Заключение
Комитета по делам общественных объединений
и религиозных организаций Госдумы
от 7 мая 1998 г. N 3.21-305
на проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон
от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях",
внесенный Московской городской Думой
Комитет, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях", внесенный Московской городской Думой, пришел к следующему заключению:
В статье 1 законопроекта используются такие понятия как "нацистская символика" и "фашистские преступления", которые не имеют четких, конкретных признаков и на федеральном уровне законодательство нигде не определены.
В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что понятие "нацистская символика" используется в Законе города Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" и в Федеральном законе "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Однако надо иметь в виду то обстоятельство, что действие Закона города Москвы ограничивается территорией одного субъекта и не распространяется на Российскую Федерацию в целом.
Что же касается Федерального закона "ОБ увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", то в указанном Законе заложена норма, согласно которой "в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой отечественной войне жертвах", но само понятие нацистской символики не дано.
Не определен законодательством также и термин "фашистские преступления". Встречаются такие понятия как "военные преступления" и "преступления против человечества" (в документах Нюрнбергского процесса), но не понятие "фашистские преступления".
Использование указанных терминов в правоприменительной практике может привести к административному произволу, поскольку каждый будет их трактовать по-своему. Сформулированные же в статье 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" ограничения на создание и деятельность общественных объединений основаны на части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в целях реализации части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации и обеспечения взаимодействия органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и других форм политического экстремизма Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 года N 1143 образована Комиссия по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации, которая занимается разработкой конкретного механизма реализации и осуществления мер, связанных с предупреждением и пресечением политического экстремизма, направленного на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
С учетом изложенного Комитет считает, что в представленном виде законопроект не может быть принят, поскольку нуждается в серьезной доработке.
Председатель Комитета |
В.Зоркальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.