Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 13 мая 1998 г.
"Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"
и проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об использовании атомной энергии" (2 чтение)"
Рассмотрев по Вашему поручению от 20 апреля 1998 года проект федерального закона и постановления Государственной Думы, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, федеральным законам и
основным отраслевым законодательным актам
Повторно обращаем внимание, что учитывая особенности деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерных энергетических установок военного назначения Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (статья 1) предусматривает регулирование этой деятельности на основании иных федеральных законов.
Государственной Думой принят в первом чтении и подготавливается ко второму чтению проект федерального закона "О создании, эксплуатации. ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия". Данный проект предусматривает, что деятельность, связанная с изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерных энергетических установок военного назначения будет регулироваться предлагаемым законом с момента установки носителей, оснащенных ядерными боеприпасами, и до их снятия с носителя ядерного оружия. Что касается указанной деятельности до момента установки носителей, оснащенных ядерными боеприпасами, и после их снятия с носителя ядерного оружия, то проект предусматривает ее регламентацию иными (самостоятельными) законами Российской Федерации.
Следует также иметь в виду, что Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" установлен правовой режим регулирования деятельности в области использования атомной энергии в мирных целях. Так, например, по нашему мнению, положения данного Закона о государственном управлении использованием атомной энергии (глава IV), государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии (глава V), размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (глава VI), правовом положении эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии (глава VII) и др. не предусматривают особенности правового регулирования деятельности, связанной с использованием объектов военного назначения, в том числе и ядерных энергетических установок.
В связи с этим полагаем, что распространение действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в мирных целях) на регулирование деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерных энергетических установок военного назначения (в военных целях) неправомерно.
Внесение предлагаемых изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" затруднит правовой механизм реализации его норм в отношении деятельности в области использования ядерных энергетических установок военного назначения и вызовет коллизии правовых норм и положений с другими законами, призванными урегулировать деятельность, сказанную в абзаце втором статьи 1 вышеназванного Закона.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
Указанный перечень ко второму чтению не представлен.
Постатейные замечания
1. Проект (абзац второй пункта 1 статьи 1) предусматривает исключение из части второй статьи 1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (далее Закон) слово "утилизацией". Однако, необходимо учесть, что такая формулировка выводит из сферы правового регулирования деятельность связанную с утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок гражданского и военного назначения.
2. В абзаце втором пункта 2 проекта вместо слов "... суда, включая военные корабли (далее - суда) ..." следует записать слова "суда, включая военные", поскольку понятие "судно" является родовым по отношению ко всем видам плавсредств.
3. Положение пункта 3 статьи 1 проекта следует исключить, поскольку в Законе (см. абзац четвертый части первой статьи 3) в целях унификации терминологии используется понятие "пункты хранения".
4. В пункте 4 статьи 1 проекта слова "... и иные работы, производящиеся в отношении ..." следует исключить, так как статья 4 Закона содержит положение, предусматривающее выполнение иных видов деятельности в области использования атомной энергии.
5. Пункт 6 статьи 1 проекта следует исключить, так как в соответствии со статьей 34 Закона (см. часть четвертую) порядок использования данного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В абзаце втором пункта 7 статьи 1 проекта следует исключить слова "... иные работы на ядерных установках, радиационных источниках или пунктах хранения ...", поскольку статья 37 Закона (см. часть первую) предусматривает проведение иных работ в области использования атомной энергии.
7. В пункте 8 статьи 1:
поскольку понятие "дисциплина" охватывается понятиями "трудовые отношения работников" и "порядок прохождения военной службы", название статьи 38 предлагается изложить в редакции:
"Трудовые отношения работников и порядок прохождения военной службы военнослужащими, деятельность которых связана с использованием атомной энергии";
в связи с тем, что в законодательстве нет понятия "служебные отношения военнослужащих" новую часть вторую статьи 38 предлагается изложить в редакции:
"Порядок прохождения военной службы военнослужащими, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих".
8. Применительно к пункту 9 статьи 1 проекта следует иметь в виду, что действует уведомительный, а не разрешительный порядок проведения публичных мероприятий. Кроме того, вряд ли правильным является использование в качестве сочетающихся слов такого выражения, как "на территории ядерной установки".
9. В абзаце втором пункта 10 статьи 1 проекта следует уточнить ссылку на Морской регистр, приведя наименование Морского регистра в соответствие с частью первой статьи 40 Закона.
10. Правовое управление ранее обращало внимание на необходимость направления законопроекта на государственную экологическую экспертизу в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе". однако, в направленных в Управление документах материалы, касающиеся государственной экологической экспертизы, не представлены.
Замечания технико-юридического и лингвостилистического характера
1. Кодификационную часть законопроекта изложить в редакции:
"Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 48. ст.4552) следующие изменения и дополнения:".
2. В пункте 2 статьи 1 проекта слова "Начало части первой" заменить словами "Абзац второй части первой".
3. В пункте 4 статьи 1 проекта слова "Часть первую" заменить словами "Абзац второй".
4. В пункте 5 статьи 1 проекта слова "Часть первую" заменить словами "Абзац второй".
5. В целях сохранения последовательности, изменения, предлагаемые абзацами третьим, четвертым и пятым пункта 11, целесообразнее оформить отдельным (указав его номер) пунктом, дав его в редакции:
"... По статье 27:
название статьи после слова "работникам" дополнить словами "и военнослужащими";
часть первую статьи после слова "работниками" дополнить словами "и военнослужащими";
часть вторую статьи после слова "работников" дополнить словами "и военнослужащих".
6. Изменения, которые вносятся в одну статью Федерального закона. оформляются одним пунктом, поэтому целесообразнее абзацы первый и второй пункта 11 законопроекта считать абзацами третьим и четвертым пункта 10 законопроекта.
7. В пункте 8 статьи 1 проекта вместо слов "Изложить название статьи 38 в следующей редакции:" записать:
"8. По статье 38:
изложить название статьи в следующей редакции:".
Далее, с новой строчки изложить название статьи и поставить знак ":".
Учитывая это, абзац второй пункта 8 следует изложить в редакции: "дополнить статью новой частью второй следующего содержания:".
8. Абзац первый пункта 10 статьи 1 проекта изложить в следующей редакции:
"10. По статье 40:
часть первую статьи изложить в следующей редакции:" (см. пункт 6 замечаний).
9. Начало пункта 12 статьи 1 проекта до слов: "При проведении ремонтных работ..." изложить в следующей редакции:
"12. По статье 42:
второе предложение части первой статьи изложить в редакции: ".
10. В связи с множественностью изменений, вносимых в часть вторую статьи 42 (см. пункты 13, 14, 15 статьи 1 проекта), целесообразно дать ее в новой редакции и оформить абзацем четвертым пункта 12 проекта.
11. Пункт 16 законопроекта изложить в редакции:
"16. В части первой статьи 56 слова "состоит из государственной гарантии или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора)" заменить словами "состоит из государственной или иной гарантии, либо наличия собственных финансовых средств или страхового полиса (договора)".
12. В связи с предлагаемыми замечаниями, необходимо уточнить нумерацию пунктов и абзацев статьи 1 законопроекта.
Иные замечания лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
По проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" замечаний не имеется.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.