Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98023829-2 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки данного проекта федерального закона продиктована следующими обстоятельствами.
За последние 10 лет межнациональная обстановка на территории бывшего Советского Союза существенно осложнилась. Естественно, сложная межнациональная ситуация сохраняется и в Российской Федерации. Изучение и анализ причин возникновения конфликтных ситуаций показали, что они связаны с возникновением и развитием различных неформальных движений и организаций националистически-патриотического толка, в руководстве которых находятся лица радикальных взглядов. Вырвавшиеся на передний план в этих движениях лица в целях достижения лидерства идут на различные действия и поступки, которые, не являясь уголовно-наказуемыми, дают им возможность свободно манипулировать психологическим настроением граждан своей национальности, призывая их к ненависти и вражде к представителям других национальностей, проживающим на одной территории с ними. Действия этих лиц чаще всего приводят их слушателей и соплеменников в неуправляемое состояние и побуждают к нарушению общественного порядка. В результате совершаются нападения на лиц других национальностей, насилие над ними, устраиваются погромы, что нередко приводит и к гибели людей. Часто возбудителями межнациональной розни и вражды становятся представители средств массовой информации.
В то же время в Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 24 мая 1996 года и введенном в действие с 1 января 1997 года, отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за совершение указанных выше действий.
Между тем обстановка на местах (в регионах) все больше обостряется, в связи с чем растет количество обращений граждан в федеральные органы власти о нарушениях конституционных прав граждан по национальным и религиозным мотивам.
Уголовно-правовыми средствами обеспечения конституционных положений о равенстве граждан независимо от национальности, расы, отношений к религии или других социальных признаков, а также о запрете пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а равно пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства служат правовые нормы, закрепленные в ст.136 (Нарушение равноправия граждан) и в ст.282 (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в отдельных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, как-то: 105, 111, 112 и 117, предусмотрена ответственность за совершение преступления "по мотиву национальной, расовой религиозной ненависти или вражды". Однако указанные нормы не в полной мере выполняют функцию уголовно-правового средства обеспечения реализации конституционных положений о равноправии граждан независимо от расовой, национальной или религиозной принадлежности, поскольку ответственность за совершение этих преступлений несут только лица, непосредственно причастные к ним. А лица, возбудившие людей на совершение противоправных действий, но не участвующие непосредственно в совершении конкретных преступлений, остаются не наказанными.
В период обострения кризисных ситуаций в местностях, примыкающих к зонам вооруженных конфликтов, в местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, а также в регионах с неблагоприятной социально-экономической и криминогенной обстановкой появляются новые опасные формы ущемления равноправия граждан по национальному или религиозному признаку, которые не охвачены нормами действующего уголовного законодательства (связанные с призывами к применению насилия к представителям других национальностей, либо носящие характер организованного давления на беженцев и вынужденных переселенцев, либо сопряженные с наступлением тяжких последствий и другие). Поэтому назрела необходимость законодательной дифференциации уголовной ответственности за нарушение равноправия граждан (ст.136 УК РФ), сопряженное с применением насилия, или совершенное преступными группами, или повлекшее тяжкие последствия. В связи с тем, что в данном случае речь идет не только о нарушениях прав граждан Российской Федерации, но и других лиц, как граждан других государств, так и лиц без гражданства, то и в названии статьи 136 и в ее первой части должны быть внесены соответствующие изменения, заменив слово "граждан" на слова "человека и гражданина".
Не в полной мере отвечает потребностям уголовно-правовой охраны межнациональных отношений в России на современном этапе и ст.282 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность только за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, хотя Конституция Российской Федерации запрещает возбуждение не только вражды, но также ненависти (ст.29) или розни (ст.13) по национальным, расовым, религиозным или иным мотивам. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации относит к принципам этой политики запрещение деятельности, направленной на возбуждение не только вражды, а также ненависти или розни на национальной или религиозной почве. Для конституционного строя Российской Федерации представляют опасность не только явно враждебные, то есть проявляющиеся в открытых конфликтах, отношения между группами населения, принадлежащими к разным расам и нациям или исповедующими разные религии, но и любые формы устойчиво-неприязненных, недружественных отношений между ними. Поэтому следует использовать опыт уголовных кодексов РСФСР 1926 г. (ст.59-7) и 1960 г. (ст.74 в редакции Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 1995 года) и внести в название и в текст статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, предусмотрев ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, ненависти либо розни.
На практике не единичны факты совершения действий, возбуждающих национальную вражду, ненависть либо рознь, с использованием средств массовой информации. В таких случаях общественная опасность деяния существенно возрастает, поэтому целесообразно придать указанному обстоятельству значение квалифицирующего признака.
Нетерпимыми являются призывы к депортации, насилию и другим подобным действиям со стороны отдельных радикальных лидеров и активистов национально-патриотических движений и иных общественных организаций, которые имеют достаточно большое влияние на рядовых участников указанных движений и организаций и способны своими призывами спровоцировать недружественные акции против этнических групп, не относящихся к коренному населению.
Такие деяния не подпадают под действие статьи 282 УК РФ. По изложенным соображениям Уголовный кодекс наряду с общей нормой, сформулированной в статье 282, должен быть дополнен специальной нормой об ответственности лиц, призывающих людей к экстремистским действиям по национальному признаку.
К проблемам межнациональных отношений непосредственно примыкает проблема политического сепаратизма.
Как лидеры общественных движений, так и отдельные должностные лица допускают публичные призывы к игнорированию федеральных законов, к выходу из Российской Федерации части ее территории и фактическому разрушению целостности Федерации, что пагубно сказывается на межнациональных отношениях и политической стабильности в Российской Федерации.
Сепаратистские тенденции строго караются законами многих цивилизованных государств. Между тем Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит наказания за прямые публичные призывы к неконституционному отторжению части территорий нашего Отечества, собиравшегося веками поколениями наших отцов, дедов и прадедов.
Предлагаемое в статье 280.1 дополнение к Уголовному кодексу Российской Федерации позволяет оперативно ввести ответственность за умышленные сепаратистские действия и предотвратить многие губительные процессы в нашей стране.
Уголовно-правового регулирования требуют и факты бездействия и прямого попустительства межнациональным конфликтам со стороны представителей органов власти и органов местного самоуправления, которые нередко занимают в таких конфликтах роль стороннего наблюдателя либо поддерживают ту из конфликтующих этнических сторон, к которой принадлежат сами. Поэтому в УК РФ необходимо включить норму об уголовной ответственности за попустительство межнациональным конфликтам со стороны представителей органов власти и органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.