Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации"
О концепции законопроекта.
В основу концепции законопроекта берется мировой опыт создания свободных экономических зон, которые при благоприятных условиях могут оказать положительное влияние на развитие экономики и внешней торговли.
В законопроекте критически учтены положительные стороны и недостатки правительственного законопроекта о свободных экономических зонах, который был внесен в Государственную Думу в апреле 1995 года и доработан согласительной комиссией Совета Федерации и Государственной Думы, но был отклонен Президентом Российской Федерации в июле 1997 года.
Так, восприняты положения указанного законопроекта об основных видах свободных экономических зон, небольших по размеру территории, но имеющих такие ключевые моменты для развития, как выгодное экономикогеографическое расположение, наличие необходимой производственной и транспортной инфраструктуры; о федеральной программе создания и развития свободных экономических зон; об особом режиме предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах в виде предоставления участникам таких зон таможенных, налоговых и валютных льгот и ряд других. Мировой опыт создания свободных экономических зон показывает, что на начальном этапе требуется поддержка государства по выделению бюджетных средств на развитие производственной и транспортной инфраструктуры. Поэтому как и в упомянутом выше правительственном законопроекте предлагается разработка и принятие Правительством Российской Федерации Федеральной программы создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации с ежегодными уточнениями при внесении проекта федерального закона о бюджете на очередной год. Далее, если таможенный режим свободной таможенной зоны предусмотрен действующим таможенным законодательством, то реализация предоставления налоговых и валютных льгот возможна при условии внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство и законодательство о валютном регулировании и валютном контроле.
Вместе с тем, имеются и отличия от указанного правительственного законопроекта. Так, данный законопроект учитывает замечание Президента Российской Федерации, сделанное в отношении упомянутого выше правительственного законопроекта о том, что предложение создать администрации свободных экономических зон с административными функциями управления зонами противоречит Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 10, 11, 76, 77 и 112 Предлагается поэтому по опыту других стран, например Китая, создавать Компании развития зон, которые будут заключать гражданско-правовые договоры с коммерческими организациями - участниками свободных экономических зон по реализации ими инвестиционных проектов. При этом федеральные и региональные органы должны обладать контрольной долей в Компаниях развития с тем, чтобы предотвратить возможность использования зон для незаконной предпринимательской деятельности.
Учтено предложение ряда субъектов Российской Федерации, сделанное при обсуждении предыдущего законопроекта, о создании региональных (локальных) зон, льготный режим предпринимательской деятельности в которых обеспечивается за счет налоговых льгот по тем налогам, которые отнесены налоговым законодательством Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Основываясь на международной практике (в частности, США), они определяются как региональные (локальные) зоны свободного предпринимательства. Они не рассматриваются как вид свободных экономических зон, которые создаются на федеральном уровне и пользуются режимом свободной таможенной зоны (таможенное регулирование по Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации, а региональные зоны свободного предпринимательства создаются по решению региональных властей, т.е. при распространении на них режима свободной таможенной зоны получалось бы, что решают вопросы таможенного регулирования не федеральные власти, а региональные).
О структуре законопроекта Заголовок законопроекта, содержащий слово "основы", указывает на то, что законопроект предусматривает основные, единообразные правила создания и функционирования зон и что конкретные, специфические особенности их функционирования могут быть определены в положениях о свободных экономических зонах, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Проект закона имеет следующую структуру:
глава I формулирует цели, понятие и виды свободных экономических зон, особенности их правового регулирования и возможность для Правительства Российской Федерации определить федеральный орган исполнительной власти, регулирующий создание и функционирование зон;
глава II устанавливает порядок создания свободных экономических зон;
глава III раскрывает содержание льготного, по сравнению с общим, режима ведения предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, предусматривает "дедушкину оговорку" о стабильности условий осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности в зонах на пятилетний период;
глава IV определяет порядок финансирования создания и развития свободных экономических зон и порядок регулирования их функционирования, раскрывает понятие договорного порядка деятельности участников зон, регулирует вопросы регистрации в зонах, ликвидации зон, разрешения споров;
глава V содержит заключительные положения о порядке вступления в силу закона и приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование законопроекта Данный законопроект, как и упомянутый выше правительственный законопроект, следует тем же показателям финансово-экономического обоснования, которые были приведены Правительством Российской Федерации при внесении его законопроекта в апреле 1995 года. Они сводятся к следующему.
Особое место, особенно в начальный период для решения проблемы обустройства современной производственной и транспортной инфраструктуры, должна занять Федеральная программа формирования СЭЗ на территории Российской Федерации, которая должна содержать перечни зон, намеченных к созданию в течение определенного времени, объемы выделяемых в этих целях средств из федерального бюджета. При этом предполагается также использование источников финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
Действует система косвенного финансирования за счет "налоговых каникул" в отношении налога на прибыль и снижение ставки налога на добавленную стоимость в свободных таможенных зонах производственного типа и зонах экспортного производства.
Объемы затрат на создание и развитие различных типов свободных экономических зон не одинаковы. Больших затрат потребуют свободные таможенные зоны производственного типа и зоны экспортного производства. Как показывают расчеты Правительства Российской Федерации, комплексное обустройство 1 кв.км таких зон (при обычных масштабах зоны не более 3 кв.км) в различных странах мира обходятся в сумму от 25 до 70 млн.долларов США. При создании аналогичных российских зон потребуются не меньшие суммы на комплексное обустройство 1 кв.км зоны, обеспечивающее должную инфраструктуру для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, т.е. порядка 150 - 400 млн.рублей (деноминированных), с учетом срока окупаемости затрат на создание такого типа зон от 5 до 7 лет.
Значительно дешевле - в среднем в 2-3 раза - обходится создание свободных таможенных зон торгового типа. Срок их окупаемости короче чем у зон производственного типа. По расчетам Правительства Российской Федерации, расходы по созданию одной зоны такого типа могут составить примерно 30 - 100 млн.рублей (деноминированных) в зависимости от размера зоны.
В Российской Федерации действует система свободных складов, напоминающая в определенной мере по таможенному режиму режим свободной таможенной зоны, но их статус уже регулируется таможенным законодательством Российской Федерации и не нуждается в регулировании данным законопроектом
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.