Письмо ЦБР от 7 июля 1997 г. N 03-31/519
Банк России рассмотрел проект Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан" (далее - Федеральный закон), внесенного на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и сообщает следующее.
Подлежащее ратификации "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан" (далее - Соглашение), являясь значительным шагом политического значения, тем не менее входит в некоторое противоречие с существующей нормативно-правовой базой российско-казахстанского сотрудничества в области пенсионного обеспечения. Так, в соответствии со статьей 1 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", подписанном в Москве 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств-участников СНГ и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Это входит в противоречие со статьей 3 Соглашения в части распространения норм российского законодательства на всех жителей города Ленинск, включая граждан Казахстана, граждан третьих стран и лиц без гражданства, а также с частью 2 пункта 5 статьи 4 "Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур" от 28 марта 1994 года. В части выплаты пенсий в валюте Российской Федерации, статья 3 Соглашения противоречит части 1 статьи 5 "Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур", в соответствии с которой единственным законным платежным средством в налично-денежных расчетах на территории космодрома Байконур является национальная валюта Республики Казахстан.
Следует также отметить, что согласно статье 11 Соглашения, в случае прекращения его действия (в том числе - досрочного, по инициативе одной из сторон), выплата пенсий гражданам Республики Казахстан, гражданам третьих государств и лицам без гражданства, которым будет назначена пенсия в соответствии с настоящим Соглашением, целиком ляжет на российский бюджет. Это едва ли оправдано с учетом общего состояния пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
При ратификации Соглашения следует также учитывать и то, что одна из его сторон, а именно Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, была упразднена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Это может создать некоторые дополнительные трудности в практической реализации Соглашения.
Банк России считает, что вопрос о ратификации настоящего Соглашения было бы целесообразно рассматривать после устранения из его текста положений, противоречащих ранее подписанным от имени Российской Федерации и ратифицированным международным договорам, а также после ратификации "Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Ленинска, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти", подписанного 23 декабря 1995 года.
Хандруев А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 7 июля 1997 г. N 03-31/519
Текст письма официально опубликован не был