Пояснительная записка
к проекту закона "Об отпусках"
Цель законопроекта - установить государственные гарантии права работника на отпуск, необходимого для охраны и восстановления здоровья, воспитания детей и реализации других личных потребностей работника.
Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В настоящее время система отпусков является громоздкой и запутанной. Это затрудняет реализацию права трудящихся на отдых. Необходимость упорядочения правового регулирования отпусков делает решение этого вопроса крайне актуальным. Законопроект, направленный на решение данной проблемы необходим. Об этом свидетельствуют массовые обращения граждан в наш Комитет, в органы исполнительной, законодательной и судебной власти.
История данного вопроса такова. Установленные постановлениями Совета Министров СССР и ВЦСПС виды и продолжительность дополнительных отпусков, а также списки производств, цехов и профессий, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, составлялись исходя из размера основного отпуска в 12 рабочих дней.
С принятием Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" от 19 апреля 1991 года и Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся", установивших продолжительность ежегодного отпуска для трудящихся не менее 24 рабочих дней, возникли проблемы с исчислением общей продолжительности отпуска. Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" было установлено, что впредь, до принятия нового законодательства об отпусках, сохраняются порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством. Следует отметить, что принятие нового законодательства об отпусках неоправдано затянулось (до 1998 года решение по указанному вопросу так и не было принято) и работники стали требовать присоединения дополнительных отпусков к 24 рабочим дням. 10 июня 1996 года Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая очередную жалобу по указанному вопросу, вынес решение о незаконности разъяснения Минтруда Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 7, сохраняющего старый порядок присоединения дополнительного отпуск (к 12 рабочим дням).
При присоединении дополнительных отпусков к отпуску в 24 рабочих дня продолжительность отпуска по ряду профессий превысила 50 рабочих дней, что во многих случаях неоправдано ни физиологическими, ни экономическими нормами (извлечение из Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением ГК Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22 прилагается).
Мы предлагаем следующую схему решения данного вопроса:
Ежегодный основной отпуск устанавливается продолжительностью 24 рабочих дня, а перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, продолжительность и условия предоставления этого отпуска, определяются Правительством Российской Федерации с учетом развития техники и технологии, изменения условий труда в отраслях народного хозяйства.
Максимальный размер основного и дополнительного отпусков не может превышать 56 рабочих дней.
На наш взгляд, вопрос об отпусках требует незамедлительного решения. Наступает пора массовых отпусков, и суды в ответ на массовые обращения работников здравоохранения вновь будут принимать решения о предоставлении отпусков в таком размере, оплату которых не выдерживают бюджеты всех уровней. Этим и объясняется необходимость разработки законопроекта "Об отпусках".
Следует отметить, что законы "Об отпусках" разработаны и действуют в Литве, Азербайджане, на Украине, в Эстонии и других государствах.
В связи с тем, что в настоящее время в России порядок и условия предоставления работникам отпусков регулируются различными законодательными актами, в указанном законопроекте мы сочли необходимым систематизировать отношения, связанные с отпуском. В законопроекте даны общие положения об отпусках, порядок предоставления отпусков, порядок выплаты отпускных и др.
Переход к рыночной экономике породил такое явление как вынужденные отпуска без сохранения заработной платы. Предприятия в связи с ухудшением их финансово-экономического положения вынуждены отправлять работников в отпуск без сохранения заработной платы. Несмотря на то, что это явление встречается повсеместно, считаем, что в данной ситуации важно обеспечить интересы работников. Поэтому в законопроекте сохранены действующие нормы - "вынужденные" отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя не допускаются. В случае, если работники не по своей вине не могут выполнить обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), то работодатель обязан в соответствии со статьей 94 КЗоТ РФ отплатить время простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Если оплата времени простоя не по вине работников работодателем не производится, то работники вправе обжаловать действия работодателя в комиссию по трудовым спорам или в суд (Разъяснение Минтруда РФ от 27 июня 1996 года "Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.