Письмо Президента РФ от 8 июня 1998 г. N Пр-806
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее именуется - Федеральный закон), принятый в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации Государственной Думой 22 мая 1998 г., направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
При повторном рассмотрении предлагаю учесть следующее.
1. Реализация представленного Федерального закона предполагает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета (расширение круга лиц, которым может быть выдан дипломатический паспорт, возможность иметь два паспорта). В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Таким образом, отсутствие указанного заключения при внесении законопроекта в Государственную Думу является достаточным основанием для отклонения Федерального закона независимо от его содержания.
2. Дополнение части четвертой статьи 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (абзац шестой пункта 1 статьи 1 Федерального закона) излишне, поскольку согласно статье 115 Конституции Российской Федерации и статье 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
3. Новая редакция части третьей статьи 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (абзац четвертый пункта 2 статьи 1 Федерального закона) значительно сужает круг лиц, которым паспорт выдавался на основании действующего Федерального закона. В соответствии с частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации, частью второй статьи 2 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Новая редакция лишает граждан Российской Федерации, проживающими за ее пределами без вида на жительство (которое не следует понимать как незаконное), конституционного права на возвращение в Российскую Федерацию.
Слова "может быть" из абзаца четвертого пункта 2 статьи 1 следует исключить.
4. Необходимо отметить, что в новой редакции части третьей статьи 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" используется термин "место проживания", хотя частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлен термин "место жительства".
5. Нельзя согласиться с дополнением статьи 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", изложенным в пункте 4 статьи 1 Федерального закона. Данное положение противоречит части второй статьи 11 действующего Федерального закона, которой не допускается оформление нового паспорта без изъятия ранее выданного паспорта, если срок действия его не истек, или без объявления паспорта недействительным для выезда из Российской Федерации в случае, если он утрачен владельцем.
Требует уточнения определение "регулярность выездов".
Неточна формулировка "может быть оформлен и выдан второй паспорт на тот же срок", так как неясно, идет ли речь о конкретном сроке, в течение которого является действительным первый паспорт, или же об общем сроке действия, установленном для всех паспортов (5 лет). Следует пояснить, что речь идет не столько о сроке, на который выдается паспорт, сколько о параллельном оформлении и выдаче двух паспортов, действительных для выезда из Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что возможность владения двумя паспортами одновременно может привести к злоупотреблениям.
6. Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона неоправданно расширяется круг лиц, которым может быть выдан дипломатический паспорт. Дипломатический паспорт (как дополнительная гарантия деятельности) необходим лицам, представляющим государство, в целях обеспечения им соответствующих привилегий и иммунитета. В данном же случае в круг лиц, имеющих право на получение дипломатического паспорта, попадают граждане, не выполняющие самостоятельной функции по представлению государства.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 8 июня 1998 г. N Пр-806
Текст письма официально опубликован не был