Проект федерального закона N 96700118-2
"О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении"
Досье на проект федерального закона
См. обоснование
справку о состоянии законодательства
перечень законов для изменения или дополнения
предложения о разработке нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Гражданско-правовая ответственность
за причинение ядерного вреда
Глава III. Финансовое обеспечение гражданско-правовой
ответственности эксплуатирующей
организации
Глава IV. Особенности страхования гражданско-правовой
ответственности за причинение ядерного вреда
особенности ядерного страхования)
Глава V. Участие государства в возмещении
ядерного вреда
Глава VI. Особенности рассмотрения дел
о возмещении ядерного вреда
Глава VII. Международное сотрудничество в области
возмещения ядерного вреда
Глава VIII. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", а также с учетом принципов и норм Венской (1963 г.) конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб и Совместного (1988 г.) протокола о применении Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб и Парижской (1960 г.) конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии. Закон устанавливает особенности гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации перед третьими лицами за причинение ядерного вреда, определяет механизм ее финансового обеспечения, а также особенности судопроизводства по искам о возмещении ядерного вреда.
Закон направлен на обеспечение финансовых гарантий защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также объектов окружающей природной среды, пострадавших от радиационного воздействия.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
ядерный вред - вред, причиненный личности или имуществу физического лица, имуществу юридического лица или объектам окружающей природной среды, который возник в результате радиационной аварии под воздействием радиоактивных свойств или сочетания радиоактивных свойств с токсическими, взрывными или иными опасными свойствами ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;
эксплуатирующая организация - организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии и подпадающая под признаки, перечисленные в статье 34 Федерального закона "Об использовании атомной энергии";
ядерная установка; ядерный материал; радиоактивные отходы; радиационный источник; пункт хранения радиоактивных отходов - сооружения, комплексы, материалы и вещества, отнесенные к таковым статьей 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии";
непреодолимая сила - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, к которым относятся стихийные бедствия, военные действия или вооруженные конфликты;
транспортирование - перевозка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов наземным, воздушным, речным, морским и иным транспортом, включая их погрузку, разгрузку, перегрузку и временное хранение во время транспортирования.
Статья 2. Вред, подлежащий возмещению
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом возмещению подлежит ядерный вред, причиненный третьим лицам, а именно:
- вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физических лиц;
- вред, причиненный окружающей природной среде.
2. Объем и характер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 15 и статьей 1085 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также соответствующими нормами природоохранительного законодательства Российской Федерации.
Если, наряду с ядерным вредом, причинен иной вред, который не может быть обоснованно отделен от него, он подлежит возмещению на основании настоящего Федерального закона.
3. Не подлежит возмещению на основании настоящего Федерального закона вред, причиненный любому имуществу, принадлежащему эксплуатирующей организации и используемому в связи с ее функционированием, а также транспортному средству, на котором осуществлялась перевозка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
4. Ядерный вред, причиненный жизни и здоровью работников эксплуатирующих организаций, а также жизни и здоровью других работников, занятых на любых работах с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о социальном страховании.
Статья 3. Правовое регулирование гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансового обеспечения
Отношения в области гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансового обеспечения регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормы, регулирующие гражданско-правовую ответственность за причинение ядерного вреда и ее финансовое обеспечение, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Глава II. Гражданско-правовая ответственность
за причинение ядерного вреда
Статья 4. Ответственность эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда
1. Гражданско-правовую ответственность за причинение ядерного вреда независимо от вины несет эксплуатирующая организация.
2. Все другие физические и юридические лица, в том числе состоящие в договорных отношениях в эксплуатирующей организацией или с находящимися в ее ведении иными организациями, включая поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков, не несут ответственности за причинение ядерного вреда.
В отношении ответственности эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда положения пункта 2 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимаются.
3. Эксплуатирующая организация несет ответственность за причинение ядерного вреда, если такой вред причинен радиационной аварией, произошедшей на ее объекте, а также аварией, связанной:
- с ядерными материалами, радиоактивными веществами или радиоактивными отходами во время их транспортирования, при условии, что погрузка осуществлялась эксплуатирующей организацией на одном из ее объектов и ответственность за груз еще не приняла другая эксплуатирующая организация;
- с ядерными материалами, радиоактивными веществами или радиоактивными отходами во время их транспортирования на ее объект и происшедшим после принятия ответственности от эксплуатирующей организации, осуществившей отгрузку (в соответствии с ясно выраженными условиями договора).
Статья 5. Ответственность за совместно причиненный ядерный вред
Если ядерный вред причинен в результате радиационной аварии, связанной с деятельностью более чем одной эксплуатирующей организации, то эти организации несут солидарную ответственность в порядке, установленном статьей 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общий размер ответственности за одну аварию не должен превышать суммарного предела ответственности этих эксплуатирующих организаций.
Статья 6. Ограничение ответственности эксплуатирующей организации за ядерный вред
1. Гражданско-правовая ответственность эксплуатирующей организации перед третьими лицами ограничена по объему возмещения и во времени.
2. Максимальный предел ответственности эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда на одну радиационную аварию устанавливается в размере, эквивалентном 150 млн.ам.долл. Судебные расходы и проценты, подлежащие выплате в соответствии со статьей 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязательства по возмещению ядерного вреда, подлежат возмещению за пределами указанного ограничения ответственности эксплуатирующей организации за ядерный вред.
Учитывая тип, состав, мощность и другие технические параметры ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, а также их количество в эксплуатирующей организации, Правительство Российской Федерации может снизить предел ответственности эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда, но не ниже предела, эквивалентного 5 млн.ам.долл.
3. Объекты, указанные в части 3 статьи 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", не подпадают под действие настоящего Федерального закона.
Статья 7. Исковая давность
1. Срок исковой давности по требованиям, связанным с возмещением ядерного вреда, причиненного имуществу физических или юридических лиц, а также окружающей природной среде, устанавливается в три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о причинении такого вреда, но не более, чем в течение 10 лет со дня радиационной аварии.
2. Если ядерный вред причинен радиационной аварией, связанной с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, которые были похищены, утеряны, выброшены или оставлены без присмотра, то право на предъявление иска о возмещении такого вреда может быть предъявлено в течение 20 лет со дня хищения, потери, выбрасывания или оставления без присмотра.
3. На требования граждан о возмещении ядерного вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Требования, предъявленные по истечении 10 лет со дня радиационной аварии, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Статья 8. Исключение права регресса
Эксплуатирующая организация, несущая ответственность за причинение ядерного вреда, или любое другое лицо, возместившее ядерный вред в порядке его финансового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, не имеют права обратного требования (регресса) к кому бы то ни было, за исключением права регресса:
- когда такое право предусмотрено в договоре подряда, оказания услуг и иных договорах, заключенных эксплуатирующей организацией;
- к лицу, виновному в причинении ядерного вреда: в этом случае эксплуатирующая организация должна доказать, что ядерный вред причинен умышленно или по грубой неосторожности.
Статья 9. Основания освобождения эксплуатирующей организации от ответственности за причинение ядерного вреда
1. Эксплуатирующая организация не отвечает за ядерный вред, если докажет, что ядерный вред причинен вследствие непреодолимой силы.
2. Если эксплуатирующая организация докажет, что ядерный вред возник полностью или частично в результате умысла или грубой неосторожности лица, которому причинен такой вред, то суд может освободить ее полностью или частично от обязанности выплатить возмещение ядерного вреда этому лицу.
Глава III. Финансовое обеспечение гражданско-правовой
ответственности эксплуатирующей
организации
Статья 10. Обязательное финансовое обеспечение ответственности эксплуатирующей организации
1. Эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение ответственности, равное пределу ее ответственности, устанавливаемому в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Наличие документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда является необходимым условием для выдачи эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения радиоактивных отходов или осуществление деятельности с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Статья 11. Непрерывность финансового обеспечения
1. Обязательным требованием, предъявляемым к представленному финансовому обеспечению, является его непрерывность в течение всего периода времени действия разрешения (лицензии). Эксплуатирующая организация обязана предоставить доказательство возобновления финансового обеспечения, если предыдущее финансовое обеспечение прекратилось. Новое финансовое обеспечение должно начинаться с того момента, когда прекратилось действие предыдущего.
2. Государство или лицо, предоставившее финансовое обеспечение эксплуатирующей организации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации, не имеет права приостановить или прекратить его, не уведомив об этом письменно не менее, чем за три месяца орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, выдавший разрешение (лицензию) эксплуатирующей организации, и саму эксплуатирующую организацию.
Статья 12. Уровни и формы финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда
1. Финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации за причинение ядерного вреда имеет два уровня.
2. Первый уровень равен эквиваленту в 5 млн.ам.долл. и соответствует минимальному пределу ответственности, установленному в части 2 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Формой финансового обеспечения ответственности в пределах этого уровня является страхование ответственности.
Эксплуатирующая организация освобождается от обязанности страхования своей ответственности в том случае, если ей предоставлена государственная гарантия финансового обеспечения ответственности за причинение ядерного вреда.
3. Второй уровень определяется разницей между максимальным пределом ответственности эксплуатирующей организации, установленным частью 1 пункта 2 статьи 6, и уровнем, установленным пунктом 2 настоящей статьи. Этот уровень не может превысить суммы, эквивалентной 145 млн.ам.долл.
В пределах второго уровня финансового обеспечения все эксплуатирующие организации, за исключением тех, для которых в соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона предел ответственности установлен в сумме, эквивалентной 5 млн.ам.долл., осуществляют взаимное страхование гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.
Глава IV. Особенности страхования гражданско-правовой
ответственности за причинение ядерного вреда
(особенности ядерного страхования)
Статья 13. Правовое регулирование ядерного страхования
Страхование гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда (ядерное страхование) осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Договор ядерного страхования
1. Страхование гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда осуществляется на основе договора ядерного страхования, заключаемого эксплуатирующей организацией (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
2. Страховщиком в договоре ядерного страхования выступает страховая организация, имеющая лицензию на осуществление ядерного страхования, выданную органом государственного надзора за страховой деятельностью. Орган государственного надзора за страховой деятельностью имеет право устанавливать специальные требования, которым должны отвечать страховые организации, допущенные к ядерному страхованию (включая величину оплаченного уставного капитала и страховых резервов), и порядок лицензирования их деятельности.
3. Объекты, подлежащие ядерному страхованию; риски, от которых они должны быть застрахованы, минимальные размеры страховых сумм определяются в договоре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статья 15. Перестрахование и сострахование гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда
1. Страховщики, принявшие обязательства по возмещению ядерного вреда, в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны перестраховать риск исполнения соответствующих обязательства.
Передача страховщиком части обязательств по договору ядерного страхования перестраховщику осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
О факте и условиях передачи страховщиком части обязательств по договору ядерного страхования перестраховщику страховщик обязан уведомить орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
2. Эксплуатирующая организация имеет право страховать свою гражданско-правовую ответственность за причинение ядерного вреда по одному договору ядерного страхования у нескольких страховщиков (сострахование). При этом в договоре ядерного страхования должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.
3. Перестрахование и сострахование гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб допускаются с соблюдением требований к страховщику, установленных в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
4. Для проведения ядерного страхования страховщики имеют право заключать соглашения о создании страхового пула, участники которого несут солидарные обязательства по страховым выплатам по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула.
Порядок создания и требования к деятельности ядерного страхового пула определяются в Положении о нем, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Взаимное ядерное страхование
Для осуществления взаимного ядерного страхования эксплуатирующие организации создают Общество взаимного ядерного страхования путем объединения в нем необходимых средств.
Особенности правового положения Общества, условия его создания и деятельности определяются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Положением "Об Обществе взаимного ядерного страхования", утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Глава V. Участие государства в возмещении
ядерного вреда
Статья 17. Условия участия государства в возмещении ядерного вреда
1. Возмещение ядерного вреда, превышающего максимальный предел ответственности эксплуатирующей организации, осуществляет государство в лице Правительства Российской Федерации из Государственного страхового фонда возмещения ядерного вреда.
2. Из указанного в части 1 настоящей статьи фонда возмещаются также:
- вред, причиненный в результате действия непреодолимой силы;
- вред, причиненный в случае, когда обеспечение безопасности объекта, находящегося в ведении эксплуатирующей организации, несет в соответствии со статьей 35 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление использованием атомной энергии.
Статья 18. Государственный страховой фонд возмещения ядерного вреда
1. Государственный страховой фонд возмещения ядерного вреда создается по решению Правительства Российской Федерации с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, предупреждения и ликвидации радиационных аварий.
2. Организационная структура Государственного страхового фонда, возмещения ядерного вреда порядок формирования финансовых ресурсов и порядок их расходования определяются Правительством Российской Федерации.
Государственный страховой фонд возмещения ядерного вреда координирует свою деятельность с Обществом взаимного ядерного страхования и другими страховыми организациями, осуществляющими деятельность в области ядерного страхования.
Глава VI. Особенности рассмотрения дел
о возмещении ядерного вреда
Статья 19. Предъявление исков о возмещении ядерного вреда
Иски о возмещении ядерного вреда могут быть предъявлены к эксплуатирующей организации, несущей ответственность за его причинение, а также в случаях, предусмотренных Законом, - к государству в лице Правительства Российской Федерации.
Иски о возмещении ядерного вреда могут быть также предъявлены непосредственно к лицу, предоставляющему финансовое обеспечение ответственности эксплуатирующей организации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, если иное прямо не предусмотрено соглашением с этим лицом.
Ни к каким иным физическим или юридическим лицам иски о возмещении ядерного вреда не могут быть предъявлены.
Статья 20. Предъявление исков о возмещении ядерного вреда, причиненного окружающей среде
Иски к эксплуатирующей организации о возмещении ядерного вреда, причиненного окружающей природной среде, могут предъявляться органам государственной власти, в том числе специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды; соответствующими органами местного самоуправления, а также гражданами Российской Федерации.
Статья 21. Порядок выплаты возмещения за ядерный вред
Порядок, формы и конкретные размеры возмещения за ядерный вред определяются судом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Удовлетворение исковых требований осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
- во вторую очередь возмещается вред, причиненный утратой или повреждением имущества;
- в третью очередь возмещаются затраты на восстановительные и предупредительные мероприятия, затраты на возмещение ядерного вреда, причиненного окружающей природной среде, а также упущенная выгода.
Глава VII. Международное сотрудничество в области
возмещения ядерного вреда
Статья 22. Финансовое обеспечение ответственности за трансграничный ядерный вред
Финансовое обеспечение ответственности и выплата компенсации за трансграничный ядерный вред, то есть вред, причиненный за пределами Российской Федерации в результате радиационной аварии, произошедшей на ядерной установке, радиационном источнике, пункте хранения радиоактивных отходов, находящихся на территории Российской Федерации, либо в процессе транспортирования ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов из этой ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения радиоактивных отходов до принятия ответственности эксплуатирующей организацией другой ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения радиоактивных отходов осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных в международных соглашениях об ответственности за ядерный вред, участником которых является Российская Федерация.
Финансовое обеспечение ответственности и выплата компенсации за трансграничный ядерный вред, причиненный физическим или юридическим лицам государства, не являющегося участником таких международных соглашений, осуществляется на основании положения настоящего закона при условии, что законодательство этого государства предусматривает адекватную по виду и величине финансовую защиту в отношении физических и юридических лиц Российской Федерации.
Статья 23. Участие в международных пулах ядерного страхования
В целях повышения пределов страхового покрытия и увеличения компенсаторных возможностей страховые организации имеют право заключать с зарубежными страховыми организациями соглашения о совместном принятии на себя обязательств по ядерному страхованию.
Статья 24. Международные договоры Российской Федерации в области возмещения ядерного вреда
Если международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о возмещении ядерного вреда и ядерном страховании, то применяются правила международного договора.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Глава III вводится в действие по прошествии шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В течение этого срока все указанные в настоящем Федеральном законе эксплуатирующие организации обязаны предоставить финансовые гарантии или подтвердить их в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В случае непредоставления финансовых гарантий в указанные сроки, действие выданных ранее разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использованием атомной энергии, считается приостановленным.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.