Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
I. Необходимость принятия данного законопроекта.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории".
Среди этих мер на первое место должны быть поставлены меры в сфере законодательства: никакие действия исполнительной власти против фашистских организаций и движений не могут быть эффективными, если они не имеют правовой основы. Равным образом оказывается без такой основы бессильной и судебная власть.
Между тем, Федеральный закон "Об общественных объединениях", вступивший в силу в мае 1995 года, далеко не в полной мере позволяет решить поставленную задачу - то есть, не допустить создания и деятельности общественных объединения фашистского толка на территории России. Из более чем сотни праворадикальных организаций, действующих в России, около двадцати являются фашистскими. В своей деятельности они обнаруживают признаки фашизма, указанные в определении, разработанном Российской Академией наук в апреле 1995 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года.
Примерно десять организаций сами называют себя фашистами или национал-социалистами. Они используют и пропагандируют нацистскую символику, издают газеты и агитационные материалы, в которых открыто восхваляют Гитлера и других фашистских преступников, оправдывают, восхваляют либо отрицают преступления германского фашизма и ему подобных режимов. В этой связи достаточно упомянуть такие общественные объединения как "Русское национальное единство" Баркашова А., "Национально-республиканскую партию" Беляева Ю., "Русский национальный союз" Вдовина А. и Касимовского К., "Национал-большевистскую партию" Лимонова Э. и ряд других (см. "Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр.44). Ряд этих объединений зарегистрирован органами юстиции, имеет структуры не только в Москве, но во многих регионах России, издает газеты, официально зарегистрированные органами Роскомпечати, участвует в выборах. И при этом они регулярно помещают свастику в своих изданиях (как, например, это делает "Русское национальное единство", утверждающее, что свастика - это "русский национальный символ") либо дают этим изданиям характерные названия, направленные на пропаганду нацизма (так, "Русский национальный союз" издает газету "Штурмовик", где помещает портреты Гитлера, плакаты с нацистской символикой, непрерывно пропагандирует идеи фашизма).
Все вышеизложенное означает, что торжественно взятое на себя Россией обязательство не допускать "создания и деятельности фашистских организаций на своей территории" не выполняется, и важная причина этого - несовершенство российского законодательства.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" не приведен в соответствие с Федеральным законом "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", что мешает пресечению деятельности откровенно фашистских общественных объединений. В статье 16 Федерального закона "Об общественных объединениях", устанавливающей по каким основаниям создание и деятельность общественных объединений запрещаются, не упомянуто "использование в любой форме нацистской символики", хотя в Федеральном законе "Об увековечении Победы..." прямо сказано, что "в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах".
С целью пресечения деятельности фашистских общественных объединений было бы целесообразно дополнить статью 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" формулировкой, предусматривающей запрет не только на использование, но и на пропаганду нацистской символики, а также на отрицание либо оправдание фашистских преступлений. Такие запреты существуют в законодательстве многих европейских стран. В Германии использовании нацистской символики и отрицание либо оправдание фашистских преступлений (геноцида евреев, убийств в газовых камерах и т.д.) рассматриваются как уголовно наказуемые деяния. Например, за использование нацистской символики параграф 86-а Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии предусматривает лишение свободы сроком до трех лет.
С учетом всего вышеизложенного статью 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" предлагается дополнить словами "отрицание либо оправдание фашистских преступлений, а также использование в любой форме и (или) пропаганда нацистской символики", идущими в тексте статьи 16 сразу после слов "разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни" (концовка части 1 статьи 16).
Понятие "нацистская символика", используемое в настоящем законопроекте, фигурирует не только в Федеральном законе "Об увековечении Победы...", но и в Законе города Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы", вступившем в силу в феврале 1997 года. В статье 1 этого Закона понятие "нацистская символика" детально охарактеризовано (см. газету Правительства Москвы "Тверская, 13", 1997 г., 6-12 февраля, N 6).
В статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" ("Приостановление деятельности общественных объединений") предлагается внести изменение с целью упростить процедуру приостановления деятельности общественных объединений органами юстиции, регистрирующими общественные объединения. В настоящее время эти органы, согласно Закону, могут приостановить деятельность общественных объединений в судебном порядке после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суде. Таким образом, только после двух предупреждений (каждое из которых может быть обжаловано) органы юстиции вправе обратиться в суд, который и решает вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения.
Между тем, органам прокуратуры, согласно Закону, достаточно внести одно представление в руководящие органы общественного объединения с требованием устранить нарушения статьи 16 Федерального закона "Об общественных объединениях". Обжалование прокурорского представления Законом не предусмотрено. Если отмеченные нарушения не устраняются в установленный прокуратурой срок, органы прокуратуры немедленно обращаются в суд, решающий вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения. Таким образом, органы юстиции, осуществляющие, согласно Закону, контроль за деятельностью зарегистрированных общественных объединений, поставлены в более трудные для выполнения своих функций условия, чем органы прокуратуры. Целесообразность такого неравенства в Федеральном законе "Об общественных объединениях" никак не мотивирована. При этом следует учесть, что "как прокуратура, так и органы юстиции постоянно высказывают недовольство чрезмерно усложненным порядком приостановления и ликвидации экстремистских общественных объединений" (см. "Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр.29).
В Италии, например, общественные объединения, нарушающие принцип национального, расового или религиозного равноправия, призывающие к дискриминации и насилию по этническим или религиозным мотивам, могут быть распущены, а их имущество - конфисковано на основании приказа министра внутренних дел, утверждаемого затем Советом министров (см. параграф 5 Закона Итальянской Республики N 654 от 13 октября 1975 года). Аналогичный порядок действует и в Германии (он предусмотрен Законом "О радикальных партиях").
В России было бы целесообразно отказаться от судебного порядка решения вопросов о приостановлении деятельности общественных объединений. Однако соответствующую процедуру, безусловно, можно упростить и, в частности, предоставить органам юстиции право обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности общественного объединения после одного, а не двух письменных предупреждений, подобно тому, как органам прокуратуры достаточно сделать одно представление о нарушениях в деятельности данного общественного объединения. Внесение соответствующего изменения в статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" и предусматривает настоящий законопроект.
II. Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования.
Настоящий законопроект регулирует ту же сферу общественных отношений, что и Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях". В случае его принятия соответствующие дополнения и изменения будут внесены в статьи 16 и 42 вышеуказанного Федерального закона. Отмены, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов и нормативов правовых актов принятие настоящего законопроекта не влечет.
Реализация настоящего законопроекта не требует материальных и иных затрат.
Координатор направления деятельности
Московской городской Думы по
национальной политике, проблемам
политического экстремизма |
Н.В.Прошечкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.