Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700079-2 "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Неоднократные попытки регламентировать изготовление и распространение печатной и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей и рекламирующей вопросы секса, посредством законов "О средствах массовой информации", "О рекламе", а также разного рода инициативы органов государственной власти в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Дагестане, Челябинске, Воронеже и других регионах и городах по введению ограничительных правил торговли указанной продукцией оказались малоэффективными, так как затрагивали лишь отдельные стороны оборота этой продукции и не предусматривали механизма государственного регулирования и контроля за деятельностью в этой сфере. Не дало положительных результатов в ограничении распространения порнографии и применение статьи 228 Уголовного Кодекса РСФСР.
Введение в 242 статье нового Уголовного Кодекса Российской Федерации ответственности за "незаконное изготовление с целью распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов и(или) предметов" потребовало четкого законодательного определения, что незаконно в указанном обороте, где кончается степень дозволенного и начинается деятельность по распространению этически вредных для общества материалов и предметов.
Анализ ситуации, реально складывающейся на рынке товаров и услуг, потребовал рассмотрения в законопроекте оборота не только порнографической, но и иной продукции, касающейся вопросов секса. Сегодня на улицах городов, лотках, киосках, теле- и киноэкранах демонстрируются не только товары явно порнографического характера, но и более "мягкие" по содержанию и изображениям, но навязчивый публичный показ которых оскорбляет нравственные чувства многих, нежелающих приобщаться к ним и оберегающих своих детей. Для регулирования распространения этой продукции в законопроекте вводится определение "продукция сексуального характера".
Рынок наполнен не только продукцией сексуального характера, но и услугами, предоставляемыми за плату и воздействующими на сексуальные потребности людей - эротический массаж, секс по телефону, служба сексуального партнерства, эротическая фотография, татуировка и т.п., широкое и неограниченное распространение которых также требует государственного регулирования.
Третья категория рынка, подлежащая контролю - зрелищные мероприятия сексуального характера - кино и видеопоказ, выставки и спектакли, сценические шоу и т.п.
Таким образом основная задача законопроекта - ввести ограничительный порядок законного оборота порнографической продукции и предложить ограничения для непорнографической продукции, но носящей явно сексуальный характер, оказания услуг и проведения зрелищ сексуального характера.
Оборот в проекте определен как деятельность граждан и юридических лиц по ввозу, изготовлению с целью распространения, хранению с целью распространения, распространению продукции, оказанию услуг и проведению зрелищных мероприятий сексуального характера.
Для того, чтобы не возникал вопрос о легализации проституции в законопроекте, статья 2 определяет, что его нормы не распространяются на занятие проституцией, организацию или содержание притонов для занятий проституцией, вовлечение в проституцию. Эти виды "деятельности" регламентированы в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Статья 8 проекта также определяет, что при оказании услуг и проведении зрелищных мероприятий сексуального характера не допускаются половые сношения.
Для сосредоточения изготовления и распространения сексуальной продукции в строго определенных местах (как в большинстве зарубежных стран) и для изъятия их распространения из массовой, доступной продукции средств массовой информации, в понятийный аппарат законопроекта, помимо определений продукции сексуального характера, порнографических материалов и предметов, услуг и зрелищ, также введены понятия "специально отведенное место" и "специализированное средство массовой информации". В проекте определено, что специально отведенным местом не могут служить помещения жилых домов, подземные переходы; станции метро, уличные лотки, рынки, киоски и мобильные павильоны, указанные места должны быть удалены от детских учреждений, церквей. памятников, кладбищ. Средства массовой информации, где эта продукция производится (издания, теле-радиопрограммы). должны получить статус специализированного, указывающего на то, что данное СМИ в целом и систематически специализируется на распространении сообщений и материалов сексуального и (или) порнографического характера.
С целью недопущения несовершеннолетних к участию в обороте продукции, услуг и зрелищ в законопроекте введена статья 5 о защите несовершеннолетних, провозглашающая три запрета:
- вовлекать детей в оборот этой продукции, услуг и зрелищ,
- распространять эту продукцию, услуги и зрелища среди детей,
- использовать образы несовершеннолетних (мультипликация, графика и т.п.) в продукции, услугах, зрелищах сексуального характера.
Глава 2 законопроекта определяет порядок оборота продукции, услуг и зрелищ сексуального характера:
1. Обязательность лицензирования (статья 6).
На все иды деятельности, связанной с оборотом продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера, требуется лицензия.
Для решения спорных вопросов об отнесении продукции к сексуальной или порнографической, а также условий ее распространения вводится в проекте закона "экспертная деятельность". которая также подлежит лицензированию.
Лицензии выдает и аннулирует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством осуществлять эту деятельность.
2. Распространение продукции сексуального характера (статья 7), оказание услуг и проведение зрелищных мероприятий (статья 8) происходит только в специально отведенных местах и в порядке. определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом законопроект определяет специально отведенные места исходя из необходимого этического минимума, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут, исходя из особенностей региона (национальных, религиозных и т.п.). расширить круг мест где данная продукция не может распространяться вплоть до полного запрета.
Законопроект запрещает публичный кинопоказ порнографических фильмов (порнографические кинотеатры и т.п.), а видеопоказ разрешается только в специализированных видеокабинах и видеозалах.
3. Распространение специализированных средств массовой информации регламентируется самостоятельной статьей 9
Печатная продукция специализированных СМИ должна распространяться только в запечатанной прозрачной упаковке в специально отведенных местах, а по почте только в закрытом запечатанном виде.
Радио и телепрограммы сексуального характера (без порнографии) разрешаются с 23 до 4 часов по местному времени. Порнографические программы транслируются только с 23 до 4 часов с обязательным кодированием сигнала, дающим возможность воспроизведения программы только при наличии специального декодирующего устройства. По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления время трансляции указанных программ может быть сокращено, вплоть до полного запрета.
Перед секс- и порнопрограммой обязательно должно быть предупреждение о нежелательности ее просмотра несовершеннолетними.
Глава 3 проекта определяет функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять лицензирование в сфере оборота продукции услуг и зрелищ и государственный контроль за оборотом продукции, который должен быть определен Правительством РФ.
Основная задача федерального органа - выдача лицензий, которая окупает содержание аппарата этого органа. Контрольная функция федерального органа - лишение лицензии.
Проект закона не предусматривает увеличения бюджетных расходов, а наоборот, легализация теневого оборота сексуальной и порнографической продукции, лицензирование деятельности, связанной с данным оборотом, позволят пополнить доходы федерального и местных бюджетов за счет таможенных платежей, налоговых сборов и поступлений и штрафных санкций.
Комитет по культуре считает, что проект данного закона может быть принят только в пакете с проектами законов "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации " и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", Федеральный закон "О рекламе", предусматривающих конкретные виды ответственности за нарушение порядка оборота продукции, услуг и зрелищ сексуального характера и приводящих действующее законодательство в соответствие с настоящим законопроектом.
Проект закона направлялся в субъекты Российской Федерации. Получено 30 отзывов полностью одобряющих концепцию данного законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.