Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ
пo проекту федерального закона
"О Российской оборонной спортивно-технической организации"
и проекту постановления Государственной Думы "О проекте
федерального закона "О Российской оборонной
спортивнотехнической организации"
(к внесению) на 2 чтение)
Рассмотрев по Вашему поручению от 26.03.98 г. проект федерального закона "О Российской оборонной спортивно-технической организации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, федеральным законам,
основным отраслевым законодательным актам
Из содержания статей 2 (пункт 5), 4 (пункт 5, абзац 2, пункт 7), 6 (пункт 3), 11 (пункт 1, подпункт 4) представленного законопроекта следует, что указанный законопроект предполагает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Положения статьи 3 (пункт 1) законопроекта необходимо привести в соответствие с положениями статьи 18 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которым речь может идти о том, кто является учредителем общественного объединения, а не в каких организациях и учреждениях могут создаваться названные объединения.
Содержание пункта 2 статьи 3 законопроекта не соответствует положению статьи 19 упомянутого Федерального закона, в соответствии с которым членами и участниками общественного объединения (за исключением молодежного или детского) могут быть граждане, достигшие 18 лет.
Содержание пункта 4 статьи 9 законопроекта в части наделения юридических лиц, входящих в систему РОСТО правом хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ними имущества, следует соотнести с положениями статьи 32 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которым собственником имущества является само общественное объединение, а входящие в его состав структуры имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником указанного имущества. С другой стороны, в данном законопроекте полагали бы необходимым решить вопрос о соотношении формы общественного объединения и входящих в его состав структур, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 32 названного Федерального закона при наличии прав юридического лица у территориальных организаций общественного объединения указанное общественное объединение выступает в форме союза (ассоциации).
В соответствии с положениями статьи 1 (пункт 1) законопроекта статус РОСТО определяется как общественно-государственное объединение. Однако согласно положениям статьи 51 Федерального закона "Об общественных объединениях" предполагается принятие федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях. В отсутствии указанных федеральных законов в данном законопроекте необходимо определить признаки общественно-государственного объединения, в частности, полномочия и формы участия государства в названном объединении. Одной из таких форм участия, по нашему мнению, может быть передача объединению имущества бывшего ДОСААФ, которое было создано за счет государственных средств. Указанное имущество не может перейти к РОСТО в порядке правопреемства (преамбула и статья 1, пункт 1 законопроекта), поскольку ДОСААФ СССР прекратил свое существование без передачи имущества правопреемникам. В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 31.05.93 г. N 791 "Об имуществе организаций бывшего ДОСААФа СССР. находящимися на территории Российской Федерации" имущество, находящееся на территории Российской Федерации и созданное за счет государственного бюджета, отнесено к федеральной собственности. Указом Президента Российской Федерации от 09.09.94 г. N 1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации" Госкомимуществу России было поручено закрепить за РОСТО в установленном порядке указанное имущество. Правопреемство предполагает переход прав (в том числе и имущественных) от одной организации к другой. В данном случае речь может идти о правопреемстве в области традиций, но не в области отношений собственности. Право собственности на имущество, находящееся в данном случае в федеральной собственности, может возникнуть у РОСТО. При необходимости в данном законопроекте может быть рассмотрен вопрос об условиях возникновения у РОСТО указанного права.
Положения статей 4-8 и 11 законопроекта не являются предметом данного федерального закона, поскольку содержащиеся в них положения регулируются уставом общественного объединения.
Постатейные замечания
В статье 4 (пункт 4) законопроекта в части вопросов, связанных с лицензированием образовательной деятельности, следует сделать отсылку на Закон Российской Федерации "Об образовании".
В статье 5 (пункт 4) законопроекта полагаем необходимым уточнить, кому принадлежат аэродромы авиации РОСТО.
Подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 8 законопроекта противоречат статьям 9, 18 и 25 Федерального закона "Об оружии", где указано, что лицензии на торговлю оружием, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел (а не органами уполномоченными Правительством Российской Федерации). Кроме того, остается неясным, какое отношение торговля гражданским оружием будет способствовать целям РОСТО, указанным в пункте 1 статьи 8 проекта.
Подпункты 5 и 6 части 1 статьи 8 законопроекта, на наш взгляд, следует дать в новой редакции с учетом того, что хранение оружия разрешается органами внутренних дел, а транспортирование оружия - по правилам, определяемых Правительством Российской Федерации статьи 22 и 25 Федерального закона "Об оружии")
Предоставляя законопроектом право РОСТО на ввоз на территорию России спортивного и сигнального оружия, (подпункт 7 части 1 статьи 8) необходимо иметь в виду, что оно осуществляется, во-первых, по разрешению Министерства внутренних дел Российской Федерации, а, во-вторых, - юридическими лицами-поставщиками (части 2 и 3 статьи 17 Федерального закона "Об оружии").
Подпункт 8 пункта 1 статьи 8 проекта противоречит положениям части 3 статьи 12 Федерального закона "Об оружии".
В пункте 2 статьи 8 законопроекта неясно, о работниках каких подразделений идет речь. Представляется, что редакцию статьи следует скорректировать с учетом положений статьи 4 Федерального закона "Об оружии".
Пункт 4 статьи 8 проекта предлагается исключить, так как его положения дублируют многие положения пункта 1. Кроме того, употребленный в пункте 4 термин "согласование" не соответствует терминологии, применяемой в Федеральном законе "Об оружии".
В статье 9 (пункт 5, абзац 2) проекта следует уточнить, об отчуждении или изъятии имущества по решению суда идет речь.
В статье 10 законопроекта необходимо определить, кому предоставляются земельные участки - организациям РОСТО или самому общественному объединению. Кроме того, одним из прав на земельные участки является право постоянного (бессрочного) пользования указанными участками.
В статье 11 (пункт 1) из подпункта 2 следует отдельно выделить кредиты банков и иных кредитных организаций как самостоятельный источник деятельности объединения. Остальные доходы, указанные в названном подпункте, а также средства, перечисленные в подпункте 5, относятся к доходам от предпринимательской деятельности.
В статье 12 законопроекта необходимо определить, о государственной регистрации каких организаций идет речь - организаций, входящих в состав РОСТО или самого общественного объединения.
В законопроекте не решен вопрос о необходимости перерегистрации учредительных документов РОСТО после вступления в силу данного федерального закона.
После учета отмеченных замечаний законопроект подлежит тщательной проработке, поскольку в тексте имеются недостатки юридико-технического, логического, а также стилистического характера.
По проекту постановления по данному вопросу замечаний не имеется.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.