Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации"
Обоснование необходимости принятия законопроекта
Необходимость принятия федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" вызвана сложившимся в последние годы крайне неудовлетворительным положением с финансированием органов судебной власти. Это приводит к фактическому прекращению нормальной судебной деятельности, создает препятствия для граждан и организаций в реализации их права на судебную защиту, в значительной мере затрудняет продвижение судебной реформы.
Длительное время сохраняется ситуация, при которой на финансирование судов выделяются недостаточные средства, причем по реальной покупательной способности эти средства из года в год сокращаются.
При формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год практически принимаются во внимание лишь расходы на выплату заработной платы и не учитываются потребности в материальном обеспечении самой судебной деятельности, защиты судей, технической оснащенности судов, исполнения судебных решений.
Проблема финансирования судов приобретает еще более острый характер, когда из фактически предусмотренных в федеральном бюджете средств реально суды получают только средства на выплату заработной платы.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" расходы на содержание федеральной судебной системы были отнесены к защищенным статьям бюджета, подлежащим финансированию в полном объеме. Однако и по сей день не погашена общая бюджетная задолженность судам за 1997 год.
В проекте же федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" нет даже такой гарантии защищенности расходов на финансирование судебной системы. Реализация предоставленных в статье 101 названного проекта закона полномочий практически дает возможность Правительству Российской Федерации сокращать расходы в зависимости от поступлений средств в доходную часть федерального бюджета, в том числе и в отношении судов.
Такое положение является нарушением требований статьи 124 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Законопроект направлен на реализацию названных конституционных требований и должен стать гарантией материального обеспечения судебной деятельности.
Положение, при котором руководители высших судебных органов вынуждены доказывать Правительству важность и необходимость надлежащего финансирования судов, просить о выделении уже предусмотренных в федеральном бюджете средств не может быть терпимым. Это подрывает авторитет судебной власти и умаляет саму государственную власть.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1997 году подчеркивалось, что судебная власть является стержневым институтом, обеспечивающим правовой порядок, поэтому начиная с 1998 года, судебная власть будет финансироваться в приоритетном порядке, эффективная судебная система усиливает другие ветви власти, способствует гражданскому миру и общественному согласию, делает организованной и сильной экономику (п.2.3).
Именно эти цели преследует названный законопроект, принятие которого обеспечит конституционные гарантии правосудия и снимет напряженность в судейском корпусе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.