Проект федерального закона
"О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении
безопасности ядерного оружия"
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия Президента РФ, Правительства РФ,
федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в области ядерного оружия
Глава III. Государственное управление и регулирование
Деятельности в области обеспечения безопасности
ядерного оружия
Глава IV. Размещение, функционирование и ликвидация
ядерных оружейных объектов
Глава V. Регулирование отношений при инцидентах с ядерным
оружием и на ядерных оружейных объектах
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства
РФ о ядерном оружии
Глава VII. Социальная защита граждан при осуществлении
деятельности в области ядерного оружия
Глава VIII. Международное сотрудничество
Глава IX. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы и принципы государственного регулирования деятельности при заказе, разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия (далее - в области ядерного оружия), социальной защиты граждан при осуществлении этой деятельности, ответственность за причиненный вред и правонарушения в регулируемой области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Федеральном законе
Ядерное оружие - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия.
Ядерный заряд - устройство, предназначенное для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
Ядерные боеприпасы - боеприпасы, содержащие ядерные заряды.
Носитель ядерных боеприпасов - средство доставки ядерных боеприпасов от места применения ядерного оружия к цели.
Комплекс ядерного оружия - совокупность функционально связанных технических средств для обеспечения санкционированного применения, пуска, сброса, выстрела ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов.
Носитель ядерного оружия - средство размещения и доставки ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия к месту их применения.
Обеспечение безопасности ядерного оружия - комплекс мероприятий, направленных на снижение опасности ядерного оружия для персонала, населения и окружающей среды на всех этапах его жизненного цикла до уровня, определяемого федеральными нормами.
Ядерный оружейный объект - объект, на котором осуществляются разработка ядерных зарядов и (или) ядерные испытания, и (или) проходит жизненный цикл ядерного оружия, требующие особого режима безопасного функционирования, обеспечения безопасности, физической защиты и защиты информации о ядерном оружии.
Жизненный цикл ядерного оружия - совокупность взаимосвязанных этапов от начала изготовления составных частей ядерного заряда, содержащих ядерные и (или) специальные материалы, сборки ядерного оружия до боевого применения, ядерного испытания или ликвидации ядерного оружия.
Испытания ядерного оружия (ядерные испытания) - санкционированные ядерные взрывы для экспериментального определения или подтверждения характеристик ядерного оружия (ядерного взрывного устройства), а также для изучения процессов, протекающих при ядерных взрывах.
Создание ядерного оружия - комплекс работ, включающий исследования, заказ, разработку, модернизацию, испытание и изготовление (производство) ядерного оружия.
Эксплуатация ядерного оружия - этап жизненного цикла ядерного оружия, включающий техническое обслуживание, хранение, транспортирование, подготовку к боевому применению и пребывание на боевом дежурстве, с момента приема ядерных боеприпасов организацией, осуществляющей эксплуатацию ядерного оружия, от организации, осуществляющей производство ядерных боеприпасов, до боевого применения ядерного оружия или передачи ядерных боеприпасов в организацию, осуществляющую производство ядерных боеприпасов.
Физическая защита ядерного оружия - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности ядерного оружия, его составных частей, а также на предотвращение несанкционированного доступа к ядерному оружию и несанкционированного воздействия на него.
Защита информации о ядерном оружии - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение утечки сведений о ядерном оружии, составляющих государственную тайну, и несанкционированного доступа к ним.
Ликвидация ядерного оружия - комплекс работ по разборке, санкционированному уничтожению и (или) захоронению ядерного оружия и утилизации его составных частей.
Инцидент с ядерным оружием - событие с ядерным оружием, приводящее или могущее привести к человеческим жертвам, к ущербу здоровью людей, к значительному материальному ущербу, нарушению жизнедеятельности государства или его регионов.
Авария с ядерным оружием - событие, наступающее в результате повреждения, неисправности ядерного оружия, нерегламентированных воздействий на ядерное оружие, приводящее или могущее привести к причинению вреда вследствие радиоактивного загрязнения и других поражающих факторов, вызванных разрушением, взрывом или сгоранием ядерных зарядов.
Особый режим безопасного функционирования ядерного оружейного объекта - комплекс мер, включающий установление охраняемых, в том числе контролируемых и (или) запретных зон, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на территории контролируемой зоны, примыкающей к ядерному оружейному объекту ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией, а также ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.
Охраняемая зона - территория, постоянно находящаяся под охраной и наблюдением, доступ на которую ограничен.
Контролируемая зона - территория, на которую организован санкционированный доступ граждан.
Санитарно-защитная зона - территория вокруг стационарного ядерного оружейного объекта, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного ядерного оружейного объекта может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.
Зона наблюдения - территория, окружающая санитарно-защитную зону, на которой проводится радиационный контроль.
Запретная зона - территория, на которой пребывание граждан без производственной (служебной) необходимости запрещено.
Зона с регулируемым посещением иностранными гражданами - территория вокруг ядерного оружейного объекта, пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на которой требует специального разрешения.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия
Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, настоящем Федеральном законе и других федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.
Статья 3. Задачи настоящего Федерального закона
Основными задачами настоящего Федерального закона являются:
создание правовых основ государственного регулирования деятельности при заказе, разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия;
создание правовых основ государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия;
установление полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав, обязанностей и ответственности организаций и иных юридических и физических лиц в отношении их деятельности при создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия;
создание правовых основ социально-экономических гарантий и компенсаций при осуществлении деятельности в области ядерного оружия.
Статья 4. Принципы регулирования деятельности в области ядерного оружия
Основными принципами регулирования деятельности при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия, являются:
законность всех действий;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
безусловное выполнение норм и правил в области ядерного оружия;
персональная ответственность должностных лиц в пределах их компетенции;
государственный надзор, ведомственный надзор и контроль за безопасностью ядерного оружия;
государственное лицензирование деятельности;
социальная защита граждан.
Статья 5. Объекты применения настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующие объекты:
ядерное оружие и составные части ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;
ядерные и специальные материалы, используемые в конструкции ядерных зарядов, ядерных боеприпасов;
ядерные оружейные объекты;
средства разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей;
средства обращения с подвергшимся нерегламентированным воздействиям ядерным оружием;
другие объекты, содержащие ядерные заряды, ядерные боеприпасы и их составные части;
средства экспериментального исследования поражающего действия ядерного оружия.
Статья 6. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, иных юридических и физических лиц, связанную с заказом, разработкой, испытаниями, производством, эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия, средств его разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ликвидации, включая:
управление разработкой, испытаниями, производством и ликвидацией ядерного оружия;
размещение, проектирование, сооружение, оборудование, эксплуатацию и ликвидацию ядерных оружейных объектов;
обеспечение безопасности ядерного оружия;
обеспечение безопасности ядерных оружейных объектов;
надзор и контроль за безопасностью ядерного оружия;
надзор и контроль за обеспечением безопасного функционирования ядерных оружейных объектов;
контроль за радиационной обстановкой на ядерных оружейных объектах и прилегающих территориях;
отбор и подготовку кадров;
обеспечение режима нераспространения ядерного оружия и ядерных оружейных технологий;
обращение с составными частями ядерных зарядов, ядерных боеприпасов;
учет, контроль и физическую защиту ядерного оружия и его составных частей;
защиту информации о ядерном оружии;
предотвращение инцидентов с ядерным оружием, принятие мер по предупреждению и ликвидации их последствий;
возмещение причиненного вреда и ликвидацию последствий инцидентов с ядерным оружием;
медико-санитарное обеспечение работ, персонала и населения при разработке и на всех этапах жизненного цикла ядерного оружия;
проведение научных исследований по проблемам ядерного оружия с использованием специальных установок и технологий;
обеспечение социальной защиты граждан при осуществлении деятельности с ядерным оружием;
международное сотрудничество и обеспечение соблюдения международных соглашений и обязательств Российской Федерации в области ядерного оружия.
Любая деятельность, связанная с ядерными и специальными материалами, используемыми в конструкции ядерного оружия, до момента их приема организацией, изготавливающей ядерные заряды и их составные части, и после переработки этих материалов в состояние, исключающее распространение сведений о конструкции ядерных зарядов, регламентируется иными законами Российской Федерации.
Любая деятельность, связанная с изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерных энергетических установок носителей ядерного оружия до момента установки носителей, оснащенных ядерными боеприпасами, и после их снятия с носителя ядерного оружия, регламентируется иными законами Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность, связанную с боевым применением ядерного оружия.
Статья 7. Право собственности
Ядерное оружие, ядерные оружейные объекты и организации осуществляющие заказ, разработку, испытания, производство, эксплуатацию и ликвидацию ядерного оружия находятся исключительно в федеральной собственности.
Ядерное оружие и его составные части, созданные на территории Российской Федерации, но находящиеся за ее пределами, также являются федеральной собственностью Российской Федерации.
Отношения, связанные с объектами авторского права и интеллектуальной собственности, и порядок компенсации упущенной в связи с засекречиванием научных трудов и изобретений выгоды, в том числе ограничение прав собственности организаций и граждан Российской Федерации на информацию о результатах научной и производственной деятельности в области ядерного оружия, регулируются законодательством Российской Федерации.
Правом пользования и распоряжения объектами применения настоящего Федерального закона наделяются федеральные органы исполнительной власти, государственные организации и должностные лица в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разработанными на основе настоящего Федерального закона.
Статья 8. Право принятия на вооружение, заказа и организации разработки, производства, испытания, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия
Право принятия образцов ядерного оружия на вооружение и снятия их с вооружения принадлежит Президенту Российской Федерации или по его поручению Правительству Российской Федерации,
Государственный оборонный заказ на разработку, модернизацию, производство, поставку и ликвидацию ядерного оружия утверждает Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Государственным заказчиком государственного оборонного заказа в части разработки, производства и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов определяется федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся данные виды деятельности, и который на стадии формирования Государственного оборонного заказа согласует его с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации.
Право организации разработки, производства и ликвидации ядерного оружия принадлежит федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия.
Право организации производства ядерных и специальных материалов, необходимых для создания ядерного оружия, и их ликвидации принадлежит федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов.
Право организации эксплуатации ядерного оружия принадлежит федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации.
Право организации испытаний ядерного оружия (ядерных испытаний) принадлежит федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на это Президентом Российской Федерации.
Статья 9. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности в области ядерного оружия
Финансирование деятельности в области ядерного оружия осуществляется в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в федеральном бюджете на эти цели, на основе:
основных положений военной доктрины Российской Федерации;
федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период, включающей в себя заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области ядерного оружия (в том числе, работы по развитию базовых оружейных технологий, поддержанию и развитию экспериментальной и производственно-технологической базы);
федеральных программ в области ядерного оружия.
Планирование и расходование средств федерального бюджета, выделяемых на разработку, модернизацию, производство и ликвидацию ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся данные виды деятельности, по согласованию и под контролем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации.
По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа в области ядерного оружия организациям независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющим поставки (производство) этих ресурсов. Правительством Российской Федерации устанавливаются квоты (перечень, количество, сроки поставок) обязательных поставок указанных ресурсов государственному заказчику, головному исполнителю (исполнителю) по складывающимся на товарном рынке ценам.
Статья 10. Система нормативной документации в области ядерного оружия
В систему нормативной документации в области ядерного оружия входят:
нормативные правовые акты по ядерному оружию, в том числе по вопросам обеспечения его безопасности, принятые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти;
федеральные и отраслевые нормы и правила;
государственные и отраслевые стандарты;
конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация на ядерное оружие, средства его разработки, технические системы его физической защиты, средства его производства, испытаний, эксплуатации и ликвидации.
Требования норм и правил обеспечения безопасности должны разрабатываться с учетом рекомендаций международных организаций по использованию атомной энергии, в состав которых входит Российская Федерация, а также международных соглашений по ядерному оружию.
Федеральные нормы и правила утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и организации, заказывающие, разрабатывающие, испытывающие, производящие, эксплуатирующие ядерное оружие, средства его производства, испытаний, эксплуатации и ликвидации, ликвидирующие ядерное оружие, а также осуществляющие надзор за безопасностью, разрабатывают нормативную документацию, устанавливающую уровень безопасности, требования и условия обеспечения безопасности ядерного оружия конкретного типа на всех этапах его жизненного цикла в соответствии с федеральными нормами и правилами.
Производство и эксплуатация ядерного оружия, не отвечающего установленным требованиям нормативной документации, запрещаются.
Запрещаются любые действия с ядерным оружием не предусмотренные федеральными нормами и правилами, а также составленными на их основе другими документами.
Деятельность, связанная с разработкой, производством, испытаниями, эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия, а также с ликвидацией последствий инцидентов с ядерным оружием, документируется в формах и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
в области ядерного оружия
Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области ядерного оружия
Президент Российской Федерации:
утверждает структуру государственного управления и регулирования деятельности в области ядерного оружия;
определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области ядерного оружия;
утверждает федеральные программы по ядерному оружию и программы ядерных испытаний;
определяет концепцию международных переговоров и сотрудничества по ядерному оружию;
утверждает планы размещения на территории Российской Федерации стационарных ядерных оружейных объектов;
санкционирует проведение ядерных испытаний;
утверждает полномочия органов государственного надзора за безопасностью ядерного оружия;
осуществляет государственное управление деятельностью в области ядерного оружия.
Статья 12. Полномочия Правительства Российской Федерации в области ядерного оружия
Правительство Российской Федерации:
осуществляет государственное управление деятельностью в области ядерного оружия;
обеспечивает исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации в области ядерного оружия;
представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре государственного управления и регулирования деятельности в области ядерного оружия;
определяет порядок государственного лицензирования деятельности в области ядерного оружия и надзора за выполнением условий лицензий;
организует разработку и выполнение федеральных программ по ядерному оружию, государственного оборонного заказа и определяет порядок их материально-технического обеспечения;
принимает решения о заказе, разработке, производстве и ликвидации ядерного оружия;
организует разработку планов размещения и ликвидации ядерных оружейных объектов и принимает решение об их проектировании и сооружении;
принимает решения, связанные с конверсией и перепрофилированием ядерных оружейных объектов;
организует и обеспечивает функционирование государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета, контроля, физической защиты ядерного оружия, ядерных материалов; защиты информации о ядерном оружии; оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; отбора и подготовки персонала к работам с ядерным оружием; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
организует разработку и утверждает федеральные нормы и правила в области ядерного оружия;
утверждает порядок взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия;
утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор за безопасностью ядерного оружия и ядерных оружейных объектов;
организует выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации по ядерному оружию;
организует создание средств и методов защиты персонала и окружающей среды при работах с ядерным оружием;
обеспечивает социальную защиту граждан при осуществлении деятельности в области ядерного оружия.
Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению функционирования ядерных оружейных объектов
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ядерного оружия;
согласовывают предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого ядерного оружейного объекта;
осуществляют государственный экологический контроль обстановки на подведомственной территории и обеспечивают население необходимой экологической информацией;
участвуют в обеспечении социально-бытовых условий для персонала, осуществляющего разработку, испытания, производство, эксплуатацию, ликвидацию и обеспечение безопасности ядерного оружия;
участвуют в обеспечении защиты населения, окружающей среды, имущества и объектов жизнедеятельности населения от радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения, в эвакуации населения в случае инцидентов с ядерным оружием;
участвуют в ликвидации последствий аварий с ядерным оружием;
участвуют в подготовке специалистов для ликвидации последствий аварий с ядерным оружием.
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления по участию в обеспечении функционирования ядерных оружейных объектов
Органы местного самоуправления:
обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ядерного оружия;
осуществляют экологический контроль обстановки на подведомственной территории ядерных оружейных объектов, обеспечивают население необходимой экологической информацией;
решают совместно с лицами, ответственными за функционирование ядерного оружейного объекта, вопросы обеспечения безопасности населения и окружающей среды на подведомственной территории;
совместно с руководством ядерного оружейного объекта планируют и организуют проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяют необходимый объем строительства локальной системы оповещения;
в случае аварии с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте органы местного самоуправления принимают участие в работах по обеспечению защиты граждан, их собственности и объектов жизнедеятельности, по снижению вреда и восстановлению нормальной деятельности организаций в случае радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения, по эвакуации населения и по ликвидации последствий аварии.
Выполнение полномочий, предусмотренных настоящей статьей, требующих материальных и финансовых средств, компенсируются органам местного самоуправления за счет федерального бюджета.
Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление деятельностью в области ядерного оружия
Государственное управление деятельностью при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия осуществляют также специально уполномоченные на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации:
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;
иные федеральные органы исполнительной власти, привлекаемые к деятельности в области ядерного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Компетенция федеральных органов исполнительной власти при осуществлении деятельности в области ядерного оружия
В компетенцию федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, входят:
реализация государственной политики при постановке на вооружение, модернизации, размещении, эксплуатации и снятии с вооружения ядерного оружия;
организация эксплуатации ядерного оружия;
представление предложений в федеральные программы по ядерному оружию;
определение требований к боевым, эксплуатационным характеристикам и безопасности ядерного оружия, включаемых в тактико-технические задания на разработку ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;
подготовка предложений о размещении, сооружении и ликвидации ядерных оружейных объектов;
организация разработки федеральных норм и правил;
организация функционирования в подведомственных организациях государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета, контроля, физической защиты ядерного оружия, ядерных материалов; защиты информации о ядерном оружии; оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; отбора и подготовки персонала к работам с ядерным оружием; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
участие в разработке, утверждении программ ядерных испытаний, проведении ядерных испытаний;
в пределах своей компетенции контроль научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства ядерного оружия;
организация и проведение ведомственного надзора и контроля за безопасностью при эксплуатации ядерного оружия;
организация в подведомственных организациях экологического контроля;
организация военно-научных исследований в области ядерного оружия.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, несет ответственность за полноту и обоснованность требований тактико-технических заданий и оценку их выполнения, за сохранность ядерного оружия, находящегося в его пользовании, распоряжении, за защиту информации о ядерном оружии и, совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, - за надежность и обеспечение безопасности ядерного оружия.
В компетенцию федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, входят:
реализация государственной политики при разработке, производстве и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;
представление предложений в федеральные программы по ядерному оружию и программы ядерных испытаний;
участие в формировании требований к характеристикам ядерного оружия;
организация разработки, производства ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, их ликвидации, а также хранения составных частей ядерных зарядов;
организация проведения ядерных испытаний;
организация научно-исследовательских работ по проблемам ядерного оружия, в том числе по обеспечению его безопасности и поражающего действия;
подготовка предложений о создании и ликвидации ядерных оружейных объектов;
ведомственный надзор и контроль за безопасностью ядерного оружия и ядерных оружейных объектов;
организация функционирования в подведомственных организациях государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета, контроля, физической защиты ядерного оружия, ядерных материалов; защиты информации о ядерном оружии; оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; отбора и подготовки персонала к работам с ядерным оружием; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
организация авторского и гарантийного надзора за ядерными зарядами и ядерными боеприпасами;
организация производства и ликвидации ядерных и специальных материалов, используемых в ядерных зарядах, ядерных боеприпасах;
организация авторского и гарантийного надзора за ядерным оружием совместно с организациями, осуществляющими разработку носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;
организация в подведомственных организациях экологического контроля; организация разработки федеральных норм и правил.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, несет ответственность:
за соответствие параметров ядерных зарядов, ядерных боеприпасов требованиям тактико-технических заданий;
за сохранность, безопасность и физическую защиту ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, их составных частей, ядерных и специальных материалов, находящихся в распоряжении подведомственных ему организаций;
за защиту информации о ядерном оружии;
совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, - за надежность и обеспечение безопасности ядерного оружия.
В компетенцию федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, входят:
координация разработки, производства, ликвидации и утилизации носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия и их составных частей;
организация авторского и гарантийного надзора за носителями ядерных боеприпасов, комплексами и носителями ядерного оружия, в том числе и по вопросам обеспечения безопасности;
организация функционирования в подведомственных организациях государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия: учета, контроля, физической защиты ядерного оружия, ядерных материалов; защиты информации о ядерном оружии; оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; отбора и подготовки персонала к работам с ядерным оружием; автоматизированного контроля радиационной обстановки;
представление предложений в федеральные программы по ядерному оружию;
организация научно-исследовательских работ по проблемам ядерного оружия и обеспечению безопасности ядерного оружия;
участие в разработке федеральных норм и правил.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, несет ответственность за защиту информации о ядерном оружии и, в пределах своей компетенции, совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, - за надежность и обеспечение безопасности носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, оснащенных ядерными боеприпасами.
Глава III. Государственное управление и регулирование
Деятельности в области обеспечения безопасности ядерного оружия
Статья 17. Государственная система обеспечения безопасности ядерного оружия
Государственная система обеспечения безопасности ядерного оружия предназначена для реализации государственной политики обеспечения безопасности и нераспространения ядерного оружия, для предупреждения и ликвидации последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия.
Функционирование государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия осуществляется на основе принципа сочетания комплекса правовых, нормативных, технических, экономических, социальных, организационных мер обеспечения безопасности ядерного оружия и персональной ответственности за безопасность ядерного оружия главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, руководителей организаций, генеральных и главных конструкторов, командиров воинских частей и других должностных лиц в пределах их компетенции.
Положение о государственной системе обеспечения безопасности ядерного оружия утверждается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Государственные регулирование в области обеспечения безопасности ядерного оружия
Государственное регулирование в области обеспечения безопасности ядерного оружия осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на это Президентом Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.
Порядок выдачи лицензий на право ведения работ по обеспечению безопасности ядерного оружия при его разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Государственный надзор за безопасностью ядерного оружия
Государственный надзор за безопасностью ядерного оружия при его разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации осуществляется специально уполномоченными на это Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные органы осуществляют надзор за безопасностью ядерного оружия в соответствии с положениями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации, и несут ответственность за состояние государственного надзора.
Государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности при деятельности в области ядерного оружия осуществляет федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей природной среды в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
Статья 20. Иные организации, привлекаемые к деятельности по созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ядерного оружия
Перечень иных организаций, привлекаемых к деятельности по созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ядерного оружия, порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Размещение, функционирование и ликвидация
ядерных оружейных объектов
Статья 21. Ядерные оружейные объекты
Стационарные ядерные оружейные объекты располагаются в закрытых административно-территориальных образованиях или на территориях воинских частей с особым режимом безопасного функционирования.
Ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасного функционирования ядерного оружейного объекта возлагается на руководителя организации, в ведении которого находится ядерный оружейный объект.
Осуществление социального протеста в любых формах на ядерных оружейных объектах в пределах запретных зон запрещается.
Для стационарных ядерных оружейных объектов и территорий, примыкающих к ним в границах санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, составляются санитарно-экологические и радиационно-гигиенические паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасного функционирования ядерных оружейных объектов и сохранения государственной тайны предусматриваются в установленном законодательством порядке ограничения прав граждан, проживающих, работающих, служащих в закрытых административно-территориальных образованиях или на территориях воинских частей с ядерными оружейными объектами, и граждан, направляемых на эти объекты, в том числе ограничений на въезд и проживание на указанных территориях.
На стационарных ядерных оружейных объектах и на примыкающим к ним территориях устанавливаются:
охраняемые зоны (в том числе внутренние контролируемые и (или) запретные зоны);
санитарно-защитные зоны;
зоны наблюдения;
зоны с регламентированным посещением иностранными гражданами;
зоны с ограничением полетов летательных аппаратов.
Размеры, границы и режим зон устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение убытков и потерь, понесенных собственниками земли, независимо от форм собственности, и других природных ресурсов в связи с установлением этих зон, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участки территории Российской Федерации в случае возникновения устойчивых негативных изменений окружающей среды в результате функционирования ядерных оружейных объектов могут объявляться зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.
Статья 22. Предоставление земельных участков и акваторий для размещения ядерных оружейных объектов
Земельные участки и акватории для организаций, на территории которых будут размещаться ядерные оружейные объекты, предоставляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, с учетом особого характера и необходимости обеспечения режима безопасного функционирования объектов.
Статья 23. Создание и ликвидация стационарных ядерных оружейных объектов
Приемка в эксплуатацию ядерных оружейных объектов производится только после ввода в действие всех объектов и сооружений, предназначенных для их эксплуатации и обслуживания, и для обеспечения их безопасного функционирования и физической защиты.
При ликвидации стационарного ядерного оружейного объекта эксплуатирующая организация демонтирует специальное оборудование и приводит территорию объекта в состояние, соответствующее требованиям государственной экологической экспертизы.
Глава V. Регулирование отношений при инцидентах с ядерным оружием
и на ядерных оружейных объектах
Статья 24. Ликвидация последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах
Ликвидация последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах осуществляется силами и средствами государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия в соответствии с действующими нормативными документами.
Ликвидация последствий аварий с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах при введении чрезвычайного положения осуществляется органами управления, силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также иными законодательными актами Российской Федерации в этой области с привлечением сил и средств государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия.
Статья 25. Информирование об инцидентах с ядерным оружием
Информирование об инцидентах с ядерным оружием осуществляется в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о ядерном оружии
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства в области ядерного оружия
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области ядерного оружия и других противоправных действиях, которые привели или могли привести к ущербу государственным интересам Российской Федерации, а также ее населению, персоналу, окружающей среде, объектам социального или хозяйственного назначения, независимо от формы собственности, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера и последствий нарушений.
Глава VII. Социальная защита граждан при осуществлении
деятельности в области ядерного оружия
Статья 27. Социальная защита граждан, проживающих, работающих, служащих в закрытых административно-территориальных образованиях и на территории воинских частей с ядерными оружейными объектами
Гражданам, проживающим, работающим, служащим в закрытых административно-территориальных образованиях и на территории воинских частей с ядерными оружейными объектами, предоставляются компенсации и льготы в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании".
Статья 28. Социальная защита граждан, принимавших непосредственное участие в работах и действиях в условиях особого риска жизни и здоровью
Социальная защита граждан, принимавших непосредственное участие в событиях, работах и действиях в условиях особого риска жизни и здоровью, связанных с деятельностью в области ядерного оружия, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" распространяется также на остальных граждан:
а) непосредственных участников испытаний ядерного оружия в атмосфере до даты фактического прекращения таких испытаний;
б) непосредственных участников подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций;
в) непосредственных участников ликвидации радиационных аварий с ядерным оружием;
г) непосредственных участников работ по обращению с аварийными ядерными зарядами и ядерными боеприпасами, включая их транспортирование;
д) непосредственных участников подземных испытаний ядерного оружия.
Критерии непосредственного участия этих граждан в работах, событиях и действиях, порядок предоставления им льгот и компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Льготы и компенсации гражданам, осуществляющим деятельность в области ядерного оружия, в целях их социальной защиты и сохранения квалифицированных кадров
Квалифицированным рабочим и специалистам, молодым специалистам с высшим и средним профессиональным образованием, прибывшим на ядерные оружейные объекты на постоянную работу, предоставляются за счет средств федерального бюджета беспроцентные или льготные ссуды на приобретение или строительство жилья и хозяйственное обзаведение при условии заключения с организацией трудового договора. Порядок предоставления ссуд определяется Правительством Российской Федерации.
За особый вклад в создание ядерного оружия работникам организаций, непосредственно участвовавших в разработке, производстве, испытаниях и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, может назначаться ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначаемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Источники финансирования, порядок выплаты и размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 30. Цели международного сотрудничества
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области ядерного оружия в целях:
поддержания мира и стабильности, уменьшения опасности возникновения ядерного конфликта;
предотвращения распространения ядерного оружия;
сокращения, ликвидации ядерного оружия на многосторонней основе;
повышения безопасности работ с ядерным оружием, защищенности от терроризма;
использования в хозяйственных целях научно-производственного потенциала и ресурсов, высвобождающихся при сокращении деятельности в области ядерного оружия;
предоставления (получения) помощи, - в случае аварии с ядерным оружием, приводящей к созданию чрезвычайной ситуации, - в целях сведения к минимуму последствий аварии с ядерным оружием, в соответствии с положением "Конвенции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации", подписанной в городе Вене 26 сентября 1986 года, и иных международных договоров Российской Федерации.
Статья 31. Формы международного сотрудничества
Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области ядерного оружия посредством:
заключения международных договоров;
участия в международных организациях;
участия в процедурах контроля, экспертизах, инспекциях по выполнению действующих международных договоров;
прямого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия.
Статья 32. Оповещение об аварии с ядерным оружием в Российской Федерации
В случае аварии с ядерным оружием, приведшей или могущей привести к выбросу радиоактивных веществ и трансграничному их распространению, применяются положения "Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии", подписанной в городе Вене 26 сентября 1986 года, и иных международных договоров Российской Федерации.
Статья 33. Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия и международное право
Деятельность, регулируемая настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области ядерного оружия, ведется с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правило международного договора.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 35. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.
Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.