Пояснительная записка
к соглашениям, подписанным с Республикой Молдова и представляемым на ратификацию в соответствии с законодательной процедурой
Соглашение
между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова
Досье на проект федерального закона
Соглашение подписано по поручению Президента Российской Федерации Премьер - Министром Российской Федерации 21 октября 1994 года. Соглашение будет оставаться в силе до завершения полного вывода воинских формирований Российской Федерации с территории Республики Молдова.
Соглашение создает правовую основу для временного пребывания воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова, причем практические шаги по их выводу будут синхронизированы с политическим определением особого статуса Приднестровского региона Республики Молдова. Вывод воинских формирований Российской Федерации с территории Молдовы предполагается осуществить в соответствии с графиком, который будет определен отдельным протоколом между министерствами обороны Сторон, в течение трех лет со дня вступления указанного Соглашения в силу.
Соглашение определяет, что воинские формирования Российской Федерации осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами и другими нормативными актами Российской Федерации, при этом их деятельность не должна противоречить принципам и нормам международного права. Надзор за исполнением законов воинскими формированиями Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
Финансирование расходов на содержание воинских формирований Российской Федерации до их полного вывода, а также содержание военных городков осуществляется Российской Стороной.
Порядок использования, реализации и передачи недвижимого имущества, освобождаемого в результате вывода воинских формирований Российской Федерации, будет определен отдельным Соглашением.
Лица, входящие в состав воинских формирований Российской Федерации и избравшие постоянным местом жительства города и другие населенные пункты Республики Молдова, после завершения службы или трудовой деятельности в указанных воинских формированиях, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с законодательством Республики Молдова наравне с ее гражданами.
Молдавская Сторона обеспечивает снабжение воинских формирований Российской Федерации электрической энергией, водой и другими видами коммунально-бытового обслуживания на договорной основе за плату, по ценам, действующим для предприятий и организаций в местах дислокации указанных формирований.
Молдавская Сторона предоставляет лицам, входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, и членам их семей, изъявившим желание принять гражданство Республики Молдова, такое право в соответствии с ее законодательством.
Молдавская Сторона приняла обязательство принять участие в строительстве на долевой основе на территории России объектов социальной сферы, необходимых для обустройства выводимых воинских формирований. Объемы выделяемых средств, перечень объектов и места строительства будут определены отдельным Соглашением.
В развитие настоящего Соглашения были подготовлены и подписаны:
Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Молдова о летной деятельности авиации воинских формирований Российской Федерации, временно базирующейся на территории Республики Молдова, и об использовании аэродрома Тирасполь транспортной авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации (подписано 21 октября 1994 года);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о перевозках войск и воинских грузов воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, и о порядке взаимных расчетов по ним (подписано 2/10 февраля 1995 года);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об организации взаимодействия при инспектировании воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и Венским документом по мерам укрепления доверия и безопасности 1992 года (подписано 2/10 февраля 1995 года).
Ратификация Соглашения не влечет за собой каких-либо изменений в российском законодательстве.
На реализацию представляемого на ратификацию Соглашения могут потребоваться дополнительные ассигнования из Федерального бюджета Российской Федерации на финансирование мероприятий, связанных с выводом войск из Молдовы и их обустройством на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, на наш взгляд, практическая реализация Соглашения о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации из Молдовы будет сопряжена с немалыми трудностями.
Прежде всего, они связаны с отсутствием политических договоренностей между Кишиневом и Тирасполем об урегулировании приднестровского конфликта. Диалог между представителями Республики Молдова и ее Приднестровского региона продолжается, однако к существенным положительным результатам не приводит.
До сих пор не удалось достичь договоренностей между Россией и Молдовой по материально-имущественным вопросам, связанным с предстоящим выводом российских формирований с ее территории на территорию России, а именно: не согласованы с молдавской стороной и не подготовлены к подписанию соглашения о порядке использования, реализации и передачи недвижимого имущества 14 гв. армии, об условиях долевого участия Молдовы в строительстве жилья и объектов соцкультбыта для выводимых на территорию Российской Федерации соединений и частей. Это связано с позицией руководства Приднестровья, которая заключается в том, что в случае вывода или расформирования соединений, частей и учреждений 14 гв. армии все принадлежащее ей движимое и недвижимое имущество, в том числе вооружение, боевая техника и боеприпасы, переходят безвозмездно в собственность народа Приднестровья, о чем российская сторона согласиться не может.
Переговоры по этим вопросам между Российской Федерацией, представителями Республики Молдова и ее Приднестровского региона будут продолжены с учетом результатов диалога между Кишиневом и Тирасполем, а также развития обстановки в указанном районе. Кроме того, не снимается с повестки дня вопрос о возможных формах присутствия российских воинских формирований на территории Молдавии.
При рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, целесообразно учитывать указанные проблемы и возможность их решения.
Справочно: Постановлением Правительства Республики Молдова N 823 от 9.11.94 г. указанное Соглашение одобрено (нота МИД Молдовы от 15.11.94 г.).
Соглашение
между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова
Досье на проект федерального закона
Соглашение подписано по поручению Президента Российской Федерации Министром Обороны Российской Федерации 21 октября 1994 года. Оно будет оставаться в силе до завершения полного вывода воинских формирований Российской Федерации с территории Республики Молдова.
Указанное Соглашение разграничивает пределы применения законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Молдова, а также сферы деятельности компетентных органов двух стран по делам, связанным с временным пребыванием российских воинских формирований на территории Республики Молдова. Кроме того, Соглашение создает правовую базу для защиты прав и свобод российских военнослужащих и членов их семей на территории Республики Молдова.
В соответствии с Соглашением Стороны берут на себя обязательства по оказанию друг другу бесплатной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием российских воинских формирований на территории Республики Молдова, и по взаимодействию компетентных органов России и Молдовы в раскрытии преступлений, а также в организации рассмотрения дел.
Представительство воинских формирований Российской Федерации, а также лиц, входящих в их состав, и членов их семей в компетентных органах Республики Молдова осуществляется командованием воинских формирований Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Республики Молдова.
Соглашение не затрагивает прав и обязательств, которые вытекают из международных договоров, участниками которых являются Стороны.
Ратификация Соглашения не влечет за собой каких-либо изменений в российском законодательстве.
На реализацию представляемого на ратификацию Соглашения дополнительных ассигнований из Федерального бюджета Российской Федерации не потребуется.
Начальник 5 Управления Главного управления международного военного сотрудничества Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации |
Ю.Котов |
24 апреля 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.