Проект Федерального закона
"Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных
экономических зон в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Порядок создания СЭЗ
Глава III. Льготный, по сравнению с общим, режим ведения
предпринимательской деятельности в СЭЗ
Глава IV. Финансирование и осуществление инвестиций, ведение
предпринимательской деятельности в СЭЗ
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон на территории Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели создания свободных экономических зон
Целями создания свободных экономических зон являются обеспечение благоприятных условий в них для предпринимательской деятельности, в том числе и внешнеэкономической, внедрение достижений научно-технического прогресса, стимулирование отечественных и иностранных инвестиций, увеличение занятости населения.
Статья 2. Понятие свободной экономической зоны
1. Свободная экономическая зона (далее по тексту - "СЭЗ") представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим предпринимательской деятельности для коммерческих организаций, в том числе и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, созданных в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и зарегистрированных в СЭЗ (далее по тексту - "участники СЭЗ").
Для целей настоящего Федерального закона под льготным, по сравнению с общим, режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых в СЭЗ в соответствии с таможенным, налоговым и валютным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных статьями 11 и 13 настоящего Федерального закона, применяются:
таможенный режим свободной таможенной зоны (в свободных складах, соответственно, таможенный режим свободного склада);
налоговые льготы;
и льготы в сфере валютного регулирования.
3. В СЭЗ разрешается предпринимательская деятельность, которая не запрещена законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Виды СЭЗ, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. К СЭЗ, регулируемым настоящим Законом, относятся:
свободная таможенная зона производственного или торгового типа, свободный склад производственного или торгового типа;
зона экспортного производства;
региональная зона свободного предпринимательства.
2. Особые экономические зоны и офшорные зоны регулируются отдельными федеральными законами.
Статья 4. Свободная таможенная зона производственного или торгового типа. Свободный склад производственного или торгового типа
1. Свободная таможенная зона производственного типа представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, который имеет развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для производства наукоемкой, импортозамещающей, экспортоориентированной и конверсионной продукции отраслей обрабатывающей промышленности и на котором разрешается совершение производственных операций, приводящих к изменению классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств (ТН ВЭД СНГ), в том числе на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара, для последующего его вывоза за пределы Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации.
2. Свободная таможенная зона торгового типа представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации и создается в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, пограничных пунктах или иных местах, через которые осуществляются регулярные поставки экспортных и импортных товаров. Ее территория используется для создания складов, проведения выставок, осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки товара для последующего его вывоза за пределы Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации. Не допускается совершение производственных операций, которые приводят к изменению классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара.
3. Создание свободного склада производственного или торгового типа на территории Российской Федерации и установление правового режима их деятельности осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации с учетом критериев отнесения к производственному или торговому типу, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 5. Зона экспортного производства
1. Зона экспортного производства представляет собой свободную таможенную зону производственного типа, участники которой вывозят за пределы территории Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции отраслей обрабатывающей промышленности и отвечающих критериям происхождения товаров с территории указанной зоны.
2. Правительство Российской Федерации определяет критерии отнесения товара к товару собственного производства и происхождения товара с территории зоны экспортного производства.
Статья 6. Региональная зона свободного предпринимательства
1. Органы законодательной и исполнительной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации могут создать региональную зону свободного предпринимательства на ограниченном участке территории данного субъекта Российской Федерации.
2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий принимают решения о предоставлении участникам региональной зоны льгот регионального уровня в форме освобождения от уплаты налога или снижения ставки налога на определенный срок в отношении тех налогов, установление которых налоговым законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
3. На региональную зону свободного предпринимательства не распространяется таможенный режим свободной таможенной зоны, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Статья 7. Правовое регулирование осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности в СЭЗ и региональных зонах свободного предпринимательства
Правовое регулирование осуществления инвестиций в СЭЗ и региональных зонах свободного предпринимательства осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование ведения предпринимательской деятельности в СЭЗ и региональных зонах свободного предпринимательства осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Статья 8. Государственная политика в области создания и развития СЭЗ. Координация деятельности органов государственной власти в этой области
1. Государственная политика в области создания и развития СЭЗ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
2. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области создания и развития СЭЗ.
3. С целью содействия созданию и функционированию СЭЗ, привлечения в СЭЗ отечественных и иностранных инвестиций и поощрения ведения в СЭЗ предпринимательской деятельности при Правительстве Российской Федерации может быть создана межведомственная комиссия по проблемам создания и развития СЭЗ, в работе которой помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают участие представители союзов и ассоциаций предпринимателей, созданных на территории Российской Федерации.
Глава II. Порядок создания СЭЗ
Статья 9. Внесение предложения о создании СЭЗ и принятие решения о создании СЭЗ
1. Предложение о создании СЭЗ представляется в федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, органом исполнительной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К предложению о создании СЭЗ должны быть приложены технико-экономическое обоснование создания СЭЗ, включая программу ее развития, и проект положения о СЭЗ.
2. СЭЗ создается на основании постановления Правительства Российской Федерации.
3. Региональная зона свободного предпринимательства создается на основании решения органа государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации.
Статья 10. Федеральная программа создания и развития СЭЗ на территории Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает и ежегодно уточняет Федеральную программу создания и развития СЭЗ на территории Российской Федерации по представлению проекта такой федеральной программы федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, который подготавливается с участием других федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается СЭЗ.
2. Федеральная программа создания и развития СЭЗ на территории Российской Федерации включает в себя следующие разделы:
основные направления государственной политики в области создания и развития СЭЗ;
анализ функционирования СЭЗ на территории Российской Федерации и меры по повышению эффективности их функционирования;
перечень существующих на территории Российской Федерации СЭЗ и планируемых к созданию СЭЗ;
финансовые средства, выделяемые для реализации Федеральной программы создания и развития СЭЗ на территории Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением указанных средств по конкретным СЭЗ.
Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации изменения и дополнения в Федеральную программу создания и развития СЭЗ на территории Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Глава III. Льготный, по сравнению с общим, режим ведения
предпринимательской деятельности в СЭЗ
Статья 11. Льготы в области валютного регулирования в СЭЗ
Участники СЭЗ могут быть освобождены от обязательной продажи выручки в иностранной валюте, полученной от экспорта товаров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Статья 12. Права участников СЭЗ в отношении земли и других видов недвижимости
Для обеспечения своей предпринимательской деятельности участники СЭЗ обладают правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о земле и иных видах недвижимого имущества, в том числе правом пользования землей, производственными и иными служебными зданиями и сооружениями на условиях долгосрочной аренды или субаренды сроком до семидесяти лет.
Статья 13. Налоговые и иные льготы, предоставляемые в СЭЗ
1. Участникам свободной таможенной зоны производственного типа при производстве и сбыте товаров и участникам зоны экспортного производства при экспорте товаров федеральными законами о налогообложении могут быть предусмотрены следующие налоговые льготы:
освобождение от уплаты налога на прибыль на период до пяти лет с момента регистрации участника СЭЗ, а также по истечении такого пятилетнего срока - с части прибыли, реинвестируемой в расширение или модернизацию производства товаров либо в сферу услуг в СЭЗ;
снижение на пятьдесят процентов ставок налога на добавленную стоимость в отношении реализации участником СЭЗ товаров и услуг на остальной территории Российской Федерации;
освобождение от уплаты или снижение ставки других федеральных налогов.
2. Налоговые льготы могут быть отменены (сокращены) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) участником СЭЗ обязательств по договору, указанному в пункте 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.
3. Субъекты Российской Федерации могут предоставлять участникам СЭЗ дополнительные налоговые льготы (освобождение от уплаты налога на определенный срок, снижение ставки налога) в отношении тех налогов, установление которых налоговым законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а также финансировать (предоставлять гарантии, страховать от инвестиционных рисков) инвестиционные проекты участников СЭЗ за счет средств бюджетов и внебюджетных средств субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Гарантии стабильности условий осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности в СЭЗ
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые ухудшают условия осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности участниками СЭЗ, не имеют силы на их территории в течение 5 лет с момента вступления их в действие.
Это положение не распространяется на изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с обеспечением обороны, национальной безопасности, общественного порядка и с охраной окружающей среды.
Глава IV. Финансирование и осуществление инвестиций, ведение
предпринимательской деятельности в СЭЗ
Статья 15. Финансирование создания и развития СЭЗ
1. Для финансирования создания и развития СЭЗ могут привлекаться средства из бюджетов всех уровней и внебюджетные средства. Средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, могут предоставляться как в форме прямого финансирования, так и в форме возвратных бюджетных ссуд или отсрочки либо рассрочки платежей в бюджет, в частности, путем предоставления налогового кредита на часть налогов, взимаемых с участников СЭЗ.
Для решения проблем финансирования в СЭЗ могут создаваться коммерческие банки, другие кредитные организации и страховые организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Компания развития СЭЗ, указанная в статье 17 настоящего Федерального закона, может привлекать на договорной основе средства иностранных финансовых организаций.
2. Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения о передаче Компании развития, указанной в статье 16 настоящего Федерального закона, в установленном порядке имущества, находящегося в государственной собственности, с целью его использования в качестве залога для обеспечения обязательств по привлекаемым в СЭЗ кредитам.
Статья 16. Компания развития СЭЗ
1. В СЭЗ действует договорный порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций и ведения предпринимательской деятельности. С этой целью в СЭЗ создаются Компании развития свободной экономической зоны (далее - "Компания развития").
2. Компания развития создается в организационно-правовой форме акционерного общества открытого или закрытого типа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Учредителями Компании развития являются:
Российская Федерация в лице федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;
субъект Российской Федерации в лице его органа исполнительной власти;
юридические лица, созданные на территории Российской Федерации или на территории иностранных государств, граждане Российской Федерации и иностранные граждане - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Российской Федерации должно принадлежать не менее 25 процентов акций Компании развития.
Государственная регистрация Компании развития осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
4. Компания развития осуществляет следующие функции:
подготавливает в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона документы и предложения по развитию СЭЗ и представляет их в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для их последующего представления в Правительство Российской Федерации для целей, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона;
заключает с каждым участником СЭЗ гражданско-правовые договоры о реализации инвестиционных проектов и ведении предпринимательской деятельности в СЭЗ. При этом реализация инвестиционных проектов и ведение предпринимательской деятельности в СЭЗ без заключения таких договоров не допускается;
ведет в учетных целях Реестр участников СЭЗ;
организует привлечение финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в СЭЗ;
ведет учет и представляет отчетные документы в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
5. Компания развития не вправе:
выступать в качестве учредителя (соучредителя) юридического лица на территории свободной экономической зоны, в том числе и с участием иностранных инвесторов, входить в холдинговые коммерческие организации в качестве управленческого звена, получать долю прибыли (дивиденды) участников СЭЗ. При этом Компания развития не несет имущественной ответственности за результаты предпринимательской деятельности участников СЭЗ;
принимать на себя выполнение функций административного управления;
ограничивать репатриацию капиталов иностранными инвесторами и перевод ими за рубеж прибыли (дивидендов) и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте;
устанавливать самостоятельно для участников СЭЗ особые формы учета и отчетности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Управление свободным складом
Управление свободным складом производственного и торгового типов осуществляется российской коммерческой организацией, которая получила статус владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и которая в своей деятельности подотчетна федеральному органу исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом.
Статья 18. Управление в региональной зоне свободного предпринимательства
Функции административного управления в региональной зоне свободного предпринимательства осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 19. Регистрация участника СЭЗ
Участник СЭЗ, являющийся юридическим лицом, регистрируется в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, а участник СЭЗ, являющийся гражданином - индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для регистрации индивидуальных предпринимателей, при условии заключения указанными участниками СЭЗ с Компанией развития договора, указанного в пункте 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Участник СЭЗ считается таковым со дня указанной регистрации.
2. Компания развития не позднее тридцати дней со дня заключения договора, указанного в пункте 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, обязана сообщить в налоговые органы о видах и размерах налоговых льгот, которые могут быть предоставлены участникам СЭЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом и налоговым законодательством Российской Федерации.
3. Компании развития в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств участником СЭЗ по договору, указанному в пункте 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, независимо от удовлетворения своих имущественных требований к участнику СЭЗ в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе ходатайствовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, о прекращении действия регистрации в качестве участника СЭЗ.
Статья 20. Экологическая безопасность в СЭЗ
Государственное управление в области охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, проведение государственной экологической экспертизы, государственный экологический контроль за использованием и охраной природных ресурсов и иные виды регулирования в указанной области на территории СЭЗ осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Трудовые отношения, социальное страхование и социальное обеспечение работников коммерческих организаций - участниц СЭЗ
1. Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала и иностранных рабочих в коммерческие организации - участницы СЭЗ оговаривается в договоре с Компанией развития, указанном в пункте 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.
2. Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, материального поощрения, гарантий и компенсаций российским гражданам, работающим в коммерческой организации - участнице СЭЗ, регулируются коллективным и индивидуальным договорами. Условия коллективного и индивидуального договоров не могут ухудшать положение работников такой организации по сравнению с условиями, предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации.
3. Условия найма, увольнения, оплаты труда, отдыха, пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих в коммерческой организации - участнице СЭЗ, определяются индивидуальными договорами.
4. Социальное страхование персонала коммерческой организации - участницы СЭЗ и его социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранного персонала) регулируются законодательством Российской Федерации.
5. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных граждан перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства на условиях, определяемых законодательством этих стран и международными договорами Российской Федерации.
6. Конкретные условия и порядок осуществления платежей на пенсионное обеспечение иностранных граждан определяются индивидуальными договорами.
7. Коммерческая организация - участница СЭЗ вносит отчисления за российский персонал в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также отчисления за российский и иностранный персонал в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифам, установленным для коммерческих организаций Российской Федерации.
8. Коммерческая организация - участница СЭЗ может создать фонды медицинского и иного дополнительного страхования.
9. Отношения между коммерческой организацией - участницей СЭЗ и ее работниками по вопросам прав на интеллектуальную собственности регулируются законодательством и международными договорами Российской Федерации.
10. Деятельность профессиональных союзов на территории СЭЗ регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Порядок въезда в СЭЗ, региональную зону свободного предпринимательства и выезда из них
1. Порядок въезда в СЭЗ, региональную зону свободного предпринимательства и выезда из них российских и иностранных граждан определяется законодательством Российской Федерации.
2. Порядок доступа российских и иностранных граждан на территорию свободного склада устанавливается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом, и указывается в положении о свободном складе.
Статья 23. Ликвидация СЭЗ
1. Ликвидация СЭЗ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 8 настоящего Федерального закона, с учетом рекомендаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых она была создана.
Основанием для принятия решения о ликвидации СЭЗ является грубое нарушение в ней действующего законодательства Российской Федерации, невыполнение задач и целей, предусмотренных положением о СЭЗ или несоответствие ее деятельности экономической политике либо жизненным интересам Российской Федерации.
Порядок ликвидации СЭЗ устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Основания и порядок ликвидации свободного склада устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация региональной зоны свободного предпринимательства осуществляется на основании решения органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в определенном ими порядке.
Статья 24. Разрешение споров
Споры между Компанией развития и участниками СЭЗ - коммерческими организациями с отечественными инвестициями, а также споры между участниками СЭЗ - коммерческими организациями с отечественными инвестициями и коммерческими организациями с отечественными инвестициями, зарегистрированными на остальной части территории Российской Федерации, подлежат разрешению судами или арбитражными судами Российской Федерации либо по соглашению сторон третейскими судами. Споры между Компанией развития и участниками СЭЗ - коммерческими организациями с иностранными инвестициями, зарегистрированными на остальной части Российской Федерации, подлежат разрешению судами или арбитражными судами Российской Федерации либо по соглашению сторон международным коммерческим арбитражем.
Глава V. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона и приведение в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" принять указ об освобождении от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации валютной выручки участников свободных экономических зон.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок:
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты законов о внесении дополнений и изменений в федеральные законы о налогообложении в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
привести иные нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Правопреемниками в отношении договоров, заключенных администрациями ранее созданных свободных экономических зон, являются подлежащие созданию Компании развития свободных экономических зон.
5. Созданные свободные склады производственного и торгового типов продолжают функционировать в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.