Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов"
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 и статьей 16 Федерального закона Российской Федерации о международных договорах Российской Федерации вносится предложение о ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, подписанного в Бишкеке 9 октября 1992 года. Предметом Соглашения являются основные права и свободы человека и гражданина.
Указанное Соглашение было подписано главами государств Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины.
К настоящему времени Соглашение ратифицировано Республикой Армения, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной.
Документ устанавливает обязательства государств-участников СНГ по защите прав и интересов значительных групп населения или целых народов, подвергнувшихся в разное время насильственному переселению.
В решении Совета глав государств-участников СНГ о Соглашении по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, подписанном президентами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации, Таджикистана и Украины 17 мая 1996 года в Москве, Россия подтвердила свое намерение прилагать усилия к ускорению выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
Вопрос о ратификации Соглашения был обстоятельно проработан российскими министерствами и ведомствами в плане соответствия Соглашения законодательству Российской Федерации, а также оценки его возможных финансово-экономических последствий для России.
Федеральные министерства и ведомства пришли к единому мнению относительно того, что ратификация указанного соглашения не накладывает на нас сколько-нибудь значительных финансово-экономических обязательств. При этом имелось в виду, что Российская Федерация практически уже выполняет требования, вытекающие из данного Соглашения. Принято около 20 законодательных и иных нормативно-правовых актов по восстановлению прав и материальной поддержке лиц, пострадавших от репрессий в бывшем СССР, в том числе федеральные законы Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития", Президентская целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг. и другие документы, предусматривающие в федеральном бюджете соответствующие финансовые затраты государства на эти цели.
Учитывая, что переселенческие процессы среди ранее депортированных лиц и народов в основном были завершены в 60-е годы (в странах ближнего зарубежья в настоящее время проживает около 500 тысяч депортированных граждан, точнее - их потомков), по прогнозным оценкам, не предвидится массовой репатриации в Россию данной категории граждан.
29 октября с.г. под председательством заместителя Председателя Правительства России Р.Г.Абдулатипова состоялось межведомственное совещание, на котором принято решение о представлении Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов к ратификации.
С учетом интерпретирующих оговорок, сделанных при его ратификации, оно не влечет установления иных правил, чем предусмотренные законом.
Данные оговорки будут направлены государству-депозитарию вместе с ратификационными грамотами для информирования других государств-подписантов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.