Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании"
1. Обоснование необходимости принятия
настоящего законопроекта
Основанием для разработки настоящего законопроекта являются:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".
Необходимость разработки законопроекта "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" обусловлена отсутствием правовой базы, регламентирующей ответственность субъектов предпринимательства и государства за ядерный ущерб, а также отсутствием в настоящее время финансовых и страховых механизмов, обеспечивающих возмещение такого ущерба.
Широкое использование атомной энергии сопряжено с возможностью причинения ядерного ущерба физическим и юридическим лицам, не связанным по роду своей деятельности с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ. В законодательстве Российской Федерации по защите прав физических и юридических лиц, пострадавших при чернобыльской и других радиоактивных катастрофах, закреплена государственная система льгот и компенсаций радиационного ущерба. Однако государство не должно перекладывать на себя в полной мере финансовое бремя возмещения ущерба здоровью и имуществу граждан, причиненного любыми ядерными инцидентами. Необходимо законодательно отрегулировать обеспечение возмещения ядерного ущерба как со стороны государства, так и со стороны эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность по использованию ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ.
2. Цели и задачи настоящего законопроекта
Целью настоящего законопроекта является обеспечение права граждан (физических лиц) и юридических лиц на возмещение в полном объеме ущерба здоровью, жизни и имуществу, причиненного в результате использования атомной энергии, и определение порядка возмещения такого ущерба.
Задачами настоящего законопроекта являются определение субъектов гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб, установление оснований и пределов такой ответственности, а также создание механизма юридического подтверждения финансового обеспечения возмещения возможного ядерного ущерба, обеспечение права физических и юридических лиц на возмещение ядерного ущерба здоровью, жизни и имуществу.
В основу настоящего законопроекта положены следующие концептуальные положения.
Эксплуатирующие организации несут ответственность за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, включая ответственность за ядерный ущерб.
Финансовая ответственность эксплуатирующей организации ограничена законодательством Российской Федерации.
Государство в лице Правительства Российской Федерации несет ответственность за полное возмещение ядерного ущерба в случаях, когда:
сумма ущерба будет выше предела финансового обеспечения ответственности эксплуатирующей организации;
отсутствует обязанность эксплуатирующей организации по возмещению ядерного ущерба, возникшего вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов, гражданской войны или восстания;
эксплуатирующая организация не может выполнить свои обязательства по возмещению ядерного ущерба.
Государство в лице Правительства Российской Федерации возмещает ядерный ущерб, возникший в результате деятельности на ядерном объекте в случае, когда обеспечение безопасности ядерного объекта несет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление использованием атомной энергии (при неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность такого объекта).
Деятельность по использованию ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ невозможна без обеспечения и предоставления в органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии документального подтверждения наличия у эксплуатирующей организации финансового обеспечения возмещения ядерного ущерба в размерах, установленных законом.
Возмещение ядерного ущерба физическим и юридическим лицам может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.
Суд устанавливает размеры, характер, форму возмещения ядерного ущерба, а также справедливое распределение такого возмещения.
3. Общая характеристика и основные положения
настоящего законопроекта
Предметом правового регулирования в настоящем законопроекте являются отношения в области возмещения ядерного ущерба физическим и юридическим лицам, деятельность которых не связана с использованием ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ.
Структура и состав статей настоящего законопроекта приведена ниже.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Ограничения действия настоящего Федерального закона
Глава 2. Основные принципы гражданско-правовой ответственности за
ядерный ущерб
Статья 3. Субъект ответственности за ядерный ущерб
Статья 4. Ответственность эксплуатирующей организации за ядерный
ущерб
Статья 5. Право регресса
Статья 6. Освобождение эксплуатирующей организации от обязанности
возмещения ядерного ущерба
Глава 3. Пределы гражданско-правовой ответственности за ядерный
ущерб
Статья 7. Пределы финансового обеспечения ответственности за ядерный
ущерб
Статья 8. Участие государства в лице Правительства Российской
Федерации в возмещении ядерного ущерба
Статья 9. Возмещение ядерного ущерба, превышающего возможности
федерального бюджета
Глава 4. Финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности
за ядерный ущерб
Статья 10. Представление финансового обеспечения ответственности
Статья 11. Формы финансового обеспечения ответственности
Глава 5. Ядерное страхование
Статья 12. Понятие ядерного страхования
Статья 13. Организация деятельности по ядерному страхованию
Статья 14. Объекты ядерного страхования
Статья 15. Договор ядерного страхования
Статья 16. Страховая премия
Статья 17. Порядок и условия прекращения договора ядерного
страхования
Статья 18. Ответственность сторон договора ядерного страхования
Глава 6. Возмещение ядерного ущерба
Статья 19. Право на предъявление иска о возмещении ядерного ущерба и
исковая давность
Статья 20. Рассмотрение исков о возмещении ядерного ущерба
Глава 7. Международные аспекты действия настоящего Федерального
закона
Статья 21. Гражданско-правовая ответственность за ядерный ущерб при
экспорте, импорте и транзитных перевозках ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Статья 22. Гражданско-правовая ответственность за трансграничный
ядерный ущерб
Глава 8. Заключение положения
Статья 23. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Статья 24. Приведение законодательства Российской Федерации в
соответствие с настоящим Федеральным законом
4. Состояние законодательства и место настоящего
законопроекта в системе действующего
законодательства
Настоящий законопроект развивает правовые положения законодательства об обязательном возмещении вреда, причиненного предприятием, использующим ядерные материалы, атомную энергию и радиоактивные вещества, как источником повышенной опасности, заложенные в Гражданском Кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "Об использовании атомной энергии".
В настоящем законопроекте учтены действующие международно-правовые нормы, в частности, положения Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.), к которой Российская Федерация присоединилась в мае 1996 года.
При разработке настоящего законопроекта анализировалось законодательство по использованию атомной энергии развитых стран в вопросах возмещения ядерного ущерба и ядерного страхования.
Для реализации настоящего законопроекта необходимо разработать и принять следующие нормативные акты:
постановление Правительства Российской Федерации об установлении пределов финансового обеспечения ответственности за ядерный ущерб ниже максимального, определенного настоящим федеральным законом, в зависимости от типа ядерного объекта или условий транспортирования (перевозки);
постановление Правительства Российской Федерации об особом режиме управления собственными денежными средствами эксплуатирующей организации для возмещения ядерного ущерба;
закон "О страховых пулах", определяющий порядок их создания, деятельности, требованиям к финансовой устойчивости их участников;
закон "О взаимном страховании", определяющий правовое положение, порядок и условия деятельности общества взаимного страхования, создаваемого эксплуатирующими организациями для возмещения ядерного ущерба.
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация настоящего законопроекта не требует затрат на создание специальных организационных структур, финансируемых из федерального бюджета. Регулирование со стороны государства реализуется посредством уже существующей системы органов исполнительной власти.
Основные финансовые затраты по реализации норм гражданско-правового регулирования, заложенные в проекте федерального закона, осуществляются из средств эксплуатирующих организаций, а также страховых и других небюджетных организаций.
В случае необходимости участи государства в возмещении ядерного ущерба соответствующие расходы покрываются из федерального бюджета.
6. Ожидаемые социально-экономические последствия
принятия настоящего законопроекта
Законопроект обеспечивает правовую защиту всех слоев населения от возможного ядерного ущерба, а также служит важным социально-психологическим фактором в формировании позитивного отношения к использованию атомной энергии.
Принятие настоящего федерального закона позволит снизить нагрузку федерального бюджета в части возмещения ущерба за счет финансового обеспечения ответственности, представляемого эксплуатирующими организациями.
Обязанность эксплуатирующих организаций по обеспечению возмещения ядерного ущерба, наступающая с введением настоящего федерального закона в действие, должна стать дополнительным стимулирующим фактором обеспечения безопасности ядерных объектов.
Кроме того, законодательное решение вопросов возмещения ядерного ущерба является необходимым условием дальнейшего сотрудничества России с другими странами в области использования атомной энергии.
Принятие настоящего Федерального закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании", основные положения которого соответствуют международным конвенциям о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб, позволит России присоединиться к существующему в этой сфере международно-правовому режиму и тем самым создаст необходимые предпосылки для полноправного выхода России на международный ядерный рынок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.