Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 97801857-2 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив по поручению Комитета от 30 марта 1998 года проект федерального закона. Правовое управление сообщает.
Постатейные замечания
1. В названии и тексте законопроекта (статьи 1,2,3,5,6,7, 10, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 36) говорится о специальном образовании, что не согласуется с Законом Российской Федерации "Об образовании", в котором не предусмотрено такого вида образования. В указанном Законе предусмотрено, что при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты (пункт 2 статьи 7). Реализация образовательных программ для этих лиц осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии (подпункт 5 пункта 4 статьи 12). Кроме того, следует учесть, что вопросы образования инвалидов регулируются также статьей 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ряд статей законопроекта (4, 5, 6, 21, и др.) повторяют положения соответствующих статей Закона Российской Федерации "Об образовании".
2. В статье 1:
в абзаце 2 следует уточнить, о каких уровнях общего и профессионального образования согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" идет речь;
абзацы 4 и 5 предлагается исключить как излишние, поскольку понятие "ребенок" дано в пункте 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, а понятие "взрослый" в статьях 21, 27 Гражданского кодекса Российской Федерации;
в абзаце 6 и далее в тексте законопроекта слова "медико-социальной экспертной комиссией" следует заменить словами "медико-социальной экспертизой" (см. статью 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965);
в абзаце 11 говорится о специальных образовательных программах, в то время как такой образовательной программы Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья 9) не предусмотрено;
в абзаце 13 и других статьях законопроекта говорится об образовательных учреждениях общего назначения, что не согласуется со статьей 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", в которой не предусмотрен такой вид образовательного учреждения;
в абзаце 14 и далее по тексту законопроекта понятие "специальное" образовательное учреждение не согласуется с подпунктом 5 пункта 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", которым уже предусмотрены специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а Правительство Российской Федерации своим постановлением от 12 марта 1997 г. 288 утвердило Типовое положение об этом образовательном учреждении.
3. В статье 7:
в пункте 1 следует уточнить, в каких учреждениях граждане имеют право пройти освидетельствование в целях получения "специального" образования и государственного именного образовательного обязательства;
положения подпунктов 3, 4 пункта 2, предусматривающие бесплатное образование, предлагается исключить как уже урегулированные Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 43), согласно которой каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
4. Как следует из пункта 2 статьи 8, в нем должна идти речь только о правах законных представителей взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья (об этих правах законных представителей ребенка уже сказано в пункте 1 данной статьи). Поэтому, для уточнения, предлагается слова "иным законным представителям" заменить словами "законным представителям взрослых".
5. В статье 11:
в пункте 1 следует уточнить, какие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому;
в пункте 2 следует уточнить, какие органы управления образованием будут заключать договоры на обучение на дому с образовательным учреждением и обучающимся и (или) его законным представителем. В абзаце 2 этого же пункта слово "государственным" исключить как излишнее (см. статью 30 Закона Российской Федерации "Об образовании").
6. В статье 12 и других статьях законопроекта наименование учреждений системы здравоохранения необходимо привести в соответствие с разделом III Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
7. Первое предложение пункта 2 статьи 14 предлагается исключить как декларативное. Положения пункта 2 в части отчисления из образовательного учреждения лиц с психическими или сложными недостатками не согласуется с подпунктом 5 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которому этот вопрос должен решаться в соответствии с уставом образовательного учреждения.
8. Серьезные сомнения вызывает целесообразность включения в законопроект статьи 20 Лица, о которых идет речь в этой статье, вряд ли должны попадать в сферу действия данного законопроекта, поскольку первичными, определяющими факторами их правового положения являются не ограниченные возможности здоровья, а совершение, до достижения возраста уголовной ответственности, общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (лица, названные в пункте 1 статьи 20 законопроекта), либо осуждение к наказанию в виде лишения свободы (лица, названные в пункте 2 статьи 20).
Вопросы организации образования лиц первой из названных выше категорий с достаточной полнотой регулируются Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 420.
Формулировки и термины, используемые в пункте 1 статьи 20, противоречат названным нормативным актам и не способствуют системности и единообразию правового регулирования одних и тех же вопросов.
Что же касается вопросов организации образования лиц, осужденных к лишению свободы, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, то они входят в сферу правового регулирования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и издаваемых на его основе и во исполнение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
9. Пунктом 7 статьи 23 на учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы возлагаются функции психолого-медикопедагогической комиссии, что не согласуется с функциями этой службы. предусмотренными статьей 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
10. Поскольку в Законе Российской Федерации "Об образовании" отсутствует исчерпывающий порядок проведения лицензирования образовательной деятельности, а в соответствии с принятым Государственной Думой в первом чтении проектом федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" последний направлен на обеспечение единой государственной политики в области лицензирования, и устанавливаемый им порядок лицензирования распространяется также на виды деятельности, специальный порядок лицензирования которых отсутствует и обязательность лицензирования которых предусмотрена федеральными законами, постольку представляется целесообразным статью 27 проекта дополнить также ссылкой на федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности.
11. Пункт 3 статьи 28 следует исключить, как излишний, поскольку вопросы надзора за исполнением закона уже возложены на органы прокуратуры Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
12. Статья 30 предусматривает наличие уставов у специальных образовательных подразделений, что противоречит статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой на основании уставов действуют только юридические лица, в то время как специальное образовательное подразделение юридическим лицом не является.
Кроме того закрепление объектов права собственности за специальным образовательным подразделением противоречит статьям 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым имущество закрепляется за учреждением как юридическим лицом, а не за структурными подразделениями.
13. Следует уточнить сроки введения в действие закона. Как следует из статьи 35, закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 37, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 37, пункта 2 статьи 38, в которых говорится о сроках выполнения определенных условий, связанных с реализацией закона.
Однако без реализации этих условий не будет действовать ряд и других статей закона, связанных с созданием специальных условий для получения образования, созданием и деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий. Неясно, как будет действовать, например, подпункт 1 пункта 2 статьи 7 со дня официального опубликования закона, если не будут созданы психолого-медико-педагогические комиссии.
Кроме того, в этой статье слова "вводится в действие" следует заменить на слова "вступает в силу" (см. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания).
14. В статье 38 слова "преложить" и "поручить" исключить как излишние, что будет соответствовать статье 106 Регламента Государственной Думы.
Согласно договоренности замечания Отдела правовой экспертизы законопроектов по финансовому, банковскому, налоговому и бюджетному законодательству будут представлены дополнительно.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.