Письмо Президента РФ от 18 ноября 1997 г. N Пр-1894
Президентом Российской Федерации рассмотрен принятый Государственной Думой в первом чтении 24 сентября 1997 г. проект федерального закона "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия" (далее именуется - законопроект).
Отдельные положения законопроекта вызывают возражения по следующим основаниям.
1. Учитывая, что заказы на разработку, модернизацию, производство, поставку и ликвидацию ядерного оружия являются составной частью государственного оборонного заказа, нормы статьи 8 законопроекта, определяющие порядок заказа, разработки, производства, испытаний, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия, необходимо привести в соответствие со статьями 1-3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", согласно которым оборонный заказ в полном объеме в пределах расходов, предусмотренных федеральным бюджетом, утверждается Правительством Российской Федерации. Государственный оборонный заказ согласно названному Федеральному закону содержит перечни государственных заказчиков и предполагаемых головных исполнителей (исполнителей). Таким образом, организации, разрабатывающие, производящие и ликвидирующие ядерное оружие, определяются не Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации, а в порядке, определенном Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
2. В статье 9 законопроекта в качестве одного из оснований финансирования деятельности в области ядерного оружия названа федеральная программа разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период. Разработка такой федеральной программы законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 4 и пунктом 6 статьи 6 Федерального закона "Об обороне" могут разрабатываться, утверждаться и выполняться только федеральные государственные (государственные) программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.
3. В ряде случаев в законопроект введены нормы, повторяющие нормы, предусмотренные другими законодательными актами Российской Федерации, что должно быть исключено.
Так, статьей 2 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" и статьей 2 Федерального закона "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" предусмотрено, что финансирование оборонного заказа и деятельности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов осуществляется за счет федерального бюджета, при этом соответствующие статьи федерального бюджета имеют статус защищенных статей. Статьей 9 законопроекта также предусматривается, что статьи федерального бюджета, по которым финансируется деятельность в области ядерного оружия, имеют статус защищенных статей федерального бюджета.
4. Название главы II законопроекта "Полномочия Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области ядерного оружия" после слов "Президента Российской Федерации," необходимо дополнить словами "Правительства Российской Федерации,".
5. Абзацем седьмым статьи 12 законопроекта предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о размещении, передислокации, снятии с вооружения и ликвидации ядерного оружия.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" Президент Российской Федерации утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, следовательно, Правительство Российской Федерации не может принимать никаких решений о размещении или передислокации ядерного оружия без соответствующего решения Президента Российской Федерации.
По тем же основаниям противоречит требованиям законодательства Российской Федерации принятие Правительством Российской Федерации решений о месте размещения и территориальных границах ядерных оружейных объектов, предусмотренное абзацем восьмым статьи 12 законопроекта.
Названные положения статьи 12 законопроекта необходимо привести в соответствие с требованиями пункта 16 статьи 6 Федерального закона "Об обороне", которым определено, что Правительство Российской Федерации организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
Кроме того, требование абзаца седьмого статьи 12 законопроекта о том, что Правительство Российской Федерации принимает решения о снятии с вооружения ядерного оружия, вступает в противоречие с требованиями части второй статьи 8 законопроекта, устанавливающей, что право принятия образцов ядерного оружия на вооружение принадлежит Президенту Российской Федерации или по его поручению Правительству Российской Федерации. Снятие с вооружения может осуществляться только по решению того же должностного лица или органа, по решению которого образец был принят на вооружение.
6. Абзацем тринадцатым статьи 12 законопроекта предусмотрено, что Правительство Российской Федерации организует государственную экологическую экспертизу.
Данную норму необходимо привести в соответствие со статьей 5 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которой Правительство Российской Федерации утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы, но не организует саму экспертизу.
7. Статьей 24 законопроекта "Введение чрезвычайного положения" установлено, что при авариях и других инцидентах с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах, приведших или могущих привести к человеческим жертвам, значительному материальному ущербу и нарушению условий жизнедеятельности государства или его регионов, в соответствии с законодательством Российской Федерации может вводиться чрезвычайное положение.
Данная статья должна быть исключена из законопроекта, так как ее содержание не относится к предмету регулирования законопроекта и противоречит требованиям Конституции Российской Федерации.
Частью второй статьи 56 Конституции Российской Федерации установлено, что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
8. Частью второй статьи 27 законопроекта предусматривается, что ответственность за ущерб при инцидентах с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах несет государство в лице федеральных органов исполнительной власти.
Данная редакция части второй статьи 27 законопроекта противоречит пункту 2 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, установившему, что юридические лица, созданные Российской Федерацией, не отвечают по ее обязательствам.
9. Статьей 35 законопроекта определено, что гражданам, работающим и служащим на ядерных оружейных объектах, в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, в служебные обязанности которых входит обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, и их носителями, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также им на величину указанных компенсаций увеличиваются пенсии до тех пор, пока действует ограничение их гражданских прав и свобод.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются льготы, исчерпывающий перечень которых дается в этой статье. Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Кроме того, увеличение размеров пенсий не относится к предмету регулирования законопроекта, а пенсионным законодательством Российской Федерации оно не предусмотрено.
Таким образом, статья 35 законопроекта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и должна быть исключена из законопроекта.
10. Частью первой статьи 36 законопроекта устанавливается, что военнослужащим, квалифицированным рабочим и специалистам, молодым специалистам с высшим и средним профессиональным образованием, прибывшим на ядерные оружейные объекты на постоянную работу (службу), предоставляются за счет средств федерального бюджета беспроцентные или льготные ссуды на приобретение или строительство жилья и хозяйственное обзаведение при условии заключения с организацией трудового договора.
По смыслу данной нормы военнослужащие, хотя они и упомянуты в тексте, права на получение ссуды не получат, так как действие трудового законодательства Российской Федерации на них не распространяется, следовательно, трудового договора с организацией они не заключат.
Кроме того, в соответствии со статьями 13 и 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на получение выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды, а также финансовой помощи на приобретение (строительство) жилья.
Содержание части первой статьи 36 законопроекта необходимо доработать с учетом требований Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
11. Часть вторая статьи 36 законопроекта устанавливает, что постоянно работающим на ядерных оружейных объектах и в организациях, осуществляющих создание ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, квалифицированным рабочим и специалистам, молодым специалистам с высшим и средним профессиональным образованием предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.
Виды отсрочек от призыва на военную службу и порядок их предоставления гражданам не относятся к предмету регулирования рассматриваемого законопроекта. Вопросы предоставления отсрочек от призыва на военную службу должны решаться в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", а из законопроекта должны быть исключены.
12. Частью третьей статьи 36 законопроекта устанавливается, что гражданам, поступающим на государственную службу в федеральные органы исполнительной власти из организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, засчитывается стаж работы в этих организациях в стаж государственной службы.
Данная норма законопроекта противоречит требованиям статьи 20 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 этой статьи стаж государственной службы государственного служащего включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
13. Частями четвертой - восьмой статьи 36 законопроекта определяются условия, размеры и порядок выплаты работникам организаций, непосредственно участвующим в разработке, производстве, испытаниях и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
Данный вопрос относится к предмету регулирования Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", а потому должен решаться путем внесения необходимых изменений и дополнений в названный Закон. В статье же 36 законопроекта может содержаться только соответствующая отсылочная норма.
Кроме того, законопроект нуждается в доработке в целях приведения его в соответствие с правилами юридической техники, а также в редактировании.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 18 ноября 1997 г. N Пр-1894
Текст письма официально опубликован не был