устанавливаются на основе принципов, содержащихся в статье 2 настоящего закона.
Статья 8. О налоговом регулировании
1. Налогооблагаемая прибыль предприятий и организаций по работам, связанным с созданием и эксплуатацией изделий ракетно-космической техники исчисляется исходя из порядка, предусмотренного для предприятий и организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
2. Предприятия и организации космической индустрии, в части выполнения работ по государственному заказу, могут быть временно освобождены полностью или частично, в соответствии с действующим законодательством, от уплаты налогов в федеральный бюджет до полной оплаты им выполненных работ.
3. В соответствии с действующим законодательством и настоящим законом освобождается от налога на добавленную стоимость производственная, научно-исследовательская, проектно-конструкторская, научно-испытательная и иная деятельность, осуществляемая предприятиями и организациями в области разработки, производства, испытаний и использования (эксплуатации) ракетно-космической техники в части зачисления его в федеральный бюджет, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Статья 9. О таможенном регулировании
Таможенное регулирование осуществляется в интересах поддержки потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры в соответствии с принципами, изложенными в статье 2 настоящего закона. С этой целью внести соответствующую поправку в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Правительство Российской Федерации по представлению федеральных органов по космической деятельности и обороне формирует меры тарифного и нетарифного характера по защите внутреннего рынка продукции и услуг космической деятельности.
Изделия космической техники, приборы, материалы, оборудование, информационные и программные продукты ввозимые из-за границы на таможенную территорию Российской Федерации либо вывозимые с этой территории в рамках государственного заказа для осуществления космической деятельности не облагаются таможенными пошлинами, связанными с импортом и экспортом, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Статья 10. О финансовой поддержке
1. Порядок финансирования расходов на создание, производство и закупку космической техники, содержание и развитие космической инфраструктуры осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ.
2. Государственный заказчик авансирует исполнителя в соответствии с условиями государственного контракта. Бюджетные средства, выплачиваемые государственным заказчиком исполнителю перечисляются на специальные банковские счета организаций и предназначаются только для финансирования государственного заказа в области космической деятельности. Исполнитель несет ответственность за иное использование указанных средств в соответствии с действующим законодательством
3. По решению Правительства Российской Федерации для реализации государственного заказа государственному заказчику могут быть предоставлены льготные кредиты.
4. Предприятиям и организациям космической индустрии и космической инфраструктуры предоставляется право образовывать специальные целевые фонды для финансирования программ космической деятельности.
Условия формирования и использования специальных целевых фондов определяются предприятиями и организациями самостоятельно.
5. Федеральным органам исполнительной власти по космической деятельности и по обороне предоставляется право образовывать специальные целевые фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, производства, а также для поддержки технологического освоения новых видов продукции.
Финансирование предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры из средств специальных целевых фондов федеральных органов исполнительной власти по космической деятельности и по обороне осуществляется только на конкурсной основе.
Статья 11. О социальной поддержке
Социальная поддержка рабочих и служащих предприятий и организаций, составляющих потенциал космической индустрии и космической инфраструктуры регулируется настоящим и другими законами. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать категории работников, а также перечень предприятий и организаций и виды социальных льгот, которые распространяются на них, если иное не предусматривается действующим законодательством.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров для организаций космической индустрии и космической инфраструктуры в государственных образовательных учреждениях частично погашаются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Статья 12. О порядке осуществления государственной поддержки
1. Государственная поддержка потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим законом и другими правовыми актами на основе Федеральной космической программы, Федеральной программы разработки, создания и производства вооружений и других программ, определяющих космическую деятельность. Правительством Российской Федерации, которое в том числе:
- определяет государственного заказчика и через него реализует политику государства;
- формирует государственную политику при осуществлении международной космической деятельности;
- принимает меры по изменению и разработке нормативно-правовой базы по вопросам, регулируемым настоящим законом, в частности включая вопросы технических регламентов, ГОСТов, правил сертификации и т.д., а также создания информационного центра по данной проблематике;
- принимает меры законодательного, организационного, административного и финансового порядка по реализации защитных (антидемпинговых) мер и финансовой поддержки;
- обеспечивает соответствие российских стандартов в области космической деятельности международным и положениям международных соглашений.
2. Порядок разработки и реализации Федеральной космической программы и других Федеральных целевых программ в смежных областях определяется Правительством Российской Федерации
Целевая программа космической деятельности предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры разрабатывается предприятиями и организациями и утверждается федеральными органами исполнительной власти по космической деятельности и по обороне по принадлежности.
Статья 13. Особенности реорганизации и приватизации предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает Государственную программу приватизации государственного имущества в Российской Федерации и проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" с учетом положений Федеральной космической программы.
2. Способ, сроки и ограничения приватизации государственного имущества предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры определяются с учетом их целевых программ по космической деятельности.
3. Приватизация государственного имущества предприятий и организация космической индустрии и космической инфраструктуры осуществляется, как правило, посредством преобразования таких предприятий и организаций в открытые акционерные общества и продажи их акций на коммерческом конкурсе с инвестиционными и социальными условиями, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, исключительно на таких конкурсах.
Органам по управлению государственным имуществом при утверждении планов приватизации устанавливать инвестиционные и социальные условия коммерческих конкурсов, порядок их осуществления в соответствии с целевыми программами космической деятельности предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры.
4. Не допускается приватизация предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры, монопольно осуществляющих разработку, испытание, производство и эксплуатацию ракетно-космической техники для государственных нужд, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Статья 14. Об организационно-правовой поддержке
1. Для координации деятельности по выполнению целевых программ космической деятельности предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры и Федеральной космической программы могут быть образованы координационные советы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти по космической деятельности и по обороне и предприятий и организаций космической индустрии и космической инфраструктуры, и других заинтересованных ведомств.
2. Государственный заказчик в соответствии с настоящим и другими действующими законами несет ответственность за своевременное доведение государственного заказа в области космической деятельности до исполнителя, за целевое использование выделяемых ему за счет федерального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции (работ, услуг), а также за научно-технический уровень и технико-экономическую эффективность заказываемой ракетно-космической техники и иные деяния, предусмотренные действующим законодательством.
Должностные лица, виновные в нарушении настоящего закона несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. О вступлении в силу настоящего федерального закона
1. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты и принять нормативные правовые акты в области космической деятельности, обеспечивающие реализацию настоящего федерального закона.
3. До приведения нормативных правовых актов в области космической деятельности, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом эти нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.