Проект федерального Закона N 96700161-2
"Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий Президента
Российской Федерации в случае их досрочного прекращения"
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Отставка Президента РФ
Глава III. Установление стойкой неспособности Президента РФ
по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия
Глава IV. Отрешение Президента РФ от должности
Глава V. Временное исполнение обязанностей Президента РФ
Глава VI. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регламентирует условия обеспечения непрерывного исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае их досрочного прекращения.
Статья 2. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Полномочия Президента Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:
а) отставки Президента Российской Федерации;
б) стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:
в) отрешения Президента Российской Федерации от должности;
г) смерти Президента Российской Федерации.
Статья 3. Назначение досрочных выборов Президента Российской Федерации
Досрочные выборы Президента Российской Федерации назначаются в порядке, установленном Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации".
Статья 4. Ограничения на выражение недоверия и постановку вопроса о доверии Правительству Российской Федерации в период исполнения обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации
1. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не может выражать недоверие Правительству Российской Федерации в период временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. Указанный период не может быть более чем три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации в течение всего периода исполнения обязанностей Президента Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Глава II. Отставка Президента Российской Федерации
Статья 5. Прекращение исполнения Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий по своей инициативе
1. Президент Российской Федерации вправе, заявив о своей отставке, в любое время прекратить исполнение принадлежащих ему полномочий.
2. Решение Президента Российской Федерации об отставке является окончательным и не может быть пересмотрено.
3. В заявлении об отставке Президент Российской Федерации указывает день досрочного прекращения исполнения принадлежащих ему полномочий.
4. Заявление об отставке, собственноручно подписанное Президентом Российской Федерации, в день подписания направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 6. Обнародование заявления об отставке Президента Российской Федерации
1. Официальное сообщение Совета Федерации об отставке Президента Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации в телевизионные и радиовещательные компании, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и подлежит незамедлительному обнародованию указанными компаниями, а также публикуется в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".
2. В официальном сообщении Совета Федерации об отставке Президента Российской Федерации должно быть указано, что со дня отставки Президента Российской Федерации его обязанности временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Глава III. Установление стойкой неспособности Президента Российской
Федерации по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия
Статья 7. Обращение в Верховный Суд Российской Федерации по вопросу об установлении способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. Любая из палат Федерального Собрания вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации по вопросу об установлении способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Основаниями для обращения в Верховный Суд Российской Федерации по вопросу об установлении способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия являются:
а) неисполнение Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий вследствие стойкой утраты трудоспособности;
б) неисполнение Президентом Российской Федерации в полном объеме принадлежащих ему полномочий в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности;
в) наличие медицинских показаний для сокращения рабочей нагрузки, связанной с исполнением должностных полномочий.
Статья 8. Назначение Верховным Судом Российской Федерации медицинской экспертизы
1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает обращение палаты Федерального Собрания по вопросу об установлении способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и назначает медицинскую экспертизу, для чего утверждает состав экспертной комиссии из числа кандидатов, предлагаемых Российской Академией медицинских наук.
2. Членом экспертной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, обладающий высокой квалификацией в соответствующей области медицины.
3. К работе экспертной комиссии в качестве консультантов могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане - специалисты соответствующего профиля.
Статья 9. Заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации
1. Экспертная комиссия не позднее четырнадцати дней со дня назначения Верховным Судом Российской Федерации медицинской экспертизы проводит врачебное обследование Президента Российской Федерации и дает заключение, в котором указываются данные о состоянии здоровья обследуемого.
2. В случае отказа Президента Российской Федерации от врачебного обследования экспертная комиссия ставит об этом в известность Верховный Суд Российской Федерации. В таком случае Верховный Суд Российской Федерации поручает экспертной комиссии дать заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации на основании имеющейся медицинской документации.
3. Экспертная комиссия в заключении о состоянии здоровья Президента Российской Федерации определяет наличие и степень утраты трудоспособности Президента Российской Федерации.
4. Заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации подписывается членами экспертной комиссии. Каждый член экспертной комиссии имеет право на изложение особого мнения, которое прилагается к указанному заключению.
5. Заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации, подписанное членами экспертной комиссии, в день направляется в Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, а также в палату Федерального Собрания, обратившуюся в Верховный Суд Российской Федерации.
Статья 10. Гарантии деятельности экспертной комиссии
1. Экспертная комиссия в своей деятельности независима.
2. Президент Российской Федерации, должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением обязаны оказывать содействие деятельности экспертной комиссии.
3. Каждый член экспертной комиссии несет ответственность за внесение ложных сведений в заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации.
4. Деятельность экспертной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о соблюдении врачебной тайны.
5. Деятельность экспертной комиссии финансируется за счет средств федерального бюджета.
Статья 11. Установление юридического факта способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. В случае отсутствия заключения о состоянии здоровья Президента Российской Федерации запрещается устанавливать юридический факт способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев заключение о состоянии здоровья президента Российской Федерации, устанавливает юридический факт способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Решение Верховного Суда Российской Федерации об установлении юридического факта способности либо стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия вместе с заключением о состоянии здоровья Президента Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется Председателем Верховного Судя Российской Федерации в телевизионные и радиовещательные компании, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и подлежит незамедлительному обнародованию указанными компаниями, а также публикуется в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".
Глава IV. Отрешение Президента Российской Федерации от должности
Статья 12. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
2. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности незамедлительно направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 13. Обнародование решения Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности
Официальное сообщение о принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности направляется Председателем Совета Федерации в телевизионные и радиовещательные компании, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и подлежит незамедлительному обнародованию указанными компаниями, а также публикуется в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".
Глава V. Временное исполнение обязанностей
Президента Российской Федерации
Статья 14. Исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации
1. В случае досрочного прекращения Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий его обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации приступает к временному исполнению обязанностей Президента Российской Федерации со дня:
указанного в заявлении Президента Российской Федерации об отставке. Если в заявлении Президента Российской Федерации об отставке не указывается день досрочного прекращения принадлежащих ему полномочий, таким днем считается день подписания Президентом Российской Федерации заявления об отставке;
установления Верховным Судом Российской Федерации юридического факта стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия;
принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности;
смерти Президента Российской Федерации. Факт смерти Президента Российской Федерации устанавливается врачебной комиссией, в состав которой входит лечащий врач Президента Российской Федерации.
Статья 15. Объем и срок исполнения полномочий Председателя Правительства Российской Федерации, исполняющего обязанности Президента Российской Федерации
1. Председатель Правительства Российской Федерации, исполняющий обязанности Президента Российской Федерации, в течение всего срока исполнения обязанностей Президента Российской Федерации не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
2. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по исполнению обязанностей Президента Российской Федерации прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации. Порядок передачи властных полномочий вновь избранному Президенту Российской Федерации определяется федеральным законом о вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.