Письмо Правового управления Аппарата Госудумы РФ
от 23 января 1998 г. N 22-15/2702
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 декабря 1997 года направляем Вам заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Приложение: на 4 листах.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Заключение
по проекту федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации", внесенному депутатами
Государственной Думы Б.Г.Кибиревым, К.С.Савельевым и А.Э.Янковским
(по решению Совета Государственной Думы)
Рассматриваемым законопроектом предлагаются изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 4 октября 1996 года.
Суть предлагаемых изменений и дополнений заключается в установлении ограничений в отношении иностранных инвесторов на осуществление туристской деятельности на территории Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей на осуществление туроператорской и экскурсионной деятельности.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение изменения в понятие "туроператорская деятельность", а также дается новое понятие "экскурсионная деятельность". Согласно предлагаемым изменениям туроператорскую и экскурсионную деятельность может осуществлять только юридическое лицо. По нашему мнению, установление ограничений в отношении индивидуальных предпринимателей на осуществление указанными видами деятельности не согласуется с пунктом 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, согласно которому каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также с пунктом 2 статьи 1, статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 1 проекта, в частности, содержатся положения, устанавливающие запрет в отношении иностранных инвесторов на осуществление туристской деятельностью на территории Российской Федерации.
В связи с этим обращаем внимание на то, что Государственной Думой принят в I чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в соответствии с которым иностранные инвесторы вправе осуществлять инвестиции на всей территории Российской Федерации и во всех отраслях экономики, заниматься всеми видами предпринимательской деятельности с изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации лишь в целях обеспечения обороноспособности и государственной безопасности Российской Федерации. Запреты и ограничения в целях защиты нравственности, здоровья и жизни людей, охраны исторических и культурных ценностей, природных ресурсов и окружающей среды Российской Федерации применяются в отношении иностранных инвесторов, аналогичным образом, как и для отечественных инвесторов.
Кроме того, полагаем необходимым обратить внимание также на следующие положения законопроекта.
1. Предусмотренное в пункте 1 статьи 1 проекта определение понятия "предоставление услуги экскурсовода (гида, гида-переводчика)" требует уточнения. При этом необходимо иметь в виду, что деятельность осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, а физические лица, являющиеся работниками организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняют работу по определенной специальности, квалификации или должности.
2. Предлагаемые законопроектом (абзацы 8-14 пункта 1 статьи 1) дополнения основных понятий предлагается исключить, так как они не используются в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, данные понятия не согласуются с положениями законодательства о труде. В частности, абзац 14 пункта 1 статьи 1 не согласуется со статьями 25-28 Кодекса законов о труде Российской Федерации. Наименования же должностей руководителей и специалистов должны отражать характер выполняемой работы и соответствовать Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1992 года N 32.
3. Положения, содержащиеся в частях 2, 6, 7 предлагаемой статьи 4-1 (пункт 2 статьи 1 проекта) требуют редакционных уточнений. При этом неясно, о каких иностранных организациях говорится в этих положениях. Кроме того, положения законопроекта, затрагивающие вопросы места нахождения юридического лица, требуют согласования с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. На наш взгляд, необходимо окончить абзац 5 статьи 4-1 словами "... не менее 10 лет", так как на практике установление факта известности иностранного юридического лица может вызвать определенные трудности.
5. Представляется, что использование в абзаце в статьи 4-1 слов "не могут обходиться" является неверным с точки зрения юридико-технического исполнения законопроекта. Неясно и о каких "иных способах" идет речь в конце указанного абзаца.
6. Необходимо отметить также, что в законопроекте не решаются вопросы в отношении созданных до принятия настоящего Федерального закона организаций с участием иностранных инвесторов, в том числе в организационно-правовых формах, не предусмотренных положением части 3 статьи 4-1 (пункт 2 статьи 1).
7. Законопроект (пункт 3 статьи 1) содержит положения, затрагивающие вопросы лицензирования туристской деятельности. Так, в частности, определяются виды туристской деятельности, которые могут осуществляться только на основании лицензии, устанавливается порядок продления срока действия или переоформления лицензии.
Указанные положения не согласуются со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии, определяется специальным федеральным законом о лицензировании. Проект такого закона принят Государственной Думой в I чтении. Указанным проектом (статья 20) определены виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, а статья 21 проекта предусматривает, что проекты законодательных актов, регулирующих отношения, не связанные в целом с вопросами лицензирования, не должны содержать положения (нормы), касающиеся лицензирования. В связи с этим рассматриваемый законопроект в части вопросов лицензирования должен быть отсылочным.
8. Ряд положений рассматриваемого законопроекта требует и иной юридико-технической доработки.
В связи с изложенным считаем, что законопроект до представления его на I чтение требует доработки.
Заключение подготовлено с участием отделов: правовой экспертизы законопроектов по социальному законодательству и международному праву.
Начальник Отдела правовой экспертизы
законопроектов по гражданскому
законодательству и природопользованию |
Т.А.Пулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.