Проект федерального закона N 97079221-2
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 23, ст.824) следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции: "Настоящий Закон определяет общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.".
2. Статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Установление и отмена налогов, сборов (пошлин) и других платежей
Налоги, сборы (пошлины) и другие платежи (далее - налоги), предусмотренные настоящим Законом, в зависимости от их видов устанавливаются и отменяются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами выборных органов местного самоуправления, наделенных представительными полномочиями (далее - органы местного самоуправления), по вопросам налогообложения. В Российской Федерации взимаются исключительно налоги, предусмотренные настоящим Законом.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в настоящий Закон в части установления новых налогов, а также федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие новые налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков и (или) иных обязанных лиц, в частности, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков и (или) иных обязанных лиц, не имеют обратной силы.
Законы и иные нормативные правовые акты или их отдельные нормы, исключающие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу, если иное не установлено данными нормативными правовыми актами.
Законы и иные нормативные правовые акты или их отдельные нормы, отменяющие налоги, сокращающие размеры налоговых ставок, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иных обязанных лиц или иным образом улучшающие их положение, могут вступить в силу со дня их официального опубликования или могут иметь обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено данными нормативными правовыми актами.
В случаях отмены действующего налога, а также изменения налоговых ставок и других существенных элементов налогов в течение текущего финансового года должны быть одновременно внесены в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) на текущий финансовый год.
Не допускается установление налогов и сборов, нарушающие единство экономического пространства, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров (работ, услуг) и финансовых средств.".
3. В статье 4:
в части первой:
первое предложение после слов "(далее - налоговые органы)" дополнить словами ", которые ведут Государственный реестр налогоплательщиков, включающий идентификационные номера налогоплательщиков и сведения о налогоплательщиках, в том числе персональные данные налогоплательщиков - физических лиц (фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; адрес места жительства; серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство). Положение о порядке ведения Государственного реестра налогоплательщиков утверждается Правительством Российской Федерации.";
во втором предложении слова "кредитные учреждения" заменить словами "кредитные организации", после слов "в налоговом органе" включить слова "и присвоение идентификационного номера";
в части второй слова "кредитных учреждений" заменить словами "кредитных организаций".
4. Статью 7 исключить.
5. В статье 8:
из названия статьи слова "акцизов и" исключить;
часть первую исключить.
6. Статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Распределение средств от налогов между бюджетами разного уровня
Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды осуществляется в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в порядке и на условиях, которые определяются федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах в соответствии с настоящим Законом.".
7. В статье 11:
пункт 1 после слов "Налогоплательщик обязан:" дополнить абзацем следующего содержания: "встать на учет в налоговом органе (за исключением физических лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством не возложена обязанность самостоятельно уплачивать налоги). Если у налогоплательщиков - физических лиц в соответствии с действующим законодательством возникает обязанность представить декларации о доходах, моментом постановки на учет в налоговых органах считается момент представления декларации о доходах;";
дополнить статью новым пунктом 4 следующего содержания:
"4. Налог признается уплаченным с момента, когда налогоплательщик предоставил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд) при наличии на счете налогоплательщика, на который сдано поручение банку, денежных средств, достаточных для исполнения указанного поручения в полном объеме.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком (или возврата банком в предусмотренных законодательством случаях) не исполненного в установленный срок платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд).
Уплатой налога признается также внесение налогоплательщиком для перечисления в бюджет (внебюджетный фонд) в установленный срок причитающихся сумм налога наличными денежными средствами в банк, кассу органа местного самоуправления, учреждение связи Министерства связи Российской Федерации.
В случае направления излишне уплаченных или взысканных сумм налогов в счет оплаты предстоящих налоговых платежей уплатой налога налогоплательщиком признается произведенный налоговым органом зачет таких сумм в счет предстоящих налоговых платежей.";
пункт 4 считать пунктом 5.
8. Статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
1. Налогоплательщики несут финансовую ответственность за совершение налоговых правонарушений в соответствии с пунктами 2-7 настоящей статьи.
2. За неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы (объекта налогообложения) или неправильного исчисления налога, выявленные при документальной проверке налоговым органом, взимается штраф в размере 30 процентов доначисленной суммы налога.
Повторная неуплата или повторная неполная уплата налога в результате занижения налогооблагаемой базы (объекта налогообложения) или неправильного исчисления налога, выявленные при документальной проверке налоговым органом, влекут взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 60 процентов доначисленной суммы налога.
Повторным правонарушение считается при одновременном наличии следующих признаков:
а) последующее правонарушение совершено тем же лицом, что и предыдущее;
б) за предыдущее правонарушение лицо привлекалось к ответственности;
в) последующее правонарушение совершено не позднее двух лет с момента совершения предшествующего правонарушения;
г) последующее правонарушение должно быть однородным и совершено в отношении того же объекта, что и предшествующее.
В случае, если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил факт неуплаты или неполной уплаты налога, внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам и уплатил налог, предусмотренный настоящим пунктом штраф не применяется.
Если неуплата или неполная уплата налога явилась результатом умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения, установленных судом, то по иску налогового органа или прокурора на налогоплательщика может быть возложен штраф в порядке, установленном законодательством.
Взимание штрафа не освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
3. Состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, отсутствует, пеня не начисляется, а соответствующие меры ответственности к налогоплательщику не применяются в случае: его освобождения от уплаты налога;
если образовавшаяся в отчетный период недоимка по данному налогу восполняется переплатой того же налога в предшествующие периоды.
4. Нарушение установленных законодательными актами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах сроков уплаты налогов влечет начисление пени. Сумма соответствующей пени уплачивается дополнительно к причитающейся сумме налога независимо от применения мер ответственности.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день уплаты или день взыскания недоимки и пени включительно, а при обращении взыскания на иное имущество, кроме денежных средств, - по день ареста имущества.
Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
5. За непостановку на учет в налоговых органах на руководителя или иное должностное лицо налогоплательщика, на которое была возложена обязанность по организации постановки на учет, налагается штраф в размере стократной величины установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.
6. В случае нарушения установленного порядка уведомления налоговых органов об открытии счетов налогоплательщика в банках или иных кредитных организациях на руководителей, иных должностных лиц (на которых были возложены указанные обязанности) налогоплательщика и банков налагается штраф в размере стократной величины установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.
В случае проведения банком или иной кредитной организацией расходных операций налогоплательщика до его постановки на учет в налоговых органах на руководителя или иное должностное лицо (на которое были возложены указанные обязанности) банка или иной кредитной организации налагается штраф в размере стократной величины установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.
7. За непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов по установленным уполномоченными государственными органами формам, служащих основанием для исчисления в уплаты налогов, организация-налогоплательщик уплачивает штраф в размере десятикратной величины установленного законом минимального месячного размера оплаты труда за каждый непредоставленный или несвоевременно предоставленный документ.
На основании заявления налогоплательщика налоговый орган вправе предоставить ему отсрочку на предоставление вышеназванных документов на срок до 15 дней.
8. За отсутствие бухгалтерского учета или ненадлежащую организацию его ведения руководитель налогоплательщика или иное должностное лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, привлекается к ответственности в виде штрафа в размере пятидесятикратной величины установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.
Если нарушения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, не устранены в срок, установленный налоговым органом, который не может быть менее одного месяца, налогоплательщик уплачивает штраф в двойном размере суммы санкции, установленной абзацем первым настоящего пункта.
9. Суммы штрафов и пени, уплаченные в соответствии с настоящей статьей, перечисляются в бюджеты всех уровней пропорционально долям зачисления налогов в соответствующие бюджеты.
10. Уплата или взыскание сумм финансовых санкций, установленных пунктами 2-7 настоящей статьи, не освобождают налогоплательщика от обязанности уплатить налог и других возложенных на него обязанностей.
11. За нарушения налогового законодательства должностные лица организаций-налогоплательщиков и физические лица-налогоплательщики несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
12. Налогоплательщик не привлекается к ответственности за нарушение налогового законодательства, если оно явилось следствием одной из следующих причин:
а) арифметической (счетной) ошибки в предоставляемых в налоговый орган по установленным уполномоченными государственными органами формам документах, служащих основанием для исчисления и уплаты налога;
б) выполнения налогоплательщиком указаний или разъяснений, данных налоговым или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции;
в) стихийного бедствия и других обстоятельств непреодолимой силы.
Налогоплательщик не привлекается к ответственности за нарушение налогового законодательства также в случае излишней уплаты налогов, приведшей к занижению налогооблагаемой базы по другим налогам.
13. Предусмотренные настоящей статьей меры ответственности применяются также в случаях нарушения налогоплательщиками таможенных правил в части уплаты налогов, взимаемых таможенными органами.".
9. В статье 15:
в названии статьи слова "кредитных учреждений" заменить словами "кредитных организаций";
в части первой слова "кредитные учреждения" заменить словами "кредитные организации", слова "этих учреждений" заменить словами "этих организаций";
в части второй слова "указанных учреждений" заменить словами "указанных организаций";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Кредитным организациям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков либо инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд. В случае установления таких фактов на кредитную организацию налагается штраф в размере 50 процентов суммы задержанного платежа, а также взыскивается в установленном порядке пеня в размере одной стопятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога по день уплаты включительно, с привлечением руководителей этих организаций к административной ответственности в виде штрафа в размере стократного установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Взыскание штрафов и пени не освобождают кредитную организацию от исполнения обязательства по перечислению налогов.";
часть четвертую исключить;
части пятую - седьмую считать соответственно частями четвертой - шестой;
в части пятой слова "кредитными учреждениями" заменить словами "кредитными организациями";
дополнить статью частью седьмой следующего содержания:
"Юридические и физические лица, выплачивающие доходы в виде дивидендов и процентов, а также производящие иные выплаты, подлежащие налогообложению у источника, обязаны правильно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет. Если по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным облигациям субъектов Российской Федерации и муниципальным облигациям не представляется возможным определить у источника доходов сумму дохода, подлежащего обложению налогом на доход, эти обязанности возлагаются на юридических лиц, являющихся получателями дохода. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей по правильному исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет указанные выше лица привлекаются к ответственности в соответствии с подпунктами "а"-"г" пункта 1 статьи 13 настоящего Закона.".
10. В статье 18:
подпункт "б" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"б) налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги);";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области налогообложения и сборов определяется в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами о налогах.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления всех уровней не вправе устанавливать дополнительные налоги, не предусмотренные настоящим Законом, равно как и завышать предельные ставки налогов, установленные настоящим Законом и другими федеральными Законами.".
11. В статье 19:
в пункте 1:
в подпункте "и" слова "в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов" заменить словами "в бюджеты субъектов Российской Федерации";
подпункт "р" изложить в следующей редакции:
"р) плата за пользование водными объектами;";
дополнить пункт новыми подпунктами "с" и "т" следующего содержания:
"с) плата за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами;
т) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;";
подпункт "с" считать подпунктом "у";
подпункты "р", "с", "т" и "у" дополнить предложением следующего содержания:
"В целях налогообложения уплаченные суммы налога относятся юридическими лицами на себестоимость товаров (работ, услуг).";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах "а"-"ж" пункта 1 настоящей статьи, зачисляются в федеральный бюджет, а все суммы поступлений от налогов, указанных в пунктах "р"-"у", - в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.".
12. В статье 20:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Региональные налоги";
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. К региональным налогам относятся:";
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) налог на имущество предприятий;";
подпункт "в" исключить;
подпункт "г" считать подпунктом "в";
в подпункте "в" слова "в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов" заменить словами "в бюджеты субъектов Российской Федерации";
в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Налоги, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов Российской Федерации, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.";
первое предложение абзаца второго изложить в следующей редакции:
"Сбор, указанный в подпункте "в" пункта 1 настоящей статьи, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.".
13. В статье 21:
в пункте 1:
слова "представительными органами власти - местными Советами народных депутатов", "местными Советами народных депутатов" и "местных органов государственного управления" заменить словами "органы местного самоуправления" в соответствующих падежах;
подпункт "п" исключить;
в пункте 2 слова "законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований" заменить словами "законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления районов, городов и иных муниципальных образований";
в пункте 3 слова "органами государственной власти" заменить словами "органами местного самоуправления";
в пункте 4 слова "представительных органов власти - местных Советов народных депутатов" заменить словами "органов местного самоуправления".
14. В статье 24:
в части третьей слова "в республиканский бюджет" заменить словами "в федеральный бюджет";
дополнить статью частями четвертой и пятой следующего содержания:
"В случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей деятельности налогоплательщика, органы Государственной налоговой службы Российской Федерации предоставляют отсрочки и рассрочки уплаты пени и штрафов за нарушения налогового законодательства.
Списание долгов, невозможных ко взысканию по федеральным налогам, а также относящимся к ним пени и штрафам, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а по региональным и местным налогам, а также относящимся к ним пени и штрафам, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.".
15. Статью 26 исключить.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 11 и 12 статьи 1, которые вступают в силу с 1 января 1998 года.
Положения пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Пеня за просрочку исполнения налогового обязательства, а также штрафы за нарушение налогового законодательства, начисленные налоговыми органами до дня вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", но не уплаченные налогоплательщиком и (или) не взысканные в порядке, предусмотренном законодательством, уплачиваются (взыскиваются) в следующих размерах: сумма пени, подлежащая перечислению, уменьшается в 7 раз;
сумма штрафов, подлежащая перечислению, уменьшается в 7 раз.
При проведении проверок по периодам, предшествовавшим вступлению в силу настоящего Федерального закона, и выявлении соответствующих нарушений применяются размеры пени и штрафов, установленных пунктом 8 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.