Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 21 мая 1998 г. N 2.2-15/478 "Заключение по Федеральному закону
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
(в редакции, предлагаемой согласительной комиссией) и
проекту постановления Государственной Думы"
Изучив по поручению Комитета названный Федеральный закон, Правовое управление сообщает.
Отдельные положения Федерального закона входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Предлагаемое дополнение статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (см. подпункт 2 пункта 4 статьи 1) о расширении перечня жилых помещений, приватизация которых запрещена, ухудшает положение граждан по сравнению с действующим законодательством. В этой связи указанное дополнение входит в противоречие с частью второй статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права граждан.
Данное замечание касается и новых частей 2, 3 и 4 статьи 4 Закона (см. подпункт 3 пункта 4 статьи 1), в которых предлагаются компенсации (субсидии, жилищные сертификаты) взамен права граждан на приватизацию жилья. При этом устанавливается различный подход к предоставлению указанных граждан. Здесь также не учитывается, что согласно статье 11 действующего Закона несовершеннолетние граждане вправе воспользоваться правом на приватизацию жилья дважды (до достижения совершеннолетия и после).
Ухудшают положение граждан и, соответственно, входят в противоречие со статьей 55 Конституции Российской Федерации предлагаемые изменения в порядок отчуждения жилых помещений в коммунальных квартирах (см. замечания по пункту 6 статьи 1). Это относится и к пункту 10 статьи 1, где предусмотрено запрещение на приватизацию жилья гражданам, которые отказались от приватизации занимаемого жилого помещения и вновь стали пользоваться им по договору найма.
Подпунктом 3 пункта 4 предусматриваются расходы из федерального бюджета для предоставления компенсаций (субсидий, жилищных сертификатов) гражданам в случае освобождения ими занимаемых жилых помещений, которые не подлежат приватизации. В этой связи необходимо заключение Правительства Российской Федерации. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно статье 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы из федерального бюджета на 1998 год, реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета.
Предлагаемые изменения и дополнения в статью 2 и 3 Закона (см. подпункт 4 пункта 2 и подпункт 4 пункта 3 статьи 1) не скорректированы с соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, касающимися прав граждан с ограниченной дееспособностью и находящихся под патронажем (см. статьи 30, 31 и 41 Кодекса).
Постатейные замечания
Считаем излишним дополнение в пункте 1 и подпункте 1 пункта 2 после слов "собственность граждан" и "граждане" словами "Российской Федерации". Кроме того, это вызывает неясность, поскольку в других статьях Закона употребляется только термин "граждане".
Подпункт 2 пункта 2 непонятен по содержанию; в частности, неясно, о каком "федеральном законе, устанавливающем основания, условия и порядок заключения договоров социального найма" идет речь, и почему порядок приватизации жилья (получения компенсаций, субсидий, государственных жилищных сертификатов) касается только граждан, занявших жилые помещения до вступления в силу указанного закона.
Подпунктом 1 часть первая статьи 3 Закона дополняется словами "с учетом статьи 5 настоящего Закона" и из нее исключаются слова "сдавать в аренду эти помещения". Эти записи связаны с ограничением прав граждан, в частности, с осуществлением права собственности граждан на принадлежащие им жилые помещения, и входят в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации (см. статьи 209, 218, 244, 288, 292, 671 и др.).
Подпунктом 2 предлагается слова "приватизированных жилых помещений" заменить словами "жилых помещений, находящихся в собственности граждан", что не соответствует содержанию и названию действующего Закона. Что касается дополнения словами ", а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности", то предлагаемый порядок совершения сделок (с разрешения органов опеки и попечительства) не согласуется со статьями 29 и 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичное замечание касается и подпункта 4 относительно лиц, находящихся под патронажем (см. статью 41 Гражданского кодекса), а также подпункта 4 пункта 2.
Подпункты 5 и 6 нуждаются в уточнении. В частности, непонятно. распространяется или нет действие подпункта 5 (о том, что собственнику жилого помещения принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома) на коммунальные квартиры. Полагаем, что, исходя из главы 18 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники жилых помещений (отдельных квартир и комнат в коммунальных квартирах) должны иметь одинаковые права по отношению к общему имуществу жилого дома.
Подпункт 2 нуждается в доработке. В частности, неясно, какие учреждения подразумеваются под "учреждениями системы социальной защиты", и какие объекты имеются в виду под "объектами санитарно-защитных зон, наблюдательной сети и гидрометеорологической службы".
Из подпункта 3 неясно, почему предоставление компенсаций (субсидий, жилищных сертификатов) увязывается с отсутствием у граждан в собственности жилого помещения, если компенсация предоставляется в связи с запрещением приватизировать занимаемые гражданами жилые помещения. Непонятна также ссылка на дату - 1 января 1996 года (Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" вступил в силу в 1991 году).
Из части 2 статьи 4 Закона следует исключить слово "полного", что будет соответствовать терминологии Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 297).
В данном пункте предлагается новая статья 5 действующего Закона, в которой устанавливаются особенности совершения сделок с жилыми помещениями в коммунальных квартирах. Однако в целом эта статья не согласована, как указывалось выше, с Гражданским кодексом Российской Федерации и связана с ограничением жилищных прав граждан, так как приватизированные жилые помещения в коммунальных квартирах не находятся в общей собственности граждан - бывших нанимателей этих жилых помещений.
Предлагаемая часть 6 статьи 5 (о том, что наем жилых помещений в коммунальной квартире регулируется гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации) не является предметом данного Закона, и в этой связи предлагается ее исключить.
Из подпункта 1 неясно, о каком "действующем законодательстве" идет речь. По подпункту 2 необходимо иметь в виду, что по вопросу регистрации недвижимости, в том числе жилых помещений, принят соответствующий федеральный закон.
Предлагаемая часть 1 статьи 11 об отчуждении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, противоречит Гражданскому кодексу (главы 15, 29). В части 2 статьи 11 Закона делается ссылка на "порядок, установленный законодательством Российской Федерации". В этой связи непонятно, какое законодательство имеется в виду (данный Закон или речь идет о других законах).
Из предлагаемой редакции неясно, кто должен производить капитальный ремонт жилого дома (бывший наймодатель или новый наймодатель).
Изменение нумерации пунктов (наверное, речь должна идти о статьях) совершенно непонятно и в этой связи требует уточнения. В частности, получается, что статьи 5 и 9 считаются одновременно статьей 12.
По пунктам 14, 15, 16, 17 статьи 1
Как указывалось выше, считаем, что замена слов "приватизированных жилых помещений" на слова "жилья, находящегося в собственности" не соответствует содержанию и названию действующего Закона, поскольку в нем речь идет о приватизированном жилье, а не вообще о жилых помещениях, находящихся в собственности граждан.
Правки лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
По тексту проекта постановления Государственной Думы замечаний не имеется. Вместе с тем, необходимо, согласно статье 129 Регламента Государственной Думы, указать, что проект вносится сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы. Аналогичное замечание касается и данного Федерального закона.
Первый заместитель начальника Управления |
В.А.Рощин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.