Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.356; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1593; 1997, N 9, ст.1028) следующие изменения и дополнения:
1. Часть первую статьи 2 изложить в следующей редакции:
"Банк России - федеральное государственное учреждение. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью и принадлежат ему на праве хозяйственного ведения. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов".
2. Статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума). Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров);
ежегодное представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение и принятие не позднее 31 декабря проекта федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики", составной частью которого являются план доходов и расходов Банка России, план распределения прибыли, смета расходов на содержание Банка России, а также порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России на очередной год;
определение Государственной Думой по представлению Председателя Счетной палаты Российской Федерации аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение и утверждение до 1 июля года, следующего за отчетным, годового отчета, а также аудиторского заключения;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при рассмотрении проекта федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" и годового отчета).
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.
Банк России представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России не регистрируется в налоговых органах.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами".
3. В статье 16:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает исполнение Федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики;";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) рассматривает и утверждает смету расходов на содержание Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;".
4. Статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. В целях совершенствования организации денежно-кредитной системы Российской Федерации и осуществления экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность Банка России, при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.
Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. Заместитель председателя Национального банковского совета ежегодно избирается простым большинством голосов членов Национального банковского совета.
В состав Национального банковского совета входят по три представителя от палат Федерального Собрания Российской Федерации, по одному представителю от Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Министр финансов Российской Федерации и Министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не превышает 17 человек.
Национальный банковский совет утверждает Положение о Секретариате Национального банковского совета и смету расходов на его содержание, которая входит отдельной статьей в смету расходов на содержание Банка России.
Заседания Национального банковского совета проходят не реже чем один раз в три месяца".
5. Статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) сведения о формировании и направлениях использования резервов и фондов Банка России;
4) заключение Счетной палаты Российской Федерации по исполнению утвержденной сметы расходов на содержание Банка России;
5) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, Председателю Совета Федерации, а также для заключения в Правительство Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.
Годовой отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс и данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях".
6. Статью 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 26. Фактически полученная балансовая прибыль Банка России по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Государственной Думой перечисляется в федеральный бюджет, за исключением сумм, направляемых в резервы и основные фонды в соответствии с Федеральным законом "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики".
Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов и пошлин на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах".
7. Статью 36 изложить в следующей редакции:
"Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов и устанавливает процентные ставки по своим операциям в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и собственными нормативными актами".
8. Статью 37 изложить в следующей редакции:
"Статья 37. Банк России использует ставку рефинансирования для воздействия на рыночные процентные ставки в целях обеспечения благоприятных условий для инвестиционной деятельности, расширения занятости населения и роста производства".
9. Часть вторую статьи 39 изложить в следующей редакции:
"Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров в соответствии с Федеральным законом "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики".
10. Статью 43 изложить в следующей редакции:
"Статья 43. Банк России может устанавливать ориентиры изменения показателей денежной массы и ставок процента по кредитам исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики".
11. Статью 44 изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу проект федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" на предстоящий год.
Предварительно проект федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" на предстоящий год представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Проект федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" на предстоящий год включает следующие положения:
анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;
основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики;
план доходов и расходов Банка России, план распределения прибыли, смету расходов на содержание Банка России;
порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России на предстоящий год.
Проект федерального закона "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" представляется в Государственную Думу Председателем Банка России".
12. В статье 45:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) осуществлять рефинансирование кредитных организаций на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;";
исключить пункты 2, 4, 9, 12;
пункта 3 считать соответственно пунктом 2 и изложить его в следующей редакции:
"2) покупать и продавать государственные ценные бумаги и казначейские векселя на открытом рынке;";
пункты 5-7 считать соответственно пунктами 3-5;
пункт 8 считать соответственно пунктом 6 и изложить его в следующей редакции:
"6) выдавать гарантии и поручительства в пределах собственных фондов и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете;";
пункт 10 считать соответственно пунктом 7 и изложить его в следующей редакции:
"7) открывать валютные счета в иностранных кредитных организациях за пределами Российской Федерации";"
пункт 11 считать соответственно пунктом 8.
13. Статью 55 дополнить частью пятой следующей содержания:
"Банк России осуществляет постоянный контроль за кассовым исполнением федерального бюджета, а также за расходованием бюджетных средств кредитными организациями".
14. Дополнить главу XV "Аудит Банка России" статьей 94-1 следующего содержания:
"Статья 94-1. Счетная палата Российской Федерации вправе не реже одного раза в год проводить системный аудит финансовой отчетности и осуществлять периодический операционный аудит (аудит эффективности) Банка России по поручению палат Федерального Собрания Российской Федерации".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.