Письмо Президента РФ от 19 ноября 1997 г. N Пр-1905
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" (далее именуется - Федеральный закон) устанавливается, что правовой основой деятельности милиции являются Конституция Российской Федерации, рассматриваемый Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Федеративный договор и иные договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, конституции, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий. Таким образом, правовая основа деятельности милиции полностью отождествляется с правовой основой государства. Такой подход представляется методологически неверным. Кроме того, следует отметить, что нормы Федеративного договора полностью включены в текст Конституции Российской Федерации и ссылка на него лишена оснований.
В пункте 8 статьи 1 Федерального закона приводится новая редакция статьи 9 Закона РСФСР "О милиции" (далее именуется - Закон). Из этой статьи необходимо исключить часть четвертую, поскольку принято решение (Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации") о передаче изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых из ведения МВД России в ведение Минюста России
Пунктом 8 статьи 1 Федерального закона вносится дополнение в пункт 2 статьи 11 Закона, которое существенно расширяет права сотрудников милиции. В частности, при наличии достаточных оснований полагать, что граждане и должностные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические средства и психотропные вещества, сотрудникам милиции предоставляется право производить личный досмотр этих граждан и должностных лиц, досмотр принадлежащих им вещей, ручной клади и багажа, а также при отсутствии данных о наличии законных оснований для ношения и хранения указанных предметов, средств и веществ изымать их. Формулировка "при наличии достаточных оснований" не имеет четкого юридического определения и ее использование может привести к нарушению прав и свобод граждан, в частности права на личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации). При этом Федеральный закон не устанавливает не только четких юридических оснований для проведения досмотра, но и не содержит минимальных процессуальных гарантий прав досматриваемого (присутствие понятых, проведение досмотра сотрудником милиции того же пола, что и досматриваемый, составление протокола и т.д.).
В представленном Федеральном законе не полностью учтены предложения, изложенные в заключении Президента Российской Федерации на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции", принятый Государственной Думой в первом чтении (ПР-50 от 14 января 1997 г.). В частности, не учтено предложение о целесообразности назначения на должность и освобождения от должности лиц высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку назначения на должность и освобождения от должности высших офицеров органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, внутренних войск МВД России и других силовых структур.
Кроме того, в статье 9 Закона, касающейся финансирования деятельности милиции общественной безопасности за счет средств местных бюджетов (пункт 8 Федерального закона), не в полной мере учтены требования статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Не учтены предложения, касающиеся определения типов образовательных учреждений в системе МВД России, порядка их создания, реорганизации и упразднения в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании".
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 19 ноября 1997 г. N Пр-1905
Текст письма официально опубликован не был