Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98800059-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
Досье на проект федерального закона
Законопроект имеет своей целью уточнение отдельных положений Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Он был доработан в рамках рабочей комиссии, образованной решением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Н.Сысуева 28 января 1998 года из депутатов Государственной Думы, представителей Правительства Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств.
1. Предлагается в тексте закона слова "среднемесячная заработная плата в стране" заменить словами "среднемесячная начисленная заработная плата в стране" в соответствующем числе и падеже. Также предлагается дополнить закон положением, в соответствии с которым среднемесячная начисленная заработная плата в стране рассчитывается по методике Государственного комитета Российской Федерации по статистике, действующей на день принятия Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Утверждение Правительством Российской Федерации показателя среднемесячной заработной платы в стране специально для целей указанного Федерального закона может привести к снижению размера пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Предлагаемые дополнения в совокупности позволяют усилить гарантии прав граждан на получение пенсии в размере, соответствующем повышению стоимости жизни в Российской Федерации.
2. Статьей 1 и статьей 3 Федерального закона от 21.07.97 г. N 113-ФЗ предусмотрено, что государственные пенсии, исчисленные по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, однако, как показывает практика, отсутствие перечисления видов пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) вызывает неоднозначное толкование Закона. В связи с этим предлагается в часть третью статьи 3 Закона внести соответствующие уточнения. Дополнительных затрат не требуется.
3. Предлагается при определении отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране месяцы, за которые на момент назначения (перерасчета) пенсии отсутствуют сведения о среднемесячной заработной плате в стране, исключать из подсчета среднемесячного заработка пенсионера и заменять другими месяцами, непосредственно предшествующими избранному периоду. Необходимость внесения данной поправки связана с тем, что в соответствии со статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" одним из двух вариантов определения среднемесячного заработка для исчисления пенсий является подсчет этого заработка за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией. Согласно пункту "з" новой редакции статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячная заработная плата в стране должна утверждаться Правительством Российской Федерации не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года. При обращении же за назначением или перерасчетом пенсии пенсионер может представить справку о заработке с учетом периодов, за которые на момент установления пенсии сведения о среднемесячной заработной плате в стране еще будут отсутствовать. Поскольку статья 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает возможности замены таких месяцев, требуется внесение соответствующего дополнения в указанный Закон.
4. Законопроект предусматривает финансирование расходов на выплату пенсий, назначаемых по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также надбавок и повышений пенсий, предусмотренных статьями 21, 38, 70, 86-1 и 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", за счет ассигнований из федерального бюджета. Учитывая то, что федеральный бюджет на текущий год принят, данную поправку предлагается ввести в действие с 1 января 1999 года.
5. Значение показателя среднемесячной начисленной заработной платы в стране в пределах календарного года подвержено естественным колебаниям. Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера предлагается применять к среднемесячной начисленной заработной плате в стране за период с 1 декабря по 28 февраля, если увеличение производится с 1 мая; с 1 марта по 31 мая, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июня по 31 августа, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 сентября по 30 ноября предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года. Предлагаемая поправка позволит "сгладить" указанные колебания, прежде всего - значительные различия значений этого показателя в декабре и январе.
6. Минимальный размер пенсии по старости и минимальные размеры других видов пенсий предлагается определять путем умножения действующего минимального размера пенсии на темп роста среднемесячной начисленной заработной платы в стране за соответствующий период.
7. Предлагается изложить отдельные положения статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в уточненной редакции. Из всего текста Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" однозначно вытекает, что индивидуальный коэффициент пенсионера - производная величина, образующаяся в результате умножения на это отношение размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа. Поэтому законопроект предлагает формулировку, согласно которой отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной начисленной заработной плате в стране, определенное частями третьей и четвертой статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", устанавливается в размере 0,7.
8. Учитывая многочисленные обращения пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, о том, что их практически не коснулось повышение пенсий с 1 февраля 1998 года в связи с переходом на новый порядок определения размера пенсии с применением ИКП, комиссия предлагает в первоочередном порядке для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, ограничение 0,7 отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период увеличивать на районный коэффициент к заработной плате и учитывать в размере не свыше 1,5. Данное решение позволит примерно 40 процентам пенсионеров, проживающих в этих районах, получить повышение пенсии. Оно также устранит создавшееся противоречие между теми, кто проживает в более благоприятных климатических условиях, но получил примерно такое же повышение уже в настоящее время, и "северянами".
Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики
РСФСР с 1960 года по 1990 год (руб.)
1960 73,1 1976 154,2
1961 77,1 1977 159,1
1962 80,9 1978 164,4
1963 82,4 1979 168,4
1964 86,0 1980 174,0
1965 92,5 1981 178,3
1966 97,2 1982 184,0
1967 102,5 1983 188,3
1968 110,9 1984 193,2
1969 115,6 1985 199,2
1970 121,2 1986 206,1
1971 125,6 1987 214,4
1972 130,4 1988 233,2
1973 136,2 1989 263,0
1974 143,2 1990 303,0
1975 148,7
Среднемесячная начисленная заработная плата в Российской
Федерации за 1991-1997 годы
1991 год (руб.) |
1992 год (руб.) |
1993 год (тыс. руб.) |
1994 год (тыс. руб.) |
1995 год (тыс. руб.) |
1996 год (тыс. руб.) |
1997 год (тыс. руб.) |
|
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
308 294 337 373 438 493 541 548 613 703 839 1195 |
1438 2004 2726 3052 3675 5067 5452 5876 7379 8853 10576 16071 |
15,3 19,1 23,6 30,6 37,5 47,4 56,0 65,4 80,9 93,0 101,5 141,2 |
134,2 144,7 164.8 171,4 183,5 207,5 221,0 232,8 253,2 265,0 281,6 354,2 |
302,6 321,0 361,5 386,2 429,9 480,6 499,5 520,6 564,5 594,5 615,7 735,5 |
654,8 684,4 745,0 746,5 779,3 837,2 842,8 831,0 848,1 843,3 835,0 1017,0 |
812,2 821,2 902,9 901,1 919,7 993,2 999,0 982,0 990,0 992,0 995,0 1074,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.