Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ
от 28 мая 1998 г. N 2.2-15/2416
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" и проекту постановления Государственной Думы о принятии законопроекта во втором чтении
О соответствии законопроекта федеральным законам
Общие вопросы финансирования деятельности в области использования атомной энергии, в том числе при размещении, проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных установок, включая атомные станции, определены Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (статьи 8,9, 15-17 и др.). Особенности финансирования могли бы быть установлены посредством внесения в него соответствующих изменений и дополнений. Механическое распространение норм Федерального закона "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" на объекты, правовое регулирование деятельности которых отнесено к действию Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (статья 3 Федерального закона) приводит к положению, при котором атомные станции и ряд других объектов посредством вносимых пунктом 1 статьи 1 законопроекта изменений фактически выводятся из федеральной собственности, установленной для названных объектов статьей 5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", поскольку в силу части первой статьи 1 Федерального закона "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" особо радиационно опасными и ядерно опасными производствами и объектами являются организации независимо от форм собственности. занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортированием, утилизацией ядерного оружия, а также компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" не имеющие оборонного назначения ядерные установки (атомные станции, суда, космические и летательные аппараты с ядерными реакторами) находятся в исключительной федеральной собственности.
Законопроект подлежит направлению на государственную экологическую экспертизу в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", поскольку им затрагиваются вопросы, связанные с воздействием на окружающую природную среду.
Замечания по отдельным пунктам статьи 1 законопроекта
По пункту 3
Приводимое в пункте 3 дополнение части второй статьи 2 излагает порядок отражения расходов, связанных с деятельностью особо опасных объектов (и нуждается в уточнении). В то же время текст дополнения заканчивается указанием на то, что порядок отражения расходов определяется Положением, утверждаемым Правительством. В этой связи полагали бы целесообразным снять противоречие и ограничить дополнение последним предложением рассматриваемой редакции пункта 3, имея в виду, что разработка федерального бюджета относится к компетенции Правительства Российской Федерации (статья 114 Конституции Российской Федерации).
По пункту 4
Предлагаемое дополнение предоставляет особо опасному объекту преимущественное право безакцептного списания, что не соответствует статьям 1-2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Неясно также, с какой целью и каким образом Правительство должно по требованию особо опасного объекта определять в каждом конкретном случае по месту регистрации организации-потребителя порядок списания средств. Полагали бы что положения пункта 4 нуждаются в дополнительной проработке. Желательно также обозначить связь части четвертой и части пятой дополнений статьи 2 Федерального закона, поскольку последняя ограничивает размеры списания средств без согласия плательщика только для атомных станций и эксплуатирующих их организаций.
По пункту 5
Этот пункт следовало бы изложить в следующей редакции:
"В абзаце третьем части первой статьи 3 слова "на особо опасных объектах" заменить словами "по модернизации и диверсификации особо опасных объектов".
По пункту 6
Из содержания данного дополнения неясно, какие именно платежи имеются в виду. Если речь идет о налогах, то поставки электроэнергии не могут засчитываться в счет налоговых платежей и пункт 6 следует исключить из статьи 1 проекта.
По пункту 7
Если иметь в виду, что при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета используется утвержденная Федеральным законом бюджетная классификация, не вполне понятно, какой порядок отражения расходов, связанных с деятельностью особо опасных объектов следует утвердить Правительству Российской Федерации в документах федерального бюджета.
По пункту 8
При доработке данного пункта просьба обратить внимание на то, что суммы недофинансирования особо опасного объекта не могут быть взысканы по решению Арбитражного суда (это вопрос финансового законодательства), а выявлять нарушения и привлекать к ответственности виновных лиц вправе лишь органы государственной власти в пределах своей компетенции, но не хозяйствующие субъекты (например, упомянутая в тексте организация-потребитель).
Замечания технико-юридического характера
С точки зрения юридической техники применительно к представленной редакции проекта имеются следующие замечания и предложения.
Постатейные замечания
1. Статья 1.
1. Пункт первый статьи 1 изложить в следующей редакции:
1. Статью 1 изложить в следующей редакции: (далее по тексту с красной строки).
2. Пункты 2, 3, и 4 статьи 1 объединить в один пункт и изложить его в следующей редакции:
"2. В статье 2:
часть первую после слов (далее по тексту).
часть вторую дополнить следующими словами (далее по тексту);
дополнить статью новыми частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания (далее по тексту)".
3. Пункты 5 и 6 статьи 1 проекта объединить в один пункт и изложить в следующей редакции:
"3. В статье 3:
абзац третий части первой после слов .... дополнить словами (далее по тексту);
дополнить статью новой частью третьей следующего содержания (далее по тексту)".
4. Пункт 7 проекта считать пунктом 4 и изложить его в следующей редакции:
"4. Абзац четвертый части второй статьи 4 (далее по тексту)".
5. Пункты 8 и 9 проекта считать пунктом 5 и изложить в следующей редакции:
"5. Дополнить Федеральный закон новой статьей третьей следующего содержания (далее по тексту).
Статьи 3, 4 и 5 считать соответственно статьями 4, 5 и 6".
2. Статья 2.
Пункт первый статьи 2 проекта необходимо изложить с красной строки. После слов "с пунктом 4" следует дополнить текст словами "статьи 1".
По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.
Первый заместитель |
В.А.Рощин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.