Письмо Правового управления Аппарата Госдумы
от 18 февраля 1998 г. N 2.2-15/2784
Заключение по проекту федерального закона
"Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации",
(к внесению на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении)
Изучив по Вашему поручению от 16 февраля 1998 года проект федерального закона "Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Замечания Правового управления, направленные в Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики (письмо от 4.02.98 г. N 2.2-15/2784) в части несоответствия ряда статей проекта положениям Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также ряд других замечаний устранены Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики в рабочем порядке.
Соответствие законопроекта федеральным законам, основным
отраслевым законодательным актам
По нашему мнению, ряд положений проекта закона необходимо согласовать с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Например, Воздушный кодекс Российской Федерации (статья 32) под воздушным судном понимает любые летательные аппараты и не разделяет их на различные виды, а в статье 1 проекта применены термины "воздушное судно и другие летательные аппараты".
При определении понятий "аэродром государственной авиации", "аэродром экспериментальной авиации", "аэродром гражданской авиации" указываются специально уполномоченные органы, в ведении которых они находятся. Это положение также требует дополнительного анализа с точки зрения соответствия Воздушном кодексу Российской Федерации, а именно определившему указанные органы как органы осуществляющие государственное регулирование в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации (статьи 24, 25, 26). Однако из этого, видимо, не следует, что соответствующие аэродромы находятся в ведении только этих органов. Например, из содержания статьи 44 (пункт 2) Воздушного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что аэродром государственной авиации может находиться не только в ведении специально уполномоченного органа в области обороны.
Пункт 2 статьи 5 законопроекта по-прежнему содержит норму, запрещающую приватизацию гражданских аэродромов и аэродромов экспериментальной авиации, что не согласуется с Воздушным кодексом Российской Федерации (статья 7), предусматривающим наряду с государственной и муниципальной частную собственность на указанное имущество. Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" приоритет в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации (статья 4 Закона).
Пункт 5 статьи 5 требует доработки либо исключения, поскольку такой вид обязательств как аренда урегулирован Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе права и обязанности сторон, в связи с чем предусматривать при заключении договора аренды участие лиц, не являющихся стороной в сделке, неправомерно.
Положение абзаца пятого статьи 14 проекта не соответствует статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой правила формирования и применения тарифов, взимания сборов устанавливаются только в области гражданской авиации специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Пункт 1 статьи 15 проекта не соответствует статье 6 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", согласно которой устанавливается режим благоприятствования для деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации, за теми изъятиями, которые предусмотрены этим Законом. По нашему мнению, положения пункта 1 статьи 15 проекта, следовало бы исключить, поскольку вопросы создания организаций с иностранными инвестициями регулируются Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
Внутренняя логика законопроекта, противоречия
между разделами, главами, статьями,
частями и пунктами законопроекта
Законопроект содержит внутренние противоречия. Так, согласно определению (статья 1 проекта) аэропорт включает в себя аэродром, следовательно, если приватизации не подлежат аэропорты федерального значения, имеется в виду и входящие в их состав аэродромы (пункт 2 статьи 5 проекта). Однако в пункте 2 статьи 8 допускается частная собственность на аэропорты, при этом не оговаривается их статус.
В статье 7 (пункт 1) проекта говорится, что полномочия специально уполномоченных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области создания, использования и развития аэродромной сети определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Однако в статье 2 (пункт 1) проекта, определяющей законодательство Российской Федерации об аэродромной сети и аэропортах не упоминается законодательство субъектов Российской Федерации (см. также последний абзац 2 пункта статьи 7 проекта).
Постатейные замечания
Оборот земельных участков (пункт 7 статьи 5 проекта) не входит в предмет данного законопроекта и регулируется земельным законодательством.
В статье 1 проекта дается понятие "специально уполномоченного органа". По нашему мнению, это не является предметом рассмотрения данного проекта закона.
Непонятно как будет применяться на практике положение пункта 8 статьи 5 проекта предполагающее, что радиотехническое, светотехническое и метеорологическое оборудование аэродромов и аэропортов должно быть преимущественно российского производства.
Абзац третий статьи 6 проекта представляется излишним, поскольку по сути повторяет положения статей 13, 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Необходимо уточнить редакцию пункта 3 статьи 13 проекта определившей, что, в частности, аэродром совместного использования может не находиться в федеральной собственности. Однако аэродромы совместного использования - это аэродром государственной авиации (статья 44 Воздушного кодекса Российской Федерации), которые в соответствии со статьей 7 указанного Кодекса, как правило, находятся только в федеральной собственности.
Кроме того, необходимо более четко определить, за счет чьих средств предлагается осуществлять деятельность по созданию, использованию и развитию аэродромов и аэропортов.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием
данного законопроекта
Указанный перечень вместе с законопроектом не представлялся.
Замечания технико-юридического
и лингвистического характера
Проект закона требует технико-юридической доработки. Так, например, с точки зрения идентичности наименования органов: специально уполномоченный орган, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.