Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98018391-2 "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 N 222 "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа" были введены облигации, которые представляют собой долговые обязательства перед предприятиями, у которых была "заморожена" валюта.
Согласно п.5 вышеуказанного постановления сумма основного долга при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежат обложению налогами, сборами, пошлинами и иными обязательными платежами, за исключением случаев, когда взимание подобных платежей установлено законодательством РФ. В этом случае государство выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлению купонов в размерах, необходимых для полной компенсации сумм удержанных с него обязательных платежей.
Таким образом, погашение валютной облигации производится всегда по сумме номинала, а оплата процентов в любом случае составляет 3% годовых от номинала облигации. Погашение валютных облигаций предполагает выплату, естественно, валютных средств.
Однако, в настоящее время возникли значительные проблемы у предприятий с налоговыми службами при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по операциям с ОВВЗ. Суть этих проблем можно тезисно изложить следующим образом.
В связи с падением курса рубля к доллару в бухгалтерском учете у всех предприятий возникла значительная сумма курсовых разниц (от 4000 - 5000 руб. на 1 $) по облигациям, как по обязательствам, выраженным в валюте. Письмом Министерства финансов РФ N 152 от 17.12.1992 г. "О порядке отражения курсовых разниц по отдельным операциям в иностранной валюте" был предусмотрен особый порядок списания курсовых разниц (до момента их реализации, погашения или выбытия), который и сохранен и по настоящее время (Приказ МФ РФ N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности за 1996 г."). Проблемы начали возникать у предприятий при определении налогооблагаемой базы при погашении или прочем выбытии облигаций. Механизм налогообложения курсовых разниц за последние 2-3 года менялся дважды, а особый порядок учета курсовой разницы по ОВВЗ оставался прежним, что и привело к несоответствию положений бухгалтерского учета и налогообложения и, как следствие, различным толкованиям Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Налоговая служба, кроме того, считает, что курсовая разница, накопленная с момента "замораживания" валютных средств до 5.12.94 г. и отнесенная на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должна сопровождаться штрафом, как по суммам, сокрытым от налогообложения, так, и соответственно должна взиматься пеня. Фактически же разночтения в Законах, определяющих порядок налогообложения операций с государственным долгом в валюте, содержание разъяснений в инструкциях, регламентирующих порядок учета и налогообложения операций по ОВВЗ привели к тому, что фактически государство, объявив о том, что оно готово выполнять все обязательства, возникшие у него перед согражданами в лице юридических лиц на самом деле просто реквизирует значительную часть долга в свою пользу (см. приложение).
Исходя из того, что облигации внутреннего валютного займа по сути представляют собой не что иное, как долг государства предприятиям, который должен быть погашен полностью в валюте независимо от действующего налогового законодательства, а также учитывая особый порядок учета курсовой разницы по ОВВЗ (аккумулирование на счете 83 "Доходы будущих периодов" и списание на счет 80 "Финансовые результаты") только при их реализации (погашении, выбытии), считаем, что необходим особый порядок определения налогооблагаемой базы по операциям по ОВВЗ. Данный порядок должен учитывать специфику облигаций - возврат долга государства в валюте, и определить механизм налогообложения курсовой разницы и убытка от их реализации.
В этой ситуации, учитывая, что причиной возникновения вышеуказанных проблем являются нечетко прописанные нормы права, предлагается внести изменения в законодательную базу, регулирующие данные правовые отношения. При этом вновь введенная норма права должна иметь и обратную силу и действовать с момента возникновения "замороженных" валютных средств до момента реализации, погашения или прочего выбытия облигаций (ОВВЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.