Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Клюкиной О.В. и Скворцовой О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Арсибековой Л.И. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Арсибековой Л. И. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3" о признании приказов работодателя незаконными, взыскании премий, компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсибекова Л.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3" (далее - ООО "ЖЭУК - 3", общество, ответчик), в котором просила признать незаконными приказы ответчика от 13 ноября 2018 года N 98 "О выплате заработной платы за ноябрь 2018 года в размере оклада Арсибековой Л.И.", от 30 января 2019 года N 2 "О выплате заработной платы за январь 2019 года в размере оклада Арсибековой Л.И.", взыскать с ответчика сумму невыплаченных премий за ноябрь 2018 года и январь 2019 года в размере 15200 рублей, компенсацию при увольнении в размере 4731 рубля 25 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 735 рублей 48 копеек, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей. В обоснование иска указала, что работала в ООО "ЖЭУК - 3" в должности мастера по текущему ремонту. Трудовым договором, заключенным с ответчиком 1 апреля 2014 года, было предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, формы и размеры доплат, надбавок, систем премирования работника, установленные положением об оплате труда. Арсибекова Л.И. ежемесячно получала к заработной плате премию в размере оклада. В связи с вынесением работодателем оспариваемых приказов истцу в ноябре 2018 года и январе 2019 года не выплачена премия в размере 7600 рублей за каждый месяц. Невыплата спорных премий послужила основанием для начисления компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск не в полном объеме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Арсибекова Л.И. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Поалает, что у работодателя не имелось оснований к вынесению оспариваемых приказов, поскольку Положением о премировании работников ООО "ЖЭУК - 3" предусмотрена ежемесячная выплата премии всем работникам организации.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "ЖЭУК - 3" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения Арсибековой Л.И, поддержавшей жалобу, представителя ООО "ЖЭУК - 3" Егошиной Н.В, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Из материалов дела видно, что Арсибекова Л.И. в соответствии с трудовым договором N 032 от 1 апреля 2014 года работала в должности мастера по текущему ремонту ООО "ЖЭУК - 3".
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 15 трудового договора, заключенного с Арсибековой Л.И, предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, формы и размеры доплат, надбавок, установленные положением об оплате труда.
Судом установлено, что в периоды, требование о взыскании задолженности за которые заявлено Арсибековой Л.И, в ООО "ЖЭУК - 3" действовали Положение об организации заработной платы работников ООО "ЖЭУК - 3", Положение о премировании работников ООО "ЖЭУК - 3", утвержденные директором общества 9 января 2017 года.
Положением об организации заработной платы работников ООО "ЖЭУК - 3" предусмотрено, что в организации установлена тарифная система оплаты труда. Положением о премировании работников ООО "ЖЭУК - 3" установлено, что размер премии работникам предприятия устанавливается ежемесячно за фактически отработанное время при выполнении показателей премирования. Начисление премии производится по итогам работы за текущий месяц и утверждается директором предприятия при условии выполнения производственных показателей. Директор ООО "ЖЭУК - 3" по представлению руководителей отделов имеет право не начислять премии отдельным работникам или снижать их размер за снижение производственных показателей. Снижение размера премий оформляется приказом директора с указанием причины и периода, в котором произошло ухудшение в работе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Арсибековой Л.И, суд первой инстанции правильно истолковал содержание вышеуказанных Положений, согласно которым выплата премии работникам ООО "ЖЭУК - 3" зависит от соблюдения ряда условий, связанных с качеством осуществляемой ими работы, вследствие чего не является безусловной императивной обязанностью ответчика.
Невыплата истцу спорных премий свидетельствует о том, что качество работы истца в соответствующие периоды вышеуказанным требованиям не отвечало. Обстоятельство того, что иные работники предприятия получали премии в полном объеме, не свидетельствует об обратном.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, по существу сводятся к изложению позиции, выраженной стороной истца в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арсибековой Л. И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
О.В.Скворцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.