Проект федерального закона
"О военной реформе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет цель, основное содержание, сроки и организацию проведения военной реформы в Российской Федерации (далее - военная реформа), полномочия органов государственной власти, а также иные нормы, касающиеся военной реформы.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
Военная реформа - комплекс проводимых в государстве политических, экономических, правовых, военных, военно-технических, социальных и иных мер, направленных на совершенствование и качественное преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных с ними органов государственного управления и организаций.
Статья 2. Цель и содержание военной реформы
Целью военной реформы является создание в Российской Федерации единой государственной военной организации - Вооруженных Сил Российской Федерации для повышения их боевой готовности и боевой способности этих сил, а также приведение военного потенциала государства в соответствие с объективными потребностями вооруженной защиты страны и обеспечения государственной безопасности.
Военная реформа включает:
1) уточнение военно-политических, военно-стратегических, военно-технических и экономических основ военного строительства;
2) совершенствование государственного руководства и органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации;
3) формирование законодательной базы в области военной, военно-технической политики, контроля над военной организацией Российской Федерации и вооружениями;
4) приведение структуры, состава и численности военной организации Российской Федерации в соответствие с поставленными перед ней задачами;
5) совершенствование системы финансового обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе законодательно установленного порядка обоснования, формирования, согласования, утверждения, исполнения и контроля расходов федерального бюджета на эти цели;
6) приведение оборонного промышленного комплекса в соответствие с потребностями обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также его частичная конверсия;
7) создание социально-экономических условий и поэтапный переход к комплектованию рядового, сержантского и старшинского состава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;
8) создание единой системы правового, материального и социального обеспечения военнослужащих, гарантирующей авторитет военной службы;
9) реорганизацию и совершенствование систем профессиональной подготовки военных кадров, обучения и воспитания личного состава;
10) совершенствование правовой основы системы гражданского контроля за деятельностью военной организации Российской Федерации;
11) определение направлений государственной политики, обеспечивающих укрепление авторитета военной службы;
12) формирование систем психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы с военнослужащими и членами их семей;
13) обеспечение психологической и социальной реабилитации военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с военной реформой, в том числе проведение их переподготовки и обеспечение первоочередного трудоустройства по выбранным специальностям;
14) другие меры в области обороны страны и безопасности государства, необходимые для достижения целей военной реформы.
Статья 3. Принципы военного строительства в период проведения военной реформы
Военное строительство в Российской Федерации проводится с соблюдением следующих основных принципов:
1) централизованное государственное управление военным строительством под руководством Президента Российской Федерации;
2) комплексное использование имеющихся сил и средств при выполнении задач обороны страны и безопасности государства;
3) плановый переход в ходе военной реформы к централизации управления военной организацией Российской Федерации;
4) повышение роли мобилизационной подготовки и мобилизации в обеспечении обороны страны, поддержание высокой мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, военных органов и создаваемых на военное время специальных формирований;
5) гарантированность социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, установленной законодательством Российской Федерации;
6) защищенное (гарантированное) финансирование мероприятий военной реформы, содержания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, приоритетных направлений развития вооружения и военной техники.
7) государственная поддержка организаций оборонного промышленного и оборонного научного комплексов.
Статья 4. Сроки и этапы проведения военной реформы
1. Сроки проведения и основные мероприятия военной реформы, а также этапы военной реформы, их содержание и продолжительность определяются Концепцией военного строительства в Российской Федерации, утверждаемой Президентом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Сроки и этапы проведения военной реформы ежегодно уточняются в зависимости от возможностей государства по материальному и финансовому обеспечению военной реформы, а также в связи с изменениями военно-политической обстановки.
3. Завершение военной реформы объявляется федеральным законом.
Статья 5. Руководство проведением военной реформы
1. Руководство проведением военной реформы осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Организацию выполнения, порядок координации и контроля выполнения программ и планов военного строительства определяет Президент Российской Федерации.
Статья 6. Организация проведения военной реформы
1. Организация проведения военной реформы включает разработку, уточнение и контроль выполнения:
1) концепции военного строительства в Российской Федерации;
2) программных документов военного строительства в Российской Федерации;
4) федерального бюджета в части финансирования мероприятий военной реформы в Российской Федерации;
3) федеральных государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, федеральной программы подготовки военно-обученного резерва, федеральной программы мобилизационной подготовки экономики, федеральных программ конверсии предприятий оборонного промышленного комплекса и развития их технологической базы, других федеральных целевых программ в интересах военной реформы, а также программ выполнения международных договоров по ограничению, сокращению и контролю над вооруженными силами и вооружениями, обеспечения социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных со службы, и членов их семей.
2. Перечень программных документов военного строительства определяется Правительством Российской Федерации по предложениям федеральных министерств и ведомств.
3. Федеральные органы исполнительной власти организуют выполнение программных документов военного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
4. В период проведения военной реформы обеспечивается поддержание в постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, а также осуществляются другие мероприятия по обеспечению обороны страны и безопасности государства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Правовая основа военной реформы
Военная реформа в Российской Федерации проводится на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по проведению военной реформы
1. Президент Российской Федерации:
1) осуществляет руководство проведением военной реформы;
2) утверждает основные направления военной, военно-технической и международной политики по контролю над вооруженными силами и вооружениями;
3) определяет и уточняет задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов на период проведения военной реформы;
4) утверждает концепцию, программы и планы военного строительства в Российской Федерации;
5) дает ежегодную оценку выполнения программ военного строительства и определяет основные изменения в Концепции военного строительства, отражая их в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации;
6) вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов по вопросам в области организации и проведения военной реформы;
7) издает в соответствии со своими полномочиями нормативные правовые акты по вопросам военной реформы;
2. Федеральное Собрание Российской Федерации:
Совет Федерации:
1) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам военной реформы;
2) рассматривает расходы на проведение военной реформы, установленные федеральными законами о федеральном бюджете, принятыми Государственной Думой и переданными на рассмотрение Совета Федерации;
Государственная Дума:
1) рассматривает проекты и принимает федеральные законы по вопросам военной реформы;
2) рассматривает проекты и принимает федеральные законы о расходах на проведение военной реформы;
3) рассматривает и принимает постановления по основным вопросам государственной политики, связанным с содержанием и организацией проведения военной реформы.
3. Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет ежегодное прогнозирование и оценку возможностей государства по содержанию и всестороннему обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов;
2) определяет объем расходов федерального бюджета для проведения военной реформы;
3) утверждает государственные программы вооружения, развития оборонного промышленного комплекса и его технологической базы, федеральные программы конверсии военного производства, программы обеспечения социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, а также другие федеральные целевые программы по вопросам военной реформы,
4) определяет перечень федеральных программ военного строительства;
5) представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации программы и планы выполнения международных договоров в области обороны страны и безопасности государства одновременно с внесением их на ратификацию;
6) осуществляет меры по обеспечению проведения военной реформы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
7) издает в соответствии со своими полномочиями нормативные правовые акты по вопросам военной реформы.
Статья 9. Особенности комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов в период проведения военной реформы
1. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется преимущественно по призыву. Комплектование по контракту осуществляется преимущественно для замещения должностей сержантского состава.
2. Комплектование других войск, воинских формирований и военных органов осуществляется преимущественно по контракту (комплектование по призыву не исключается).
Статья 10. Финансово-экономическое обеспечение проведения военной реформы
1. Финансирование военной реформы осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Объемы ежегодного финансирования военной реформы определяются перечнем и содержанием мероприятий концепции военного строительства в Российской Федерации и разработанных на ее основе планов строительства (развития) видов (родов) войск (сил), воинских формирований и военных органов на каждый текущий год и включаются отдельной и защищенной строкой в расходы федерального бюджета с расписанием расходов по целевым статьям.
Статья 11. Организация развития и частичной конверсии оборонного промышленного комплекса Российской Федерации в период военной реформы
1. Организация развития и частичная конверсия оборонного промышленного комплекса Российской Федерации производится на основе утвержденных Правительством Российской Федерации федеральной государственной программы развития оборонного промышленного комплекса и его технологической базы, а также федеральной программы частичной конверсии военного производства.
Указанные программы разрабатываются в соответствии с положениями концепции военного строительства и государственной программы вооружения, а также с учетом потребностей в создании и внедрении технологий, техники и систем двойного назначения.
2. Объемы ежегодного финансирования программ развития предприятий оборонного промышленного комплекса и его технологической базы определяются перечнем мероприятий названных программ и осуществляется из средств федерального бюджета и собственных средств предприятий.
Финансирование федеральной программы конверсии оборонного производства осуществляется в соответствии с федеральным законом.
3. Правительство Российской Федерации принимает меры по привлечению российских и зарубежных инвесторов в развитие и конверсию оборонного промышленного комплекса, а также по закреплению квалифицированных кадров на предприятиях оборонного промышленного комплекса.
4. Необходимые состав и структура мобилизационных мощностей, объем потребных резервов, меры по их сохранению и поддержанию установленного уровня определяются в концепции военного строительства, федеральной программе обеспечения мобилизационной подготовки экономики и осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Статья 12. Обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей в период военной реформы
1. Социальная защита военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. В течение первого этапа проведения военной реформы разрабатывается и законодательно устанавливается единый для Российской Федерации порядок системы социальной защиты, материального обеспечения и денежного довольствия военнослужащих, предоставляемых им льгот, гарантий и компенсаций с учетом занимаемых должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы;
3. В период проведения военной реформы обеспечивается своевременное и полное обеспечение жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Офицеры (прапорщики) не могут быть уволены с военной службы до тех пор, пока не получат в постоянное пользование жилье (квартиру) или соответствующие компенсационные выплаты.
4. Уволенные с военной службы военнослужащие обеспечиваются работой. В целях создания благоприятных условий для их трудоустройства создается федеральная система переподготовки военнослужащих по гражданским специальностям, финансируемая за счет бюджетных и внебюджетных средств. Образовательным учреждениям, ведущим переподготовку военнослужащих, предоставляется учебная база военно-учебных заведений во временное пользование и на безарендной основе.
Статья 13. Принципы и цели военного н военно-технического сотрудничества в период военной реформы
1. Организация военного и военно-технического сотрудничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством, на основе приоритетности государственных интересов, принципов сотрудничества с государствами, политика и действия которых не наносят ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации и не противоречат международным Договорам.
2. Основными целями военного и военно-технического сотрудничества являются:
1) укрепление системы дружественных и союзнических отношений Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и другими государствами;
2) укрепление военно-политических позиций России в важных для обеспечения ее безопасности регионах мира;
3) совершенствование форм и способов обеспечения коллективной безопасности, иной совместной военной и военно-технической деятельности Российской Федерации и других государств;
4) сбалансированное обеспечение военно-политических, военно-технических и экономических интересов страны, повышение эффективности военного и военно-технического сотрудничества;
5) приоритетное развитие и совершенствование отечественного военного производства для целей обороны страны и безопасности государства;
6) поддержка предприятий отечественной оборонной промышленности и совершенствование их технологической базы;
7) стимулирование инвестиций в экономику страны, улучшение баланса внешнеторговой деятельности, укрепление позиций Российской Федерации на международном рынке высокотехнологичной продукции.
Статья 14. Особенности заключения и выполнения международных договоров в области обороны страны и безопасности государства
1. Заключение Российской Федерацией международных договоров в области обороны страны и безопасности государства осуществляется на основе приоритетности национальных интересов Российской Федерации, при наличии военно-политического, военно-технического, финансово-экономического обоснований возможности их выполнения, а также с учетом действующих договоров в этой области и их совокупного влияния на обороноспособность страны.
2. При подписании и ратификации международных договоров в области обороны страны и безопасности государства могут быть сделаны оговорки, учитывающие особенности их выполнения в период проведения военной реформы.
3. Выполнение международных договоров осуществляется по федеральным программам, разрабатываемым применительно к каждому, заключенному Российской Федерацией международному договору, и только после их ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации.
Названные федеральные программы, а также сопутствующие им обязательные экономические обоснования и расчеты, представляются в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с внесением международного договора на ратификацию и утверждаются федеральным законом.
5. В период проведения военной реформы не допускается заключение международных договоров, затрудняющих ее проведение, противоречащих государственной программе вооружения или не соответствующих экономическим возможностям страны.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Срок действия настоящего Федерального закона определяется сроками проведения военной реформы.
2. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.